» » На экране – краснокожие. Глава 3. Энтони Манн и другие

На экране – краснокожие. Глава 3. Энтони Манн и другие

(индеофильский вестерн 50-х годов)

Как видим, Энтони Манн в своём "индеофильстве" был весьма последователен. Индейцы у него всегда люди гордые и смелые, бледнолицые, за редким исключением, - малокультурны, агрессивны и страдают ксенофобией. При этом режиссёр не акцентирует внимание на том аспекте, что белые пришли на чужую землю и изгнали с неё прежних обитателей, он лишь констатирует факт несправедливого отношения к ним.
На экране – краснокожие. Глава 3. Энтони Манн и другиеДругим режиссёром, осмелившимся вслед за Манном подвергнуть сомнению миф о "свирепых краснокожих дьяволах" был Делмер Дэйвз. Также как и Манн, он начинал с "чёрных фильмов", однако в историю кино его имя было вписано в первую очередь благодаря вестерну. В 1951 году Дэйвз поставил фильм "Сломанная стрела", в основе которого лежали реальные события, связанные с заключением с апачами мирного договора о пропуске почтовых дилижансов через их территорию. Да и персонажи фильма - Том Джеффорд, Кочиз и Джеронимо - не были выдуманы сценаристами.

Если Манн, затрагивая индейскую тематику, обращался в основном к эпохе окончания индейских войн, то Дэйвза интересовала их предыстория, с чего же всё началось. А началось всё, по Дэйвзу, с того, что белые переселенцы не пожелали соблюдать договор, подписанный с апачами. "Это же краснокожие, как можно им верить, все они рано или поздно нас убьют, так лучше мы убьём их первыми", - эти мысли постоянно высказывает большая часть переселенцев. То, что существование общины возможно только благодаря Тому Джеффорду, правительственному агенту, заключившему мирный договор с Кочизом, их абсолютно не волнует. Мало того, Джеффорд, человек, который дружит с индейцами и берёт в жёны дочь Кочиза, приводит их в бешенство. Итогом противостояния стало убийство жены Тома. С помощью индейцев тот ловит шайку расистов и собирается их всех перебить. Но ему это не позволяет сделать...шериф? Как бы не так! "Дикарь" Кочиз, люто ненавидящий бледнолицых, но считающий, что убивать пленных - это преступление, их нужно судить! И это после всех кинозверств, сотворённых киноиндейцами?!..

Думаю, что Делмер Дэйвз знал, о чём снимал. В юности маститый режиссёр сам был ковбоем, постоянно общался с индейцами и даже какое-то время жил с ними в резервации. И снимая свой фильм, режиссёр постарался сделать всё, чтобы уверить зрителя в том, что показанное в фильме - чистая правда. На роль Джеффорда был приглашён "хороший парень Голливуда" генерал Джеймс Стюарт, который должен был убедить в том, что Джеффорд творит правое дело. При этом Дэйвз постарался не мазать чёрной краской переселенцев - ксенофобов, также как и не стал преувеличивать благородство индейцев. "Время было такое", - вроде бы повторяет вслед за Фордом Делмер Дэйвз, не забывая подчёркивать при этом, кто "первым пролил кровь".

"Врата дьявола" и "Сломанная стрела" кончались по-разному - в первом герой, вставший на защиту своих соплеменников, погибал вместе с ними, во втором хорошие белые и индейцы вместе убивали плохих белых и индейцев. При этом дальнейшая история апачей, приключившаяся после отставки Джеффорда, в фильм не вошла, да и Дэйвза она не интересовала, ибо все знали, что было "дальше", ему важно было донести до зрителя историю о том, как могло бы быть, если бы не лицемерие и подлость бледнолицых. О том, что было "дальше" в 1954 году рассказал ещё один режиссёр "чёрного фильма", заглянувший в вестерн, Роберт Олдрич в фильме "Апач".... Начало фильма буквально потрясает мучительным воспоминанием о том, что это где-то уже было. Сдавшихся в плен апачей грузят в товарные вагоны (!), и в робах с номерами на груди (!!!) везут в концентрационный лагерь. Не правда ли, знакомые ассоциации? Правда, это только начало, дальше Олдрич сворачивает в сторону обычного приключенческого жанра про благородного героя, борющегося с несправедливостью и мстящего своим врагам. Только герой этот - индеец, апач по имени Массаи (Берт Ланкастер), а объект его мести - все бледнолицые, ибо они лишили его народ свободы и родной земли. На память приходит давний вестерн Уильяма Уэллмана "Робин Гуд из Эльдорадо" (1936), посвящённый похожему "идейному мстителю", Хоакину Мурьете. Кончил герой того фильма плохо, так же как и его реальный прототип. Герою Олдрича повезло больше. Потерпев поражение в своей одинокой террористической деятельности, он бежит в горы, где становится ... фермером и женится на своей соплеменнице. Одним словом, становится лояльным гражданином Америки, этаким плакатом, рекламирующим "план Дауэса" (о нём подробнее см. статью "Джеронимо: в жизни и на экране") - "Становитесь земледельцами, обрабатывайте землю и да пребудет с вами мир!".

О соглашательстве режиссёра здесь говорить не приходится, скорее Олдрич привёл некий "третий вариант" "судьбы индейца в Америке" - стать ... белым (первые два уже упоминались - погибнуть в битве с бледнолицыми или влачить жалкое существование в резервации). Если вдуматься, в этом варианте есть тоже элемент трагедии - сохраняя жизнь, ты отказываешься от самого себя.

Среди других фильмов, снятых в поддержку индейцев в 50-е годы, можно вспомнить "Последнюю охоту" (1955) Ричарда Брукса, воскресающую в памяти "Врата дьявола", и "Седьмую кавалерию" (1957), в котором авторы впервые посягнули на святое в лице Джорджа Армстронга Кастера, изобразив его не "американским Суворовым", а бездарным позёром. Чуть позже были сняты "Пылающая звезда" (1960) Дона Сигела, в центре которой была драма индейца, мечущегося между воспитавшими его белыми и соплеменниками, "Ступай гордо" (1960) Мори Декстера, где отряд ковбоев отлавливает бандитскую шайку, бесчинствующую в резервациях. Наконец, в 1963-м, Арнольд Левин снимает "Джеронимо", где реабилитирует неистового предводителя апачей, изображая его не кровавым маньяком, но воином, идущим в последний бой ради свободы своего народа...

Говорить, что 50-е годы прошли под знаком реабилитации индейцев, конечно нельзя. Но сделано было немало. Усилиями лучших американских режиссёров россказни о "подлых краснокожих убийцах" были оттеснены на обочину. Самый мифологический жанр американского кино ещё ближе подошёл к "правде жизни". Однако не эта ли правда и убила вестерн?..

©Марк Кириллов, 2003
21-01-13
Оставить комментарий
Ваш комментарий:
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent