Команчи — самые воинственные индейцы юто-ацтекской языковой семьи, проживающие на территории Южных равнин. Команчи делились на самостоятельные племена. С момента появления краснокожие непрерывно воевали с другими индейцами и бледнолицыми, проживающими по соседству. Корни происхождения команчей упираются в южные группы восточных шошонов, располагающихся на востоке Вайоминга вблизи реки Платт. Приблизительно в 1700 году, как только первые группы команчей оседлали лошадей, они сразу же приступили к перемещению на юг.
Сами команчи называли себя
не-ме-на, от
нем — Люди, но на Равнинах, как и шошоны, были известны как
Змеи. Тому существует два объяснения. По рассказам вождя Куана Паркер известно, что однажды племя отправилось на поиск новых охотничьих угодий. В процессе миграции необходимо было перейти через горы, но случилось так, что, по всей видимости, некоторым индейцам было не суждено продолжать поход. Всему виной — резко наступившие холода. Как только часть племени потребовало вернуться назад, вождь на совете окрестил их змеями, пятящимися по своему следу назад. Отсюда произошло название —
Змея, Ползущая Назад. Другая версия повествует о повороте части команчей назад из-за волков, вставших на их пути.
Фото Эдварда Кёртиса, 1927 Наверняка происхождение названия племени не ясно, но одна распространенная версия гласит, что оно произошло от ютского слова команциа или комантсия, что в переводе означает
Враги (более точный перевод —
Те, кто Всегда Хочет Сражаться со Мной). Данный термин применялся ютами ко всем их недругам, коими кроме команчей также были
арапахо, шайены, кайовы. Однако так как постум 1726 года команчи были их главными врагами, то и название крепко ассоциировалось с ними. Некто Де Бенневилье считает, что
команчи не иначе как испанское слово, означающее
дикий человек.
Аса-То-Йет, 1872 Обладая широкой известностью, имея великую историю и культуру,
Comanche были своего рода историческими сиротами. Команчи считались признанными бойцами Южных равнин и почти два столетия кряду наводили ужас на испанских, мексиканских и американских поселенцев.
Краснокожие индейцы были искусными в
верховой езде (бесподобные наездники) и метко стреляли из французских ружей, при этом молниеносно перезаряжая винтовки. Ричард Додж называл союз команчей и кайовов «современными спартанцами». Команчи не сдавались в плен, они оставались храбрыми до самой смерти. Данное замечание касается и женской половины.
Среди всех известных индейских племен команчи заслужили репутацию храбрых бойцов. Более того, команчи — это единственное племя Великих Равнин, которое почти 170 лет отважно сражалось с белыми людьми! В основном команчи пленили женщин и детей. Если ребенок был слишком маленький, то его усыновляли, а когда он взрослел, то считал своими «кровными» родителями естественно тех, которые его вырастили, т.е. из племени команчи. Воины
считали ку на пленниках, таким образом, возвышая свои боевые заслуги.
Альберт Аттокни, 1926 Неотъемлемым атрибутом команчей была лошадь, ведь неспроста их считали лучшими конниками
Дикого Запада, воинская удаль которых мало с кем и с чем сравнима. Команчи всерьез вели лошадиную торговлю. Любопытно, что в отличие от многих других племен, команчи, за редким исключением, не покупали «огненной воды». Стоит признать, алкоголь становился стихийным бедствием для множества племен.
Племена команчей
Команчи состояли из нескольких (от восьми до двенадцати) родственных, но абсолютно независимых племен, каждое из которых делилось на множество общин. Лишь наиболее крупные группы получали постоянное название. В конце XVIII века испанцы Новой Мексики выделяли три основные ветви — северную, южную и центральную. Некто Р. Томас, долго живший среди команчей в резервации, называл 20 племен, шесть из которых находились на грани распада и вымирания. В целом же для второй половины XIX века можно выделить пять основных — пенатеки, котсотеки, нокони, ямпарики и квахади.
Тениква, 1919 Пенатеки — Поедатели Меда — были самым большим племенем команчей. Пенатеки первые, кто столкнулись с белыми. По преданиям, племя краснокожих двигалось в южном направлении столь далеко, что утратило связь с другими индейцами-команчами. Пенатеки оказывали достаточно активную помощь армии США против сородичей.
Консотеки — Поедатели Бизонов. Франсиско Хавьер Ортис рассказывал, что данное племя команчей жило между реками Рио-Пекос и Ред-Ривер и, что его численность достигала до 6-7 тысяч индейцев.
Нокони — Те, Кто Поворачивается — были вечными кочевниками и отличались беспокойным характером. Губернатор Новой Мексики сообщал, что скитальцы проживают между реками Арканзас и Ред-Ривер, и составляют центральную ветвь команчей, вместе с племенами тенава и танима.
Ямпарики — Поедатели Ямпы — населяли северную часть Команчерии (так называлась территория команчей). Есть сведения, что они позднее других команчей отделились от шошонов. Подтверждением тому является факт, что шошоны из штата Айдахо всех команчей именуют именно ямпариками.
Квахади — Антилопы. Племя носит такое имя, поскольку проживало на выжженных солнцем и богатых антилопами равнинах. Твердыней квахади были равнины Льяно-Эстакадо. Данное племя последним покорилось американцам.
Танима — Поедатели Печени — имели обычай есть сырую печень, добытую на охоте. Отсюда происходит название племени. Соседствовали с нокони, с которыми и представляли центральную ветвь команчей.
Тенава — Стоящие Вниз по Реке — третье племя центрального региона, практически стертое с лица земли в кровавой схватке с мексиканцами в 1845 году.
Млечный Путь, 1872 Также известно о существовании еще целого ряда более мелких племен, например, итетао, ваваи, мутсане, пахураикс (знаменитое среди команчей племя, но малоизвестное среди белых людей), юпи, виане, итчитабуда, хайненауне, нонаум и другие.
Портреты Команчей (Comanche) Численности команчей
Постоянные войны и эпидемии привнесенных болезней серьезно сказались на численности команчей. Оспа поражала племя в 1816, 1839-1840 и 1861-1862 гг., холера в 1849 году. Де Анса, известный как губернатор Новой Мексики сообщал, что на первую половину 1786 года приходилось 23 вождя с 593 палатками команчей, посетивших Санта-Фе и Пуэбло-Пекос. В общей сложности их численность достигала порядка шести тысяч человек.
Численность в последующие годы:
1836 (П. Шуто) — 4500 воинов; данные мексиканского правительства за тот же год — 8000 воинов;
январь 1837 (данные военного ведомства США) — 5400 воинов, то есть около 15-20 тысяч человек;
1841-1845 гг. (Дж. Муни) — 19,2 тыс. чел.;
1849 («очень тщательный подсчет» Нейборса) — 20 тыс. чел., из которых 4 тысячи воины;
1846 (Ч. Бент) — 12 тыс. чел., или 2,5 тыс. типи;
1854 (У. Паркер) — 20 тыс. вместе с кайовами;
1866 (индейские агенты Ч. Боги и В. Ирвин) — 4700 чел.;
1881 (сообщения индейского агента) — 1501 индеец;
1884 (агент П. Хант) — 1382;
1910 год (К. Висслер) — 1171 команч.