» » Кевин Костнер - человек, который оживил классический вестерн

Кевин Костнер - человек, который оживил классический вестерн

http://westernfilm.ru/filmy/1225-bystryj-i-mertvyj-online.htmlКогда в финале фильма "Непрощённый" угрюмый Уильям Манни, сыгранный Клинтом Иствудом, выкопал посреди прерии могилу, совершив свои символические похороны, многим показалось, что в эту же могилу лёг и сам жанр Вестерна. Старик, который был моложе самого Синематографа всего на каких-то восемь лет, знал когда-то лучшие времена - в юности скакал по прерии на белом коне, лихо набрасывая лассо на жутких бандитов, как Том Микс, в перерывах между стрельбой играл на банджо и пел, как Джин Отри или Рикки Нельсон; в зрелости хладнокровно шёл навстречу опасности, как Джеймс Стюарт и Гарри Купер...
Кевин Костнер - человек, который оживил классический вестернПришло время старости, и Вестерн начали хоронить. В начале 70-х всем казалось, что Вестерн умер - отчаянные американские парни Артур Пенн и Роберт Олтмен, сделали то, что не смогли сделать циничные итальянцы под предводительством Серджо Леоне. Пулемётные очереди и взрывы динамитных шашек не сломили Вестерн, а вот злое остроумие стало для него смертельным ранением. Одно дело - дружелюбно хихикать над бытовыми сценками из жизни Дикого Запада, и совсем другое - издеваться и глумиться над тем, что долгое время было святым и неприкосновенным. Никого не пощадили "реалисты" - ни бравых генералов Кастера, Крука и Майлса, ни "легенд Дикого Запада" Буффало Билла и Билла Хикока, ни простых пионеров-первопроходцев. Генералы оказались позёрами и садистами, "легенды" - мыльными пузырями, надутыми дешёвыми борзописцами, пионеры - грубыми и невежественными мужланами, любящими исключительно виски и грязных шлюх...

Адекватно ответить на это было нечем, ибо по большей части это было правдой. Снимать же по старинке, как в прежние времена, было уже нельзя - зритель бы этого не понял. Вестерн медленно, но неуклонно терял свои позиции. Всё реже выходили "дорогие вестерны" - то есть снятые хорошими режиссёрами со "звёздами" в главных ролях. На то были, правда, и объективные причины. Кто-то из живых символов вестерна умер, как Джон Форд и Джон Уэйн, кто-то отошёл от этого жанра. Новые лица, способные олицетворять собой Настоящего Ковбоя, упорно не приходили. Лишь одинокий волк Клинт Иствуд разъезжал по кинопрериям, методично отстреливая негодяев, не желая слушать в ответ слова благодарности. Но наконец и Последний Ковбой устал и похоронил свою винтовку в самом Сердце Запада... Всё? Как бы не так! Не успел Непрощённый убраться из прерий, как туда нагрянул другой верный рыцарь вестерна, долгое время находившийся в тени "ковбоя № 2" ("ковбоем № 1" на все времена был и останется Джон Уэйн!). Жители равнин с лицом этого героя не были злыми и мрачными циниками, как герои Иствуда. Они имели приятное лицо, любили людей, в том числе и краснокожих, и вовсе не торопились тот свет.

Речь идёт, конечно, о Кевине Костнере. Вестерну просто повезло, что столь колоритная актёрская индивидуальность избрала себе в качестве "жанра № 1" именно его. Впервые сев на коня в "Сильверадо" (1985, режиссёр Лоуренс Кэздан), Костнер сразу дал понять, что пришёл в этот жанр всерьёз и надолго. От простого и мужественного лица актёра веяло уверенностью и мужским обаянием. "Десять заповедей Джина Отри" (кодекс чести истинного положительного героя вестерна; подробнее о нём см. статью "На экране краснокожие"), олицетворением которых долгое время считался Гарри Купер, спустя почти четверть века после его смерти нашли, наконец, себе новое воплощение. Взлетев на кинематографический Олимп с фильмом «Танцующий с волками», Костнер буквально одним прыжком оказался если и не рядом с Иствудом, то практически за его спиной. А когда Иствуд покинул территорию вестерна, Костнер оказался по сути единственной крупной фигурой в ковбойском жанре 90-х, ибо "молодые стрелки", "городские пижоны" и другие "американские герои" не годились ему даже в подмётки.

В 1994-м постановщик "Сильверадо" Лоуренс Кэздан экранизировал биографию шерифа Уайата Ирпа, пригласив Костнера на главную роль. Ни актёра, ни режиссёра не смутил тот факт, что за год до этого уже был снят фильм об этом герое - очередная версия истории о перестрелке в О.К.- корале ("Тумстоун" Джорджа Пана Косматоса). Благодаря такому тесному соседству, фильмы были просто обречены на сравнение друг с другом. Подобно двум стрелкам на главной улице, навстречу друг другу в виртуальном поединке вышли два Уайата Ирпа - один с лицом Курта Рассела, другой - Кевина Костнера. Однако бессмысленно говорить о том, кто из них лучше, ибо они разные, и иначе быть не могло. Шериф Ирп Рассела как рыба в воде живёт в обстановке тотального насилия, ненависти, злобы и беспредела, наполняющего Томбстоун. Он словно ангел-истребитель носится по прериям, методично уничтожая остатки банды Клэнтонов-Маклаури, недобитых в О.К.- корале. Уайатт Эрп Костнера совсем другой. Он не сорвиголова "Змей Плискин в прериях", он здесь больше напоминает классических героев вестерна, вроде уже упомянутых Гарри Купера или Джона Уэйна.

Его цель - не только и не столько стрельба по мерзавцам, а установление Законов - вор должен сидеть в тюрьме, убийца - болтаться на виселице, а в городке должны царить порядок и трезвость. Поиграв в середине 90-х в фантастику как продюсер (финансирование всеми изруганного и осмеянного "Водного мира") и режиссёр (непонятый вестерноподобный "Почтальон"), в начале нового тысячелетия Костнер вернулся на территорию вестерна. Взяв в партнёры в качестве актёров Роберта Дювалла, Аннетт Бенинг, Джеймса Руссо и ... самого себя, Костнер встал за камеру и сотворил "Открытый простор", словно приговаривая при этом: "Ну-ка, ну-ка, кто тут сказал, что классический вестерн умер? Да он вас всех переживёт! Не верите? Глядите!"

И впрямь, сюжет нового фильма прост и традиционен. Ехали четверо хороших парней со своим коровьим стадом по прерии, никого не трогали. Заехали на территорию, контролируемую местным магнатом-скотоводом, нукеры которого убили старого пса и одного из ковбоев и изувечили подростка-мексиканца. Однако двое других ковбоев оказались не из робкого десятка. Они решили отомстить негодяям... И спустя несколько дней и магнат, и вся его банда оказались клиентами местного могильщика... Даже беглого пересказа достаточно, что над "Открытым простором" гордо реет тень истории Уайата Ирпа. Причём не того, которого играл Костнер десять лет тому назад, а того, которого сыграл Генри Фонда в "Моей дорогой Клементине" Джона Форда. Некоторые сюжетные линии почти дословно перенесены из старого фильма в новый (например, взаимоотношения Героя (Чарли Уэйт - Кевин Костнер) с Хорошей Девушкой (Сью Барлоу - Аннетт Бенинг), угон скота, финал фильма). Впрочем, здесь можно найти цитаты и из других вестернов - "классических" ("Человек с Запада" Уильяма Уайлера), "реалистических" ("Ровно в полдень" Фреда Циннемана, "Рио Браво" Говарда Хоукса), "спагетти-вестернов" ("Джанго" Серджо Корбуччи, "Кеома" Энцо Кастеллари; а фраза убийцы Батлера "По-моему, городу нужен новый шериф" дословно взята из "На несколько долларов больше" Серджио Леоне).

Однако цитаты в "Открытом просторе" не носят самоценного характера, как, например, у Сэма Рэйми, превратившего свой фильм "Быстрый и мёртвый" в коллаж на тему "Самые интересные сцены из вестернов последних 50 лет, увиденные моими глазами". Костнер цитирует классику культурно, по возможности не выпячивая своё знание истории кино. История, рассказываемая в фильме, его волнует куда больше. Кстати, пересматривая фильм вторично, мне в голову закралось подозрение - а не насмотрелся ли режиссёр заодно и фильмов своих советских коллег? Любование природой прерии, огромным коровьим стадом, небом, наконец одна из сцен в конце фильма, когда камера на несколько мгновений фиксирует внимание зрителей на толстяке, чем-то напоминающем ковбоя Моза, зверски избитого, а затем и убитого бандитами, и собаке - точной копии погибшего пса - как будто герои воскресли вопреки всему, ибо Герои не умирают - всё это вызывает в памяти фильмы Александра Петровича Довженко, воспевавшего красоту мира, щедрость земли (один из его главных шедевров так и назывался - "Земля"), непрерывность жизни. А сцена, когда Босс Спирмен и Чарли Уэйт ловят нескольких человек из банды Бакстера, заставляет вспомнить фильм Александра Алова и Владимира Наумова "Мир входящему", ибо расправляются ковбои с отморозками тем же способом, что и рядовой Красной Армии Иван Ямщиков с сопляком из "гитлерюгенда" - спускают штаны и порют их ремнём как нашкодивших школьников... Надо сказать, что возрождение стилистики классического вестерна с поправкой на поздние образцы этого же жанра - занятие неблагодарное. Например, в 60-е годы Берт Кеннеди и Эндрю Маклаглен попытались учесть в своих фильмах, изготовленных по "классическим лекалам", достижения "реалистического вестерна" Энтони Манна и Джона Стёрджеса (Кеннеди вообще взялся снимать сиквел "Великолепной семерки") и "спагетти-вестерна". Ни к чему хорошему это не привело - Маклаглен сотворил фильмы-чудища "Чисам", "Путь на Запад" и "Бандолеро!", в которых стиль "классического вестерна", всегда с пиететом относившийся к "хорошим парням", служит цели воспевания сильных личностей с диктаторскими замашками или просто бандитов, а Кеннеди так и не смог выбрать, что для него важнее - стиль или содержание, поэтому и фильмы его, снятые в огромном количестве (плодовитый был человек), остались в истории кино только благодаря снимавшимся в них актёрам - Джону Уэйну, Юлу Бриннеру, Ли ван Клифу, Кёрку Дугласу, Джеймсу Стюарту, Дину Мартину.

Костнер счастливо избежал и этой опасности. Творя "классический вестерн", он стремился сделать свои персонажи живыми людьми, хотя и в рамках заданных амплуа "комедии дель арте Дикого Запада". В стандартном вестерне Герой - это обаятельный парень, любящий людей и ненавидящий зло, с безупречной биографией и отличной репутацией. Чарли же Уэйт - это, если можно так выразится, Хороший Парень в настоящем. В прошлом он наоборот был Плохим Парнем. Биографию свою он рассказывает сам - сражался в годы Гражданской войны на стороне южан в полубандитском отряде, занимавшегося террором против мирного населения в тылу федеральной армии (почти как Джесси и Фрэнк Джеймс, воевавших в отряде Кровавого Билла), после войны работал на магнатов-скотоводов в качестве наёмного убийцы (как Билли Кид на Джона Чисама)... А затем, глянув на свою жизнь подонка и убийцы, плюнул на прошлое и ушёл в ковбои... Злодей (мистер Бакстер) тоже имеет биографию, что его "коллегам по злодеяниям" в принципе не свойственно - обычно эти мерзавцы терроризируют округу просто из садистского желания помучить и потерзать своих ближних по причине врождённой склонности к насилию и убийствам. Бакстер тоже изрядный подлец, но при этом тип вполне реалистический. Ключом к роли можно считать его фразу, брошенную Боссу Спирмену - "Я прибыл сюда из Ирландии не для того, чтоб какие-то сраные ковбои топтали мою землю!" Наверняка, он, как и многие его соотечественники, бежал с Зелёного острова в Америку, спасаясь от голода и бедности, в поисках Земли Обетованной, а, найдя её, постарался отгородиться от остального мира... Меньше всего изменилась Хорошая Девушка (Сью Барлоу), но этот персонаж с самого своего появления в вестерне практически не менялся. Мужской идеал женщины - верная и нежная красавица, прекрасная и добродетельная, мудрая и смелая - за последние 100 лет по-прежнему в цене. Правда, Сью уже не столь юна, но всё ещё прекрасна, и она будет достойной наградой бывшему убийце, а ныне Хорошему Парню Чарли Уэйту.

Однако всё новое, что появилось в мире Дикого Запада с тех пор, как он подвергся нападению "реалистов" и "макаронников", и взятое Костнером в свой фильм - это всего лишь дань времени. Оторви верхний пласт - и мы вновь увидим всё тот же старый добрый классический вестерн, в котором всё ещё случаются маленькие чудеса, столь редко встречающиеся в современной стандартно-индустриальной и бездушно-буржуазной действительности. Бывший бандит, ставший Хорошим Парнем, станет верным и любящим мужем Хорошей Девушки, старый и одинокий вдовец усыновит мексиканского беспризорника, чтобы сделать из того хорошего человека, Ассоль с Дикого Запада дождётся своего Артура Грэя верхом на верном коне, Зло, сколь бы оно не было многочисленно и не прикрыто продажной властью, всё равно будет уничтожено, трусливые обыватели в трудную минуту всё же ощутят себя не тупым стадом, а людьми, и встанут на сторону Добра в его вечной дуэли со Злом... Кевин Костнер остался безнадёжным романтиком. А может это и хорошо, что ещё есть такие люди?

©Марк Кириллов
07-01-13
Оставить комментарий
Ваш комментарий:
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent