» » На экране – краснокожие. Глава 2. "Краснокожие дьяволы"

На экране – краснокожие. Глава 2. "Краснокожие дьяволы"

Говоря объективно, в первые два десятилетия своего существования в жанре вестерна фильмы про индейцев как главных героях занимали довольно ничтожную долю. Кроме уже упомянутых фильмов Гриффита и де Милля больше ничего значительного на ум просто не приходит (можно вспомнить ещё "Сердце индианки" (1911) Томаса Инса - фильм, который в изображении истории завоевания Дикого Запада опередил время лет этак на сорок).

На экране – краснокожие. Глава 2. "Краснокожие дьяволы"

К началу 10-х годов зрителя уже не удовлетворяли просто картинки с вигвамами, уборами из орлиных перьев на головах вождей, курение трубки у костра и танцы шаманов, ему хотелось большего - захватывающего сюжета, красивых актёров, хэппи-энд. И кинематограф шёл к нему навстречу. На передний план выдвигаются приключенческие фильмы, а в их авангарде гордо шествовал вестерн.

Классический приключенческий сюжет всегда требовал однозначного деления героев на "хороших" и "плохих". В вестерне на роль "плохих" были назначены индейцы. Шаблон зрелища был уже достаточно разработан европейским приключенческим романом и американским "пятицентовым". Оставалось только перенести всё это на экран.

Сейчас трудно сказать, кому первому из режиссёров пришла в голову "светлая" мысль размалевать краснокожих чёрной краской. Однозначно можно сказать только одно - с начала 10-х годов этнографические индейские вестерны постепенно сходят на нет и вытесняются лентами о краснокожих, которые разбойничали в прериях и вырезали переселенцев.

В данном случае речь в первую очередь идёт о так называемом "переселенческом вестерне", то есть фильмах, рассказывающих о походах переселенческих караванов, строительстве железных дорог, перегоне скота и т.п. Пафос переселенческого вестерна заключался в воспевании освоения и заселения Дикого Запада людьми, бросившими свой дом и отправившимся навстречу закату в поисках Земли обетованной (кстати, сравнение пути первопереселенцев на Запад с исходом еврейского народа из Египта особенно чётко проглядывает в фильме Эндрю Мак-Лаглена "Путь на Запад" (1967)). Сами же хозяева этой самой Земли просто выносились за скобки.

Индейцы в таких фильмах появлялись, как правило, в качестве природного катаклизма, чего-то вроде самума или памперо, налетавших ни с того ни с сего на ничего не подозревающих героев. Те, кто видел хотя бы пару-тройку классических переселенческих вестернов (например, "Юнион Пасифик" Сесиля Блаунта де Милля, "Крытый фургон" Джеймса Крюзе, "Потерянный горизонт" Лоуэлла Шермана) или подделки под них (уже упомянутый "Путь на Запад" Мак-Лаглена и шедшая в советском прокате "Прерия" Серджиу Николаэску и Пьера-Гаспара Юта), обратят внимание на то, что появление индейцев при нападениях на переселенческий караван везде обставлено примерно одинаково - из-за холма выскакивает орда размалёванных всадников, которые, потрясая оружием (от томагавка до винчестера), мчатся во весь опор, издавая дикие вопли. Как правило, эти всадники крайне несимпатичны, если не сказать больше, и никаких других эмоций, кроме как радости увидеть, как эти чудовища полетят на землю, сражённые меткими выстрелами положительных белых парней (а иногда и девушек), просто не возникает.

Как не парадоксально, но одним из первых, кто начал творить вышеописанный канон, был никто иной, как великий Дэвид Уорк Гриффит. Почти одновременно со "С точки зрения индейца", мастер сотворил "Последнюю каплю воды", среднеметражный фильм, в центре сюжета которого впервые была история переселенческого каравана, на который напали коварные краснокожие.

Заметим, справедливости ради, что индейцы из раннего переселенческого вестерна никаких особых зверств ещё не совершали. Ну да, нападали на караваны - плохо, кто спорит, хотя, с другой стороны, кто звал бледнолицых в прерии, заселённые краснокожими? Если на твою территорию вторглись - её надо защищать!..

К началу 30-х просто фургоны, просто катящиеся по прерии, пусть даже и красиво снятые, уже не заставляли зрительские сердца учащённо биться. И опасности, в виде налетающих подобно вихрю индейцев, уже не казались такими страшными - заранее было ясно, что этих дурачков, которые, вместо того чтобы стрелять, просто машут томагавками, легко одолеют. Теперь хотелось, чтоб враг выглядел посильнее, пострашнее, посвирепее, так, чтобы мороз по телу пробегал не только от его внешнего вида, но и от совершённых им жутких деяний.

Начало данной тенденции было положено в 1931 году фильмом Рауля Уолша "Большая тропа". С одной стороны, в фильме всё развивается по уже изрядно заезженному сценарию о пути на Запад - всё те же фургоны, рассветы, закаты, суперположительный белый парень в исполнении суперпатриота Джона Уэйна, мерзкий гад, весь фильм старающийся хорошего парня убить, прелестная белая девушка.... А также орда краснокожих. Только на сей раз они не выскакивают из-за холма, чтобы покричать, помахать оружием и попугать (наивные люди!) переселенцев. Всё гораздо страшнее - пока бледнолицые обедают, индейцы обстреливают стоянку стрелами, затем врываются в лагерь, сея вокруг себя смерть. Крупным планом показывают, как индейская лошадь топчет детскую куколку (что стало с хозяйкой куколки - остаётся за кадром; зачем же чересчур травмировать нежные души зрителей)... После всего этого зритель уже должен испытывать истинное удовольствие от зрелища уничтожения этих убийц.

Отметим, что откровенно расистских фильмов, оправдывающих истребление индейцев только за то, что они индейцы, за всю историю вестерна было снято крайне мало, и по большей части они относятся к фильмам категории "В", то есть низкобюджетной и, зачастую, малохудожественной, продукции. В фильмах же "основного потока" (категория "А") всегда старались найти причину, индульгенцию, на основании которой хорошие белые парни могли беспроблемно мочить краснокожих. Наиболее распространённой причиной, присутствовавшей в вестернах 30-х - 40-х годов, был отказ индейцев от переселения со своих исконных (!) земель в резервацию. А если они ещё и сопротивляются!..

Для подтверждения данного тезиса обратимся к таким фильмам, как "Джеронимо" (1940) Пола Слоуна и "Они умерли в сапогах" (1941) Рауля Уолша, как наиболее полно его отражающих. Здесь всё однозначно - героические белые генералы (в одном случае Крук, в другом Кастер) стремятся отправить индейцев (апачей и сиу) в резервацию в соответствии с заключённым договором. Однако патологические враги всех бледнолицых Джеронимо и Сиктинг Булл (Сидячий Бык) всячески сопротивляются мирному сосуществованию (ну не хотят эти тупицы покидать земли своих предков, и всё тут!) и устраивают мирным жителям резню. Терпение генералов заканчивается, и они идут на краснокожих войной. Разница только в том, что Крук поймал Джеронимо, а Кастер сложил свою дурную голову вместе со всеми своими солдатами на реке Литтл-Биг-Хорн.

В вышеуказанных фильмах, а также в "Жителе равнины" (1936) Сесиля Блаунта де Милля, обращает на себя внимание то, насколько серьёзно авторы относятся к индейцам. Это уже не природное стихийное бедствие, это настоящий враг. В "Жителе равнины" краснокожие с остервенением громят дома переселенцев, в "Джеронимо" индейцы убивают пассажиров дилижанса и жестоко издеваются над пленными, в том числе и женщинами, в "Они умерли в сапогах" коварные шайены и сиу обманом заманивают солдат 7-й кавалерийской бригады в подстроенную ловушку. Белые же всегда выступают как обороняющаяся сторона и никогда не нападают первыми. Но если враг (индейцы) напал на тебя, то поступить с ним нужно надо так, как учил классик - "Если враг не сдаётся, его уничтожают".

Обращает на себя внимание тот факт, что в упомянутых фильмах постоянно присутствует белый человек, предатель, выступающий против интересов своей расы. Нет, это не "проклятый аболиционист", а всего-навсего торговец оружием. В "Джеронимо" торговец Клейтон, подстрекающий апачей к восстанию, всего лишь мелкая сошка, пекущийся исключительно о собственных шкурных интересах. Его собрат по профессии из "Жителя равнины" фигура более значительная - он не больше не меньше представитель оружейного консорциума, у которого после окончания Гражданской войны на складах скопилась уйма невостребованных ружей. Ничего противозаконного он не совершает - просто втихаря от армии вооружает апачей, совершенно не заботясь о последствиях. Буржуазия (правящий класс!) снабжает оружием индейцев! Самый прозорливый из капиталистов напрасно призывал собратьев по капиталу опомниться - индейцы же будут из него убивать своих же переселенцев! Не послушались умного человека (кстати, подобная "антибуржуазность", высказанная в фильме де Милля, человека довольно консервативных взглядов, заслуживает интереса, этакий "коммунизм на службе у американской демократии" - подлые буржуи в своей алчности доходят до того, что вооружают прямых врагов Америки"!)...

В рассмотренных фильмах всё всерьёз, никакой игры в поддавки. Индейские войны здесь рассматриваются как естественное продолжение войны за независимость и гражданской войны. Индейцы стоят на пути прогресса, который носит объективный характер. Так уничтожим это препятствие и двинем прогресс дальше - таков пафос этой своеобразной трилогии.

Указанные фильмы, являлись, без сомнения, незаурядными и даже талантливыми образцами жанра. Тем опаснее были заложенные в них идеи ненависти к коренному населению Америки. И, увы, они не были единичными случаями. Производство фильмов о зверствах "краснокожих дьяволов" было поставлено на поток и несколько затухло лишь с вступлением США во Вторую мировую войну.
21-01-13
Оставить комментарий
Ваш комментарий:
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent