» » Головной убор индейцев

Головной убор индейцев

Для головных уборов и украшения волос индейцы обычно использовали хвостовые перья орла, реже перья крыла. Орел считался священной птицей, и для добычи перьев его не стреляли, а ловили, причем поимка сопровождалась определенными церемониями. Особо ценились белые перья с черными кончиками, которые были у орлов, не достигших зрелости. Когда птица вырастала, перья сначала становились крапчатыми, а затем темнели до темно-коричневого цвета. Они ценились не так высоко, но также использовались. Льюис и Кларк отмечали, что манданы, арикары и хидатсы оценивали два орлиных хвоста в хорошую лошадь или ружье. Мэтьюз писал, что хидатсы продавали перья менее искусным в поимке орлов племенам, и за один полный хвост можно было получить отличную лошадь для бизоньей охоты. По сообщениям Максимилиана, одно хвостовое перо всегда оценивалось в один-два доллара (в товарах). По словам Эдвина Денига, каждый орлиный хвост состоял из 12 перьев, и цена одного пера на Северных равнинах составляла 2 доллара, или 15 перьев за лошадь. Иногда для головных уборов использовали перья других птиц. В 1811 году Брекенридж видел такие уборы среди арикаров. «Они носят своего рода короны из перьев, — писал он, — которые мы видим на большинстве картин, изображающих краснокожих. Короны эти очень красивы. Наиболее ценятся для этой цели перья лебедя». Для украшения головных уборов часто использовались подвески из меха, ткани или перьев и бисерные узоры. Головные уборы из перьев были легкими, компактно складывались и перевозились в цилиндрических кожаных контейнерах. У черноногих головной убор во время перекочевки везла в контейнере на задней луке седла жена воина.
Головной убор индейцев

Основные типы индейских головных уборов


Дэвид Барнет писал в первой четверти XIX века, что индейские головные уборы «настолько же разнообразны, насколько далеко может зайти их фантазия и возможности». Головные уборы из перьев можно поделить на три основных типа: солнечные, вертикальные и линейные — с перьями, идущими гребнем. К головным уборам часто прикреплялись хвосты, порой достигавшие пяток. Хвостами называли длинные шлейфы (полосы) из кожи (в ранние времена) или ткани, которые прикреплялись к уборам сзади и спускались по спине воина до икр. По словам омахов, до появления лошадей хвосты достигали поясницы, но, после того как индейцы начали добывать лошадей, они стали длиннее, потому что не сковывали движений всадника. Иногда они были такими, что тянулись по земле, когда воин ехал верхом на коне. Обычно к убору присоединяли один хвост, реже два. Вдоль хвоста закреплялся горизонтальный ряд орлиных перьев. Известный солнечный убор вождя Куана Паркера с длинным хвостом состоял из 60 орлиных перьев, но он также относится к позднему периоду. Черноногие называли вертикальный головной убор с одним прикрепленным к нему хвостом головным убором с выпуклыми ребрами. Уборы с двумя хвостами были известны еще до 1850 года.

В головных уборах каждое орлиное перо означало совершенный подвиг. Мало кому удавалось набрать достаточно перьев для убора с длинным шлейфом, а тем более с двумя. Поэтому при изготовлении такого великолепного убора у шайенов собратья по военному обществу добавляли перья, означавшие их собственные подвиги, к тем перьям, которые заработал владелец головного убора. Таким образом, убор со шлейфом означал гораздо больше, чем просто храбрость владельца. Он символизировал объединенную доблесть носителя и его товарищей по военному обществу. Развевающиеся на ветру хвостовые орлиные перья брались у самой священной из птиц, в которой была часть мощной силы Грома. Пуховые перья с груди орла, закрепленные у основания больших перьев, обозначали Майуно, или Священные Силы. Именно Майуно наблюдали за воином, благословляли его и защищали в битве.

Магическая сила головных уборов из орлиных перьев


Головные уборы из перьев надевали на войну или во время различных церемоний. Многие авторы указывали, что убор из перьев орла считался у индейцев священным и надевался не из-за его красоты, а из-за магических свойств. Орел обладал огромной защитной силой, и человек, на голову которого был надет такой убор, считал себя недосягаемым для вражеских пуль и стрел. Такая точка зрения верна лишь отчасти.

С одной стороны, индейцы действительно приписывали уборам из перьев огромную магическую силу. С каждым из них были сопряжены индивидуальные табу и ритуалы, необходимые для поддержания этой силы. Много Белых Лошадей, черноногий, вспоминал: «У меня был военный головной убор и четыре песни. Когда мне передавали его, мое лицо раскрасили (определенным образом) и научили этим песням. Когда мы оказывались около врагов, я проделывал то же самое (раскрашивал лицо и пел четыре особые песни, связанные с магической силой головного убора)». Опасные ситуации зачастую подтверждали распространенное среди краснокожих мнение о защитных силах уборов. У знаменитого шайена по имени Вихрь в яростной битве с сауками и фоксами на уборе были отстрелены все перья до единого, но сам он не получил и царапины. Спустя десятилетия шайены c восхищением рассказывали об удивительной защитной силе его убора, который, по их мнению, сохранил жизнь воина в той битве.

С другой стороны, индейцы были людьми разумными и на практике могли убедиться, что головной убор не всегда являлся панацеей от пуль и стрел противника. Считалось очень храбрым поступком надевать его в битвы, потому что, несмотря на магические силы, воин навлекал на себя огонь противника. Интересно отметить, что великий военный лидер сиу, Бешенный Конь, никогда не носил в битву головной убор из орлиных перьев, хотя обладал всеми правами на него. Возможно, это было связано с его исключительно редкой для индейцев манерой ведения боя — его не интересовали скальпы, и он считал, что важнее всего в бою нанести врагам наибольший урон в живой силе, стараясь не потерять своих бойцов. Гриннел отмечал, что некоторые шайены не хотели носить их, потому что убор делал человека слишком заметным, и враг скорее стрелял в воина в головном уборе, чем в воина без такового. Деревянная Нога, воин северных шайенов, также подтверждал, что немногие из его соплеменников носили такие уборы. Следует отметить, что обладателями уборов из орлиных перьев были очень опытные бойцы, которые, в отличие от юнцов, знали, как не подставлять себя под пули без надобности. У скиди-пауни только самые выдающиеся воины могли носить «солнечные» головные уборы.

Возможно, к концу 1870-х годов значимость и символизм орлиных головных уборов несколько снизились. Известен случай, и, вероятно, он был не единственным, когда сын без спроса взял такой убор у отца, после чего покинул резервацию и присоединился к враждебным индейцам. Речь идет о сыне вождя оглала-сиу, Красного Облака, — Джеке Красное Облако, надевшем великолепный головной убор своего великого отца в битву с солдатами Крука на р. Роузбад в 1876 году. В той битве участвовало около тысячи воинов, и, судя по всему, ни один из них не сделал замечания наглецу, что говорит в пользу высказанного выше предположения. Во время боя скауты кроу отловили его, отобрали убор и, смеясь, избили хлыстами, даже не став убивать. Известно также, что иногда такой убор просили у друзей на время, чтобы взять его в бой. Порой уборы из орлиных перьев делали для красоты, и защитными свойствами они не обладали. Сиу вспоминали такой головной убор, владельцем которого был Плохое Озеро. Убор представлял собой длинный ряд перьев, закрепленных по прямой линии от темечка вниз по спине до земли. По всей длине перья были попеременно выкрашены в красный и белый цвет — семь белых, четыре красных и т.д. Красные перья означали ранения, полученные в битвах. Считалось, что, если человек, носящий такие красные перья, солжет, он будет ранен в бою.

В 1860—1870-х годах некоторые шаманы шайенов, такие, как Белый Бык и Бузина, не использовали в военных головных уборах и прочих священных предметах и амулетах, которые изготавливали, ничего, что было произведено белыми людьми. Считалось, что магическая защита их изделий столь велика, что способна даже отвратить от воина пули врагов. Наиболее священными кровными уборами были те, форма и украшение которых открылись шаманам в видениях. Подобный головной убор был открыт Белому Быку в видении Громовым Существом. Позднее он передал его известному военному лидеру Римский Нос. Ничто из произведенного белым человеком не использовалось при изготовлении этого убора из перьев, украшенного бизоньими рогами, — ни ткань, ни металл, ни бисер. Защитная сила его была столь велика, что ни одна пуля не могла причинить вреда Римскому Носу, пока он носил его и подчинялся связанным с ним запретам.

Головные уборы из орлиных перьев могли быть регалией воинского общества. Так, два традиционных головных убора «солнечного» типа с одним длинным «хвостом» и бизоньими рогами были регалиями Отмеченных Белым — военного общества сиу. В другом обществе сиу — у Храбрых Сердец — тоже имелись уборы из орлиных перьев с бизоньими рогами по бокам. Их всегда брали в набеги и рейды. Если член общества был храбр и никогда не проявлял трусости, после смерти его хоронили в этом уборе. Но если он хоть раз проявлял трусость, по возвращении из похода у него прилюдно отбирали убор и с позором изгоняли из общества.

Когда индейский воин гарцевал на лошади перед шеренгами вражеских бойцов, приглашая их выйти на бой, его головной убор из орлиных перьев с длинным шлейфом провозглашал, что этот человек благословлен и защищен Высшими Силами. Это был воин, который не ведал страха и не боялся смерти.

© Стукалин Ю.В.
27-03-15
Оставить комментарий
Ваш комментарий:
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent