» » Особые шлейфы — атрибуты индейских военных обществ

Особые шлейфы — атрибуты индейских военных обществ

Члены военных обществ порой выступали в военный поход сообща, но основная их деятельность большей частью заключалась в проведении совместных церемоний и выполнении полицейских функций по охране порядка, нежели в боевых действиях. Общества оказывали серьезно влияние на внутри племенную социальную и религиозную жизнь, но ни в коем случае не являлись боевыми формированиями племени, за исключением разве что шайенских Солдат Псов. С другой стороны, нахождение в обществе было очень почетным и накладывало ряд обязательств, что, безусловно, стимулировало рядовых бойцов к агрессивному, наступательному поведению в схватках с врагами. Кроме того, общество сплачивало пребывавших в нем мужчин. Однако можно смело утверждать, что наличие в племени военных обществ никак не влияло на его боеспособность и не давало преимущества над врагами. Команчи не имели воинских обществ, что не помешало им заслужить гораздо большую боевую славу, чем та, которой могли похвастаться многие племена с оформившейся структурой таковых.
Особые шлейфы — атрибуты индейских военных обществСлева-направо: шлейф Не Бегущих от Врага, головной убор со шлейфом северных шайенов и шлейф манданов или хидатсов

В каждом военном обществе существовали определенные посты «офицеров», которые могли занимать только храбрейшие бойцы, не раз проявившие себя в кровавых битвах. Обычно они принадлежали к разряду «небегущих», то есть воинов, которые никогда не отступали в бою, в каком бы невыгодном положении ни оказались. В соответствии с занимаемым постом на них возлагались определенные обязанности не только в церемониях, но и на тропе войны. От рядовых членов общества их отличали особые регалии. Также существовала категория обществ и отдельных групп воинов, совершавших все действия наоборот. Таких людей называли противоположными. Именно воинов этих двух категорий отличала особая манера ведения боевых действий, и именно им посвящен данный раздел.

Основными регалиями постов небегущих в военных обществах были особые шлейфы, копья и посохи, которых в каждом обществе было строго определенное число.

Носители шлейфов в различных индейских обществах


Носители шлейфов были непременным атрибутом военных обществ Собак, но также встречались и в других обществах. Шлейф представлял собой длинную полоску кожи или материи и назывался собачьей веревкой.

Общество арапахских Людей Собак


У арапахских Людей Собак носителями шлейфов были четыре лидера общества, которые всегда выполняли роль руководителей крупных сражений. Шлейфы, украшенные пучками перьев, изготавливались из бизоньей кожи и имели около 15 см в ширину и около 2 м в длину. Некоторые имели сверху вертикальную петлю, в которую просовывали голову и левую руку, чтобы носить шлейф через правое плечо. У других была прорезь, и носили их за спиной. По словам Джеймса Муни, два шлейфа были желтыми, а еще два — черными. В бою носители шлейфов выходили вперед, сильно тряся трещотками и распевая военные песни. Так продолжалось до тех пор, пока другие члены общества не забирали у них трещотки из рук. Когда отряд бросался в атаку, носители шлейфов спешивались и копьями пригвождали свои шлейфы к земле, оставаясь на месте, пока соплеменники не победят или они сами не дадут людям приказ к отступлению. Но даже в том случае они не могли покинуть своего места, пока их не освобождал кто-нибудь из членов общества — выдергивал копье из земли и прогонял их, ударяя специальным хлыстом. В действительности ни один воин арапахо не мог отступать без разрешения носителя шлейфа, иначе его покрывали позором. Если же Люди Собаки паниковали и бежали, забыв освободить носителей шлейфов, те умирали рядом со своими копьями. Когда лагерь подвергался нападению, носители шлейфов раздавали своих лошадей женщинам, а сами встречали врагов в одиночку. Они редко сопровождали военные отряды, кроме очень крупных, и обычно не сражались, а стояли, пригвожденные копьем, своим присутствием поднимая боевой дух соплеменников и придавая им сил в тяжелых ситуациях. Интересно отметить, что членами общества были люди, средний возраст которых составлял около 50 лет.

Общество Собак черноногих


Отличительной особенностью общества Собак черноногих был шлейф, который во второй половине XIX века представлял собой полоску красной материи приблизительно 20 см в ширину и 2 м в длину. Он был украшен четырьмя горизонтальными рядами орлиных перьев, бахромой из волос и прорезью, через которую его надевали через голову. Шлейф тянулся за спиной носителя или свешивался спереди, когда он сидел. От членов общества ожидали проявлений храбрости, типичных для всех носителей шлейфов индейцев Равнин. Это общество существовало до начала 1860-х годов.

Носителями шлейфов шайенских Солдат Псов были четыре человека, и этот пост они занимали в течение года. Джеймс Дорси сообщал, что по истечении срока, если носители оставались живы, они с большим облегчением передавали свои регалии четверым новым избранникам. Если же кто-то из них погибал, а шлейф был утерян, вдова погибшего изготавливала новый. Он представлял собой полосу из выделанной кожи 2,5—3 м в длину и 12,5— 15 см в ширину, с прорезью для головы в его верхней части. Два шлейфа были украшены горизонтальными полосами из желтых и красных игл дикобраза и орлиными перьями. Два других имели меньше украшений. Носили шлейф на шее через правое плечо, под левой рукой. Внизу к нему на плетеном кожаном ремешке был прикреплен выкрашенный в красный цвет деревянный колышек, которым его пригвождали к земле, если соплеменники собирались отступить. При этом воин дул в свисток. Спасти пригвожденного мог один из соплеменников, приказав ему, как собаке, убираться прочь.

Общество Бешеных Собак хидатсов


Общество Бешеных Собак хидатсов было перенято ими от Северных шайенов. Два лидера общества носили по два шлейфа из красной материи, которые пересекались на груди и тянулись сзади по земле. К шлейфам крепились индивидуальные военные амулеты. Носителями были храбрейшие бойцы, выбираемые из воинов общества. Обычно человек, которому выпадала такая честь, долго отказывался от нее, но в итоге соглашался сам или его заставляли. Носители шлейфов должны были принимать бой, когда все остальные соплеменники спасались бегством.

Общество Собак гровантров


Все члены общества Собак гровантров носили через правое плечо шлейф из кожи, проходящий под левой рукой. В поздние годы его делали из красной материи. На шнурке на шее они носили свистки из орлиной кости. Кроме того, поскольку все члены общества были храбрыми бойцами, они имели право надевать в бой головной убор из орлиных перьев. Если битва развивалась не в пользу гровантров, конец шлейфа пригвождался к земле копьем. Только соплеменник, не входивший в общество, мог спасти носителя, выдернув копье и обращаясь с ним, как с собакой.

Общество Больших Собак кроу


Носители шлейфов Больших Собак кроу должны были в любой опасной ситуации брать инициативу на себя. Если враги занимали крепкую позицию, именно они кидались в атаку. Тем не менее, в отличие от носителей шлейфов из других племен, они не были обязаны останавливаться, когда дела шли плохо. Они могли отступать или принять бой и прикрыть отход соплеменников, но только по своему желанию. Однако если кто-нибудь из соплеменников просил о помощи, носитель шлейфа был обязан спасти его. С другой стороны, от них ожидали, что они будут сражаться насмерть. Носителя шлейфа, вернувшегося после разгрома отряда, поднимали на смех. Кроу говорили, что многие из них погибли в боях, но не смогли припомнить ни одного случая, чтобы кто-то из них проявил трусость. Всего в обществе было четверо носителей шлейфов — двое имели по одному шлейфу и двое по два, скрещивающихся спереди. Носители шлейфов общества Бешеных Собак кроу должны были спешиваться и прикрывать отступление соплеменников. Их шлейфы и изготавливались из красной фланели и украшались бисером.

Общество сиу Миватани


В обществе сиу Миватани (Высокие, или Головной Убор из Совиных Перьев) было четыре носителя шлейфов. К нижней части шлейфа кожаным шнурком привязывался деревянный колышек, которым в битве шлейф пригвождали к земле, втыкая колышек в маленькое отверстие на конце шлейфа. Кроме того, они носили головные уборы из вороньих перьев, с закрепленными в центре орлиными перьями. Спасти их в бою могли только члены общества, отогнав врагов и вытащив колышек из земли. Именно это общество считается родоначальником обычая «небегущих».

Общество Храбрых Сердец хункпапа-сиу


В обществе Храбрых Сердец хункпапа-сиу было два носителя шлейфов. Шлейфы представляли собой длинную полоску алой шерстяной материи около 30 см шириной и такой длины, что конец его тянулся по земле. Он украшался перьями. На верхнем конце шлейфа делалась прорезь. Также воин носил специальный головной убор — плотно обтягивающую голову шапку, густо покрытую обрезанными на конце вороньими перьями. К шапке над каждым ухом прикреплялись два тонко сточенных бизоньих рога. Начиная от границы рогов, вниз по спине носителя спускалось множество полосок и шкурок горностая. Носитель шлейфа клялся никогда не отступать перед врагом. В бою он мог не пригвождать себя к земле, но всегда должен был находиться в первых рядах атакующих. Лишь в случае, если бой становился простым, он пригвождал шлейф к земле колышком или копьем и бился насмерть. Спасти его могли только соплеменники.

Общество Каитсенко (Настоящие Псы) кайовов


Пожалуй, самым известным из военных обществ индейцев Дикого Запада, помимо шайенских Солдат Псов, было общество Каитсенко (Настоящие Псы) кайовов. Оно являлось вершиной воинской иерархии племени, и в него входило десять самых опытных и храбрых бойцов. Их лидер нес в бой церемониальную стрелу, которой пригвождал свой шлейф к земле. Когда противники выстраивались друг перед другом в боевой порядок, он должен был выйти вперед и вонзить стрелу в дырку, проделанную внизу широкого шлейфа. При отступлении кайовы могли спасти Каитсенко, выдернув стрелу из земли. Если же они в панике забывали о нем, человек погибал. После смерти лидера Каитсенко выбирали нового из своего числа. В случае гибели других членов общества их набирали во время ежегодной церемонии Пляски Солнца. Шлейф носили все члены общества, продевая через голову так, чтобы он спускался по правой стороне, волочась сзади по земле. Шлейф лидера был изготовлен из оленьей кожи и выкрашен в черный цвет. Он назывался яйпо-конкья, или Черная Веревка. Самым известным лидером Каитсенко был Сатанк. Трое других членов общества носили шлейфы, изготовленные из красной материи, называемые яйпо-гуадал — Красные Веревки. Остальные шестеро владели шлейфами из оленьей кожи, выкрашенной в красный цвет — опам-яйпо. Поскольку кайовы, несмотря на свою воинственность, не желали без надобности лишаться лучших бойцов, церемониальную стрелу лидер был обязан брать только в самые яростные битвы, где все воины дрались насмерть. Без нее лидер сражался на тех же условиях, что и обычные воины. При желании он мог передать стрелу другому человеку, желавшему проявить себя в бою. Но если он отдавал ее, когда готовилась очень серьезная экспедиция, его могли посчитать трусом и лишить занимаемой должности. Другие члены общества также могли передать свои регалии (шлейфы) кому-нибудь из воинов, отправлявшихся в поход против врагов. Обычно каждый из них имел более молодого партнера, называемого «Тса», которому мог дать свой шлейф в маловажные экспедиции, но если собирался крупный отряд, он должен был сам надеть шлейф и отправиться в поход, иначе мог прослыть трусом и быть прилюдно изгнанным из рядов Каитсенко. Когда носитель шлейфа становился слишком стар для выполнения своих обязанностей, он церемониально передавал шлейф более молодому бойцу, которого считал достойным носить его, а в качестве благодарности получал от него подарки. Иногда у стареющего воина шлейф забирали публично, но это не считалось унизительным или позорным.

Общество Грязных Рук кроу


Подобные жесткие обязательства налагались не в любом обществе. Например, от носителей шлейфов общества Грязных Рук кроу вообще не требовалось особых проявлений храбрости во время боя.

© По материалам Ю. Стукалина
01-07-14
Оставить комментарий
Ваш комментарий:
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent