Кино это наркотик. Одним из самых сильнодействующих компонентов, входящих в его состав, является вестерн. Многие до сих пор рассматривают вестерн только как жанр. Но это не совсем так. Хороший ковбой в шляпе, стреляющий из кольта или винчестера в плохого ковбоя в шляпе, - это, конечно, вестерн. И тучные стада белых облаков, плывущих над красными каньонами, вестерн. И далекий дымок индейского костра на фоне печальной полоски розового заката, и дилижанс, пылящий в утренней дымке по извилистым дорогам прерий, и тоскливый вой койота в ночи, замшелые подбородки мачо с крошками жевательного табака в недельной щетине, и начисто выбритая полуденным солнцем улица безлюдного городка, замершего в напряженном ожидании дуэли между добром и злом, - тоже вестерн. Бизоны, убегающие от рева поездов, поезда, убегающие от бандитских пуль, бандиты, убегающие от неподкупных шерифов, - все это, безусловно, вестерн.
Но не так узко, как принято считать в практике мирового киноведения - жанр. А глобальнее - стилистическое и атмосферное явление американского кинематографа, некий обобщенный вид повествования, вобравший в себя и историческое полотно, и авантюрный роман, и детектив, и комедию, и мелодраму, и философскую притчу. Жанр, вобравший жанры, - это уже эпос.
Вестерн - кинематографический эпос Америки. Чистая поэзия пластики и звука двадцать четыре кадра в секунду. Высокая условность, в которой куда большее значение имеют паузы между репликами персонажей, нежели сами реплики ими произнесенные. Шум ветра, храп лошадей, тихое позвякивание уздечек, вкрадчивый треск взводимого курка, короткий обмен взглядами и выстрел, всякий раз ставящий точку в конце этой поэмы. Смысл ее - не в высоких идеях и глубоких подтекстах, не в богатых и причудливых обертонах игры авторского ума, а в плотности наэлектризованного воздуха, в смачности точно найденной детали, в глубокой конкретике противоборства бывалых мужиков, которые отстаивают собственную честь, достоинство и независимость от всех и вся и, в первую очередь, - друг от друга. Добавьте к их суровым немногословным характерам пронзительной красоты пейзажи - и вы получите единственно истинную поэму о мужском одиночестве. Вопрос лишь в том, - кто более одинок: герои вестернов или их создатели.
КАЖДЫЙ ЗА СЕБЯ В ГОЛЛИВУДЕ ЕГО ПОБАИВАЛИСЬ, ФОРД БЫЛ НЕПРЕРЕКАЕМЫ АВТОРИТЕТОМ ДЛЯ ВСЕХ ПРОДЮСЕРОВ. ДРАМАТУР АКТЕРОВ И РЕЖИССЕРОВ, ОДНОГО ЕГО СЛОВА БЫЛО ДОСТАТОЧНО, ЧТО БЫ УТВЕРДИЛИ НА РОЛЬ, СНЯЛИ С РОЛИ. НАЧИНАЮЩЕМУ РЕЖИСЁРУ ДАЛИ ПОСТАНОВКУ ИЛИ ОТНЯЛИ ЕЕ, А СЦЕНАРИСТУ ОТКРЫЛИ ДОСТУП К БАНКУ САМЫХ ВЫИГРЫШНЫХ ИДЕЙ ЛИБО ЖЕ ПЕРЕВЕЛИ НА «ОКУЧИВАНИЕ» ПОСРЕДСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ. ДЛЯ СТАРОГО ГОЛЛИВУДА СЛОВО ДЖОНА ФОРДА ЗНАЧИЛО СТОЛЬКО ЖЕ, СКОЛЬКО И ДОЛЛАР США. НО БРОСАЛСЯ ЭТИМ ДОЛЛАРОМ ФОРД КРАЙНЕ НЕОХОТНО.О ЕГО СКУПОСТИ В ОБЩЕНИИ С КОЛЛЕГАМИ СКЛАДЫВАЛИСЬ ЛЕГЕНДЫ. ВОТ ОДНА ИЗ НИХ. 1937-й год. Дождливый мартовский день. В одном из голливудских баров коротает время за рюмкой виски Джон Форд. Внезапно чья-то рука ложится на его плечо. Форд медленно оборачивается. И видит перед собой крупнейшего продюсера Голливуда Дэвида Сэлзника. Гора подошла к горе.
- Мистер Форд, меня зовут Дэвид Сэлзник. Я продюсер.
- А я Форд. Джон Форд. Режиссер. Снимаю вестерны.
- У меня есть хорошее предложение для вас. Форд молчит. Сэлзник продолжает:
- Это книга о Гражданской войне Севера и Юга. - Он прекрасно знает, за какую струну дернуть: Форд маниакально любит и досконально знает историю Америки
- В двух словах: он - мужественный плантатор- южанин. Она - взбалмошная красавица. Их любовь длится годы...
-Стоп, - не дослушав, прерывает Форд.
- Слишком много любви. Не сказав больше ни слова, выходит из бара. Сэлзник провожает его недоуменным взглядом..., . Пройдет некоторое время, и Форд поймет, о каком проекте говорил с ним великий продюсер. Но, едва услышав название - «
Унесенные ветром», - он лишь снова мрачно усмехнется –Да-а-а... Вот, если бы это была история о любви к винчестеру-73, я бы еще подумал... Он был слеп на один глаз. Но нет худа без добра: кадры его лент были выстроены без излишеств, с гениальной композиционной лаконичностью и простотой. Пил Форд сильно, преимущественно в полном одиночестве: круг его друзей едва ли насчитывал с десяток человек. Самым близким другом был актёр Джон Уэйн – первый ковбой Америки. Первым Уэйна опять же сделал Форд. Он высмотрел его в массовке ковбоев и пересадил из «общего» седла в седло номер один. В нём Уэйн и оставался до конца своих дней – единственным и неповторимым. Портретно оба Джона были похожи – тяжёлые черты лица, мясистые носы, волевые подбородки. Лица, вырубленные из камня, и – отращённые друг в друге. В творчестве Форд неизменно оставался верным своей излюбленной теме. Герои его вестернов всегда ищут себе родственную дружеский локоть, на который можно было бы опереться в трудную минуту, пару честных глаз, в которые захотелось бы посмотреть, дабы обрести надежду, - и почти всегда не находят. «Дилижанс» (1939), пожалуй, самый оптимистичный из всех вестернов режиссера. Опасное путешествие через прерии, объединяет пассажиров почтового дилижанса - таких разных и таких поначалу отчужденных друг от друга. Впрочем, Форд-романтик в финале уступает место Форду-реалисту: когда путешествие завершается, респектабельные! дамы и господа снова надевают маски фальшивого благочиния. А истинные ценности - дружба, любовь и вновь обретенный смысл жизни - достаются отверженным мира сего: бандиту, проститутке и врачу-алкоголику. Это - справедливость по Джону Форду. Пусть те, у кого, кроим чутких душ и смелых Сердец, ничего нет, получат хоть каплю счастья. Именно с «Дилижанса» началась шумная слава Джона Уэйна. С этого же фильма в творчестве Джона Форда наметился смысловой перелом. Сообщество, семья', клан, дружеские узы, коллективное дело ,фон большинства последних вестернов режиссера. Но идейно центр теперь откровенно спорит с фоном - сообщество ложно, каждый потерян, каждый за себя. Чем сильнее личность, поглощенная коллективом, тем более она страдает. «Форт Апач» (1948), «Она носила жёлтую ленту» (1949), «Рио Гранде» (1950), «В поисках» (1956), «
Человек который застрелил Либерти Вэланса» (1962) - все эти фильмы подобны тихой песне одиночества, пробивающейся сквозь победный гимн характерных для Америки ценностей коллективной демократии. Личность у Форда кладет себя на алтарь общего дела. Но, подобно герою Джона Уэйна из «Либерти Вэланса», не получает за свою жертву ничего, даже простого слова благодарности. Попытка слиться с обществом, стать ему ближе и понятнее, чем дальше, тем больше сменяется у героев Форда желанием спрятаться в тени собственной индивидуальной мощи и - еще большего одиночества. «А я и не прошу, чтобы меня благодарили», - говорит один из персонажей Форда. От себя добавлю: он не просит, но хочет это почувствовать. Ведь главное для героев Джона Форда - не жажда славы и почестей за проявленный ими героизм, а насущная потребность быть понятыми и услышанными.
Он прожил 78 лет и сделал более 100 фильмов. Среди них были военные и социальные драмы, исторические и биографические ленты. Но режиссер всегда упрямо твердил: «Я Джон Форд. И я снимаю вестерны».
КАЖДЫЙ ПРОТИВ КАЖДОГО К НАЧАЛУ 60 X ГОДОВ ВЕСТЕРН СТАЛ ЗАМЕТНО ВЫДЫХАТЬСЯ,СПОТЫКАТЬСЯ И ХРАПЕТЬ,КАК ЗАГНАННЫЙ КОНЬ. ТАКИЕ ФИГУРЫ,КАК ДЖОН ФОРД,ГОВАРД ХОУКСИ,ЭНТОНИ МАНН. БЫЛИ ЯВЛЕНИЯМИ ЕДИНИЧНОГО ПОРЯДКА.ИХ ВЕСТЕРНЫ ПО ПРЕЖНЕМУ ОСТАВАЛИСЬ ОБРАЗЦАМИ БОЛЬШОГО КИНО ВНЕ МОДЫ. НО ВРЕМЕНА БИТА, РОК-Н-РОЛЛА ПОВСЕМЕСТНОГО НИГИЛИЗМА ТРЕБОВАЛИ НОВОГО, БОЛЕЕ ОСТРОГО ЯЗЫКА ДЛЯ ПЕРЕСКАЗА «ПАПИНЫХ» КОВБОЙСКИХ ИСТОРИЙ. АМЕРИКА ПРОСТО НЕ МОГЛА НЕ НАЧАТЬ РЕФОРМУ РОДНОГО ЖАНРА. В ЛЕНТАХ О БРАВЫХ ПАРНЯХ С ДИКОГО ЗАПАДА ЗАЗВУЧАЛИ СОЦИАЛЬНЫЕ МОТИВЫ. «Апач» (1954) Роберта Олдрича, «Сломанная стрела» (1950) Делмара Дэвза и «Непрощенная» (1960) Джона Хьюстона - покаяние перед индейцами за дискриминацию и массовое истребление. «Жестяная звезда» (1957) и «Человек с Запада» (1958) Энтони Манна, «Вера Крус» (1954) Роберта Олдрича и «
Рио Браво» (1959) Говарда Хоукса - пересмотр кодекса положительного героя и шаг к сложному психологическому рисунку, которым вестерн до 50-х годов не очень-то себя обременял. Наконец, самый яркий образец перестроечного вестерна «В полдень» 1952) Фреда Циннеманна - под широкополой шляпой Гарри Купера зрители увидели критику эпохи маккартизма. Все это, конечно, было здорово и прогрессивно, но сути дела в корне не меняло: вестерн как был стилистически консервативным жанром, так им и оставался. Одной лишь реформы содержания и смены идеологических векторов было мало. Требовалось нечто большее - новая эстетика. Свежий взгляд на старый
мир Дикого Запада. Этот взгляд Америке подарил итальянец. Даром, что в раздольных прериях Нового Света находилось место предприимчивым парням любых национальностей. Звали новичка Серджио Леони. Сегодня он - канонизированный классик вестерна. А тогда... Джон Форд: Итальянский вестерн? Такого не знаю. Генри Хатауэй (еще один ветеран жанра): -Леоне?! А кто он?!..
Вот так. Можно сказать, проглядели гения. Между тем именно Серджио Леоне разрушил последний бастион романтической благочинности вестерна и создал свой, особый, авторский мир Дикого Запада, не похожий ни на один из уже существовавших до него образов земли скал и прерий. Робкие попытки американских коллег ужесточить правила ковбойских игр Леоне довел до дерзко - грубого абсурда. Отныне не было хороших и плохих героев, белых и черных фигур. Все парни с кольтами на боку стали равны друг другу. Они отстаивали не моральные ценности, не честь и не достоинство, а право на жратву, ночлег и жизнь. Если же кто-то устремлений немедленно уничтожался выстрелов из кольта 45-го калибра. Серд4ио Леоне освободил героев своих «спагетти-вестернов» от нравственных обязательств, вместив в их кодекс новое правило - разбогатеть любой ценой. Не потому ли герой его трилогиг «За пригоршню долларов» (1964), «На несколько долларов больше» (1965) и, в особенности, «Хороший, плохой, злой» (1966) кажется еще более одиноким, чем герой Джона Форда, правда одиночество это иного сорта - без тоски-печали, без лирики и надрыва, без поисков выхода из него. Одиночество как данность. Нет друзей - хорошо, есть друзья - уже хуже. Вот принцип, по которому живут и действуют в вестернах Леоне. Лучшими друзьями для каждого здесь являются шестизарядный кольт и отсутствие человеческих привязанностей. Чем ты свободнее, тем легче убивать. А чем легче убивать, тем легче забывать. Таким он, наверное, и был - настоящий Дикий Запад. Мир с условными рефлексами и без рефлексии. В подтексте у Леоне сквозит едкая ирония: «Вот так, а не иначе, парни, создавалась Америка – большая страна больших возможностей». Мысль эта, однако, ни разу не продекларирована вслух. Кинематограф Леоне вообще чуждается каких бы то ни было деклараций. Это – ритм в его чистом виде. После Леоне уже невозможно снимать вестерны, не обращая внимания на их стиль. После него в вестерне просто необходимо быть стилистом. Вкус к долгому крупному плану, к рассматриванию мелочей – рукояток револьверов, капель пота на напряжённых лицах, изжёванных сигар, ссадин и грязных ногтей, - удовольствие от долгих пауз, предшествующих бурной перестрелке – всё это «родил» Серджио Леоне. И обязательный атрибут его мира – музыка Энио Морриконе и чёрный юмор, заменяющий здесь привычную для классического вестерна мораль. … Леоне открыл Клинта Иствуда. Он вернул этого актёра Голливуду, который прежде и знать-то Иствуда не желал, гноя на третьесортных ролях. Леоне сделал из Иствуда звезду, точно так же, как в своё время Джон Форд сделал звезду из Джона Уэйна. Леоне принёс в вестерн изощрённый звукоряд. Леоне возродил ряд. Он был один против целого легиона консервативных классиков американского кино. Над ним смеялись, называли папой «спагетти-вестерна». А он подобно своему герою – Безымянному Незнакомцу – выстоял и победил в этой борьбе. Голливуд оценил его заслуги позже. Град хвалебных рецензий и кинематографических панегириков опоздал на два десятилетия. Он обрушился на творчество Серджио Леоне в тот момент, когда самому мастеру это уже было не нужно. Леоне скончался в возрасте 62 лет автором всего 8 фильмов. Но каких…!
КАЖДЫЙ ПРОТИВ СЕБЯ НЕ МЕНЕЕ ЗНАЧИТЕЛЬНЫМ НОВАТОРОМ ВЕСТЕРНА БЫЛ И СЭМ ПЕКИНПА. ЕСЛИ ФОРД СОЗДАВАЛ В СВОИХ ФИЛЬМАХ МИР РОМАНТИЧЕСКОГО РЕАЛИЗМА. ЛЕОНЕ - ГРОТЕСКНОЙ АБСТРАКЦИИ, ТО ПЕКИНПА ШАГНУЛ В СТИЛЬ БЛИЗКИЙ ПО ДУХУ ДОКУМЕНТАЛЬНОЙ ДОСТОВЕРНОСТИ. ПРИ ЭТОМ «ДОКУМЕНТАЛИЗМ» ВЕСТЕРНОВ ПЕКИНПА ПРОНИЗАН И ФИЛОСОФСКОЙ СИМВОЛИКОЙ, И ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫМ ПОДТЕКСТОМ, И ОСОБОЙ, ПРИСУЩЕЙ ПОЧЕРКУ ТОЛЬКО ДАННОГО АВТОРА, МОНТАЖНОЙ МЕЛОДИКОЙ. Самым значительным вестерном Сэма Пекинпа стал фильм «
Дикая банда» (1969). Тематически эта лента перекликается с «коллективным» вестерном Говарда Хоукса «Рио Браво» (1959), в котором отважный одиночка объединяет вокруг себя группу людей, единомышленников, противостоящих враждебным обстоятельствам. Только Хоукс, как истинный представитель старого вестерна, ведет коллектив своих персонажей прямиком к оптимистической концовке - победе и моральному возрождению, а для Пекинпы победа и возрождение личности немыслимы без тернистого пути искупления былых грехов, без кровавой жертвы, которая только и может освободить дух человека от спутавших его оков. В случае с героями «Дикой банды» - это оковы жестокого мира, окружающего их, и оковы их бандитского кодекса, в котором нравственные критерии размыты, а мечты связаны только с обогащением. Здесь человек человеку друг только сегодня, а завтра -уже заклятый враг. Здесь убийство - бытовая повседневная норма. Предательство - обычная вещь. Герои живут в грязи и, кажется, дышат самой грязью. В них, на первый взгляд, уже не осталось ничего человеческого. Такие не могут поступить иначе, как ради собственной выгоды «сдать» самозваному генералу мексиканских повстанцев своего дружка, которого тот заподозрил в краже большой партии оружия, предназначенного для «освободительной революции». Парень будет казнен, банда получит от генерала деньги за выполненное задание и по утру «отвалит» восвояси. И вот приходит утро. Члены шайки пробуждаются от похмелья в постелях обозных шлюх. Переглядываются. Что же дальше? Такая же скотская жизнь? Грабеж, убийства, дележ добычи? Но душу тяготит предательство - они отдали своего на заклание, бросили на произвол судьбы. И вот все четверо, не говоря ни слова, берут в руки винтовки и с еще тяжелыми, отекшими от пьянки лицами идут через лагерь мексиканских повстанцев к генеральному штабу. Они идут освобождать своего, чтобы ответить на вопрос - настоящие ли они мужики или мусор? Они идут становиться людьми. Решение принято. Дальше - вечность. Кровью они смоют все свои прошлые грехи. По мысли Пекинпа - только так и может быть: кровь смывается кровью. И сцена возвышения героев выглядит одновременно сошествием в ад: финальная перестрелка с армией генерала Мапачи решена монтажно как стремительный и яростный балет агонизирую человеческих тел, проходящих сквозь огонь пулеметных очередей и ружейных выстрелов. Теперь они больше не предатели. У всех четверых - счастливые улыбки на мертвеющих лицах. Теперь они честны и по-настоящему свободны. Пекинпа - жестокий реалист Мир его героев безусловен. В нем нет абстрактных масок, как в фильмах Серджио Леоне. Образы зла в лентах Пекинпа, так же как и образы добра абсолютно конкретны. У Леоне персонажи играют в жестокость. У Пекинпа живут ею. У Леоне нет-нет да промелькнет что-то понарошку. У Пекинпа - трагедия, никаких поддавков. Новаторство Сэма Пекинпа в том и заключается, что он окончательно вывел вестерн на тропу всамделишной, а не игрушечной войны героя с окружающим миром и впервые столкнул его самим собой. В фильмах Пекинпа враг находится не вне, а внутри персонажа. Фирменный знак, .режиссёрского стиля Пекинпа монгаж. Рубленный, рваный, как раны, из которых хлещет кровь, его монтажный почерк, которым «написаны» эпизоды драк, погонь и перестрелок успешно растиражирован авторами сегодняшнего Голливуда. Наибо лее последовательными приверженцами и эпигонами лихорадочных «нарезов» а-ля «Дикая банда» стали Брайан Де Пальма и талантливый гонконгский ремесленник Джон Ву.
...К середине 70-х годов неуживчивый характер привел Пекинпа к серьезным конфликтам с боссами голливудской киноиндустрии. Он снимал все реже и вес хуже. И всё больше пил. Дальше - наркотики, и как результат - смерть в возрасте 59 лет от отека лёгких. Он жил и умер, подобно своим героям, в попытке разорвать оковы собственной судьбы.
…….ЭТИ ТРОЕ СОЗДАЛИ ВЕСТЕРН – ВЕЛИКИЙ АМЕРИКАНСКИЙ ЭПОС. СОЗДАЛИ, ПОБЕДИЛИ И УШЛИ. ТАК ЖЕ КАК ИХ ГЕРОИ.Автор статьи российский режиссёр Олег Погодин, 1996 год.