(индеофильский вестерн 50-х годов) Вторая мировая война стала событием, заставившим взглянуть на привычные вещи по-новому. Вопрос о том, может ли существовать искусство "после Освенцима", всерьёз волновало многих деятелей культуры. Казалось бы, вестерн, жанр, безнадёжно удалённый от реалий современности, все эти проклятые вопросы не должны были затрагивать. Однако при более пристальном взгляде на историю освоения
Дикого Запада обнаруживались весьма неприятные для американцев исторические аналогии. Концентрационные лагеря, истребление людей по национальному признаку, расовая дискриминация, использование бактериологического оружия, массовые убийства стариков, женщин и детей - в общем, все те ужасы, которые сопутствовали событиям мировой войны, можно было встретить и в XIX веке...
Наиболее совестливая часть кинодеятелей понимала, что снимать по-старому истории о том, как славные белые парни весело мочили в прериях Техаса и Оклахомы апачей и шайенов, было нельзя. С начала 50-х годов на экран один за другим стали выходить фильмы, в которых, впервые после Томаса Инса, приподнимался покров над истинной историей покорения Дикого Запада. Нельзя сказать, что таких фильмов было снято много, однако каждый из них будоражил общественное сознание. Правда, прокатная судьба почти всех их была незавидной - зрители не хотели видеть ужасную правду о своей истории, да и к тому же по большей части эти фильмы кончались трагически.
Человека, который в буквальном смысле перевернул вестерн и в том числе его индейскую тематику, звали Энтони Манн. В прошлом удачливый театральный актёр и антрепренёр пришёл в кино в конце 30-х годов и сразу зарекомендовал себя настоящим профессионалом. В активе Манна числилось несколько удачных "чёрных фильмов", в том числе "Отряд "Т"" и "Нечестная сделка". Казалось, что он и дальше будет продолжать в том же духе, тем более что гангстерский фильм на рубеже 40-50-х годов был в фаворе. Однако в 1950 году Манн неожиданно обращается к вестерну, которому он в дальнейшем отдал целых 10 лет и оставил после себя семь фильмов, каждый из которых стал определённой вехой в этом жанре - "Врата дьявола" (1950), "Винчестер-73" (1951), "Далёкий край, где золото под ногами" (1953), "Человек с Запада" (1956), "Жестяная звезда" (1957), "Обнажённая шпора" (1958), "Симмарон" (1960).
Фильм Манна "Врата дьявола" бесспорно можно назвать революционным. Судите сами по содержанию. Индеец по имени Лэнс Пул (Роберт Тэйлор), в годы Гражданской войны сражавшийся в армии Севера, дослужившийся до сержанта и получивший медаль за храбрость, возвращается к своему племени. Однако пока он воевал, его соплеменников загнали в резервацию на пустынном плато "Врата дьявола". Пул, как истинный положительный герой, пытается бороться за право своих соплеменников жить на земле предков, но наталкивается на стену непонимания со стороны властей и откровенную враждебность местных подонков-расистов. "Индеец не может находиться в одном помещении с белым", - изрекает один из этих выродков в глаза Лэнсу, человеку, проливавшему свою кровь в борьбе за единство страны и равные права всех граждан Америки.