Тонкава — наиболее важное и единственное выжившее племя из всей тонкавской языковой семьи. По мнению Гатшета, название племени происходит из языка вако — тонкавейя или Они Все Всегда Вместе. Самоназвание племени — титскан-ватитч.
Кайовы и
команчи называли их куикого и карико соответственно, что означает Людоеды. Название не лишено исторической подоплеки — маленькое племя тонкавов получило широкую известность именно благодаря своему стойкому пристрастию к каннибализму, сообщения о котором появлялись даже во второй половине XIX века. Даже в 1874 году команчи ловили тонкавов за поеданием трупов команчей.
Фото индейцев тонкава Помимо собственно тонкавов, племя состояло из остатков йохуанов, мейейе, эрвипиами, кавов, эмето, санов, кантонов и других народов. Йохуаны и мейейе были ассимилированы тонкавами во второй половине XVIII века.
Территория Тонкава в начале XIX века В XVIII веке тонкавы были воинственными кочевниками, имели достаточно лошадей и были искусными наездниками. Оружием им служили луки, копья и ружья, а тело воинов прикрывали плотные кожаные рубахи (куэро) и щиты. Они были прекрасными охотниками на бизонов и оленей. Один из белых торговцев сообщал, что только в 1805 году тонкавы поставили ему 5000 оленьих шкур. Страшные эпидемии новых болезней и постоянные нападения команчей и других враждебных
индейцев сильно сократили численность племени, отразившись на его боеспособности. Тонкавы были оттеснены команчами от бизоньих пастбищ, и уже в 1828 году Берландье писал: «Раньше тонкавы были достойными людьми, но с каждым днем их число сокращается. Сегодня они представляют собой горстку бедствующих несчастных краснокожих... Мужчины ходят абсолютно голыми за исключением набедренной повязки. Их единственные украшения — это бусинки и ракушки, которые они подбирают в речках». Но, несмотря на все перипетии, тонкавы оказывали врагам яростное сопротивление.
Вичиты, к примеру, в XIX веке называли тонкавов храбрейшими из своих врагов, живших к югу от них.
Танцы тонкава перед бурей Основными врагами тонкавов в разные времена были
липаны и команчи. До начала XIX века тонкавы почти постоянно воевали с липанами и другими апачскими племенами, присоединяясь в нападениях на них к команчам, вичитам и асинаям. Но даже тогда их отношения с команчами и вичитами часто были напряженными. В XIX веке взаимоотношения с этими племенами кардинально изменились, и тонкавы начали выступать на стороне липанов против команчей и вичитов.
Тюрбан Тонкава, 1880 год Первым европейцем, встретившим племена тонкавской языковой семьи, был Кабеса де Вака в начале XVI века. В 1691 году тонкава и йохуаны упоминались Франсиско Касаньяс де Хесус Мария как враги асинаев. Следующее упоминание о тонкавах мы находим в записях французской экспедиции Лагарпа в 1719 году, где отмечается, что танкаойи (тонкава) являлись самыми известными воинами из всех окрестных племен, а тела их вождей были изборождены боевыми шрамами. Они вели кочевой образ жизни, следуя за бизоньими стадами. С этой поры тонкавы в основном были дружественны французам. Первые тесные контакты с испанцами у тонкавов начались со строительства в 1746—1749 годах христианских миссий на р. Сан-Ксавьер (Сан-Габриель) в Техасе. К 1756 году эти миссии были заброшены, и защитный гарнизон испанских солдат перевели в новую миссию на Сан-Саба, построенную для липанов. С тех пор тонкавы стали врагами испанцев и в 1758 году вместе с другими племенами атаковали апачскую миссию Сан-Саба и уничтожили ее. Приблизительно в течение 15 лет после провала миссий Сан-Ксавьер племя тонкава враждовало с испанцами, но к 1770 году мирные отношения наладились благодаря новой испанской политике в отношениях с индейцами. Однако испанские власти были серьезно обеспокоены дурным влиянием, которое оказывал на племя вождь Тоске, более известный под именем Эль-Мочо. По происхождению вождь был апачем, в детстве захваченным тонкавами. Он вырос в племени и благодаря боевым заслугам и уму сумел добиться в нем неоспоримого влияния. Амбиции Эль-Мочо чрезвычайно беспокоили испанцев, и они вступили в сговор с его соперниками, замышляя его убийство, но во время эпидемии 1777—1778 годов все краснокожие заговорщики умерли, а Эль-Мочо был избран верховным вождем. 8 октября 1779 года в Бехаре губернатор Кабельо, чтобы завоевать доверие вождя, был вынужден признать Эль-Мочо «великим капитаном» и одарить богатыми подарками. Испанское правительство Мексики запрещало продажу огнестрельного оружия индейцам, и в 1782 году мескалеро и липаны, желавшие приобретать ружья, сделали попытку заключить мир с тонкавами, без проблем получавшими ружья от французов. Более 4000 индейцев собралось в декабре того же года, чтобы обменять ружья на ворованных лошадей, но складывающийся было союз оказался сорван амбициями Эль-Мочо, попытавшегося убедить апачские племена избрать его верховным вождем, обещая за это изгнать с индейских земель всех испанцев. Испанцы не могли оставить угрозу без внимания, и, после долгих интриг, 12 июля 1784 года Эль-Мочо был предательски убит на площади в Байя. Тонкава избрали нового вождя и около десяти лет жили в постоянном поселении на р. Навасота, после чего вновь вернулись к кочевому образу жизни. Отношения с испанцами с тех пор периодически бывали враждебными.
Акварельная картина Лино Санчеса.
Индейцы тонкава и Жан-Луи Берландье Ко времени прихода на их земли американцев остатки тонкавов уже не представляли опасности ни для них, ни для краснокожих соседей. Осенью 1855 года правительство США поселило их вместе с кэддо, кичаями, вако, тавакони и команчами-пенатека в две небольшие резервации на р. Бразос в Техасе. Но белые техасцы не желали видеть краснокожих рядом с собой, и напряжение между двумя расами закончилось нападением на индейское агентство. В 1857 году индейцев перевели к р. Вашита в Оклахоме, а тонкавов временно поселили около устья Тонкава-Крик, чуть выше современного города Анадарко.
Пристрастие тонкавов к каннибализму вызывало такую ненависть среди окружавших их племен, что несколько раз племя едва не было уничтожено полностью. В 1862 году тонкавы убили и съели мальчика-кэддо, что переполнило чашу терпения соседних племен, и ночью 23 октября огромный и хорошо вооруженный отряд, состоявший из воинов шауни, делаваров, кэдо, вичитов и других племен, атаковал агентство тонкавов вблизи Анадарко и Оклахоме. Началась резня, в которой из 300 тонкавов было убито 137 мужчин, женщин и детей. Но даже эта резня, в которой племя было практически уничтожено, не отбила у тонкавов страсти к человеческому мясу.
Карта миграций тонкава После резни тонкавы несколько лет скитались, пока к 1870 году их не поселили рядом с фортом Гриффин, штат Техас, чтобы спасти от полного уничтожения. Многие мужчины племени служили разведчиками и проводниками армии США до конца
войн с индейцами на Южных равнинах. В 1884 году остатки племени были переселены в маленькую резервацию в штате Оклахома.
Самым известным тонкавом XIX века был вождь Пласидо, или Хашукана (Не Могут Его Убить). Сын воина тонкавов и команчской пленницы, он сам также был женат на плененной женщине команчей, от которой имел двух сыновей. Часто служил проводником и разведчиком в отрядах техасских рейнджеров и снискал известность в сражениях с команчами, которых люто ненавидел. Первые сведения о нем относятся к 1819 году, когда он сопровождал экспедицию майора Джеймса Лонга в Техас. После смерти вождя Карита, случившейся в 1823 году, Пласидо был избран верховным вождем тонкавов. Был дружен с видными техасскими деятелями. Участник битвы на Плам-Крик в 1840 году и других столкновений с команчами. После аннексии Техаса (1846 год) и наплыва белых поселенцев не всегда мог сдержать молодых воинов от стычек с колонистами. В 1848 году два воина тонкавов застрелили поселенца близ Фредрикберга. Опасаясь мщения, Пласидо пытался укрыться у других племен, но везде получил отказ. Позднее вместе со своим племенем поселился в резервации. Был убит во время резни в октябре 1862 года.
Численность тонкавов
Численность тонкавов: 1690 г. (Муни) — 1600 чел.; 1772 г. (Де Месьерес) — 150 или более воинов; 1778 г. (испанские сообщения) — 300 воинов; 1779 г. — 150 воинов (после эпидемии оспы); 1782 г. — более 600 чел.; 1805 г. (Сибли) — 200 мужчин; 1819г. (Падилья) — не более 500 чел.; 1828 г. (Берландье и Теран) — 80 семей; 1843 г. (Боллаерт) — 100 воинов в общине вождя Кампоса; 1847 г. (официальный подсчет) — 150 мужчин; 1862 г. — перед резней в агентстве — 300 чел.; во время резни в агентстве погибло 137 человек; 1884 г. — 92 человека; 1908 г. — 48 человек, включая нескольких липанов, присоединившихся к ним в 1870-х годах; 1910 г. — 42 человека; 1930 г. — 48; 1944 г. (данные Индейского бюро) — 56 человек, включая нескольких липанов.
Портреты воинов тонкава
Вождь Грант Ричардс, слева на фото жена ВендиТонкава Джон Раш БаффалоТонкава Шерман МайлзТонкава Уильям СтивенсТонкава Джон УильямсТонкава Джон АлленДжонсон, тонкава © Стукалин Юрий