» » Долларовая трилогия: герои и судьбы

Долларовая трилогия: герои и судьбы

Известно, что в 1964 году итальянцы решили выдать свой вестерн "За пригоршню долларов" за чисто американскую ленту. Все создатели картины взяли англоязычные псевдонимы: Серджио ЛЕОНЕ стал режиссером Бобом Робертсоном, композитор Эннио МОРРИКОНЕ назвался Дэном Сэвио, известный итальянский актер Джан-Мария ВОЛОНТЕ взял себе имя Джон Уэлс. Единственным настоящим американцем среди них был Клинт ИСТВУД: Вышедший фильм имел громкий успех не только в Европе, но и в Штатах, и для жанра вестерна, столь удачно возрожденного не у себя на родине, а в Италии, профессионалы придумали название "спагетти-вестерн"...
Долларовая трилогия: герои и судьбы...Андалусский фермер не знал, сколько лет дереву, растущему на его участке, но оно явно было очень старое. Дерево уже росло, когда он родился, и он допускал мысль, что оно еще будет стоять, когда его самого похоронят. Однако невысокий, плотный парень в очках, стоящий на пороге его дома, думал иначе. Этот парень, с виду похожий на служащего, предположил, что дерево может упасть в любую минуту и при этом покалечит кого-нибудь, хуже того, убьет. Фермер смотрел на дерево. Ему оно казалось достаточно крепким. Но этот парень солидного вида был так убедителен...

"Хорошо, рубите дерево", - согласился старик.

Но как только дело пошло, фермер стал в чем-то подозревать парня. И был прав в своих подозрениях. Потому что "официальный гость" оказался никем иным, как молодым кинорежиссером, которому любым способом надо было раздобыть дерево для одного из эпизодов своего фильма, второго по счету в его карьере. Это фильм снимался в жанре вестерна и назывался "Великолепный странник"...

"Старика-фермера что-то "стукнуло", - вспоминал по прошествии многих лет один из актеров, снимавшихся в картине. - И тогда режиссер сказал: "Мы из дорожного управления. А дерево очень опасно, оно может упасть". Старик бездействовал, пока не сообразил, что происходит. А когда понял, эти итальянцы уже спилили его дерево".

Даже если бы фермер знал правду, невозможно было бы представить, что когда-нибудь он узнает свое срубленное дерево на большом экране.

Когда в 1964 году картину увидели зрители, она уже не называлась "Великолепный странник". Режиссер дал ей другое название. Оно стало отражением поглощавшей, пожиравшей всех ее героев дикой страсти к деньгам. Это название давало зрителям понять, что они увидят нечто иное, не похожее на то, что они видели раньше в вестернах: "За пригоршню долларов" - так теперь называлась картина.

Без малого 40 лет минуло с той поры, как итальянец Серджио ЛЕОНЕ повздорил со стариком-фермером ради того, чтобы поместить его дерево в кадр в одной из сцен своей картины. Ее тема получила свое развитие в двух фильмах-продолжениях, составив своеобразную трилогию. И эта трилогия выделялась даже в ряду наиболее удачных американских вестернов. Фильмы Леоне открыли новую эру в современном кинематографе, изменив жанр вестерна в целом: Впоследствии они наложили свой отпечаток на творчество других режиссеров, список коих можно начать Сэмом ПЕКИНПА, а закончить, пока во всяком случае, Квентином ТАРАНТИНО: И, конечно же, Леоне разительно видоизменил главного героя вестерна. Им стал некий Клинт ИСТВУД, его персонаж с суровым взглядом превратился в настоящий киносимвол.

До выхода картины "За пригоршню долларов" даже Серджио Леоне показалась бы совершенно смехотворной идея назваться "Крестным отцом современного вестерна". Ну, во-первых, по той причине, что к началу 60-х этот жанр считался изжившим себя и был похоронен. Даже в Америке, где выпускалось больше всего картин, в период с 1950 года по 1963 год доля вестернов в общем объеме снятых фильмов упала с 34% до 9%. А во-вторых, несмотря на то, что к тому времени Леоне уже поставил "Колосса Родосског", древнегреческую сагу со сражениями и колесницами, в подражание нашумевшему американскому суперколоссу "Бен-Гур, все его режиссерские заслуги, по мнению окружающих, сводились лишь к умению соединять мечи с сандалами в эпических кинолентах. Ну и, наконец, он был итальянцем.

Однако в пользу Леоне, просто помешанного на старом американском Западе, говорил тот факт, что он со знанием дела мог беседовать, к примеру, о размерах и достоинствах того или иного оружия. Ну хотя бы того, которое потом было выбрано для героя, сыгранного Ли ВАН КЛИФОМ в картине "На несколько долларов больше" (1965). Вот чего у Леоне действительно поначалу не было, так это сюжета, из которого получился бы настоящий вестерн. Но однажды в 1963 году Леоне отправился посмотреть фильм Акиры Куросавы "Еджимбо" ("Телохранитель", 1961), рассказывающий о приключениях в древней Японии самурая (его роль играл Тосиро Мифунэ), одновременно поступающего на службу в качестве телохранителя в два враждующих между собой клана.

"Серджио, как неугомонный, искал ту тему, над которой ему действительно хотелось поработать, - рассказывала позднее вдова режиссера его биографу Кристоферу Фрейлингу. - Вместе с Серджио я пошла смотреть "Еджимбо", и там, в зале, ему пришла идея переделать эту историю в вестерн".

Имея незначительный бюджет, Леоне принялся искать своего "Мифунэ". Первое, что он, по его мнению, просто обязан был сделать, это позвонить актеру, прославившему себя на все времена именно в фильмах, снятых в жанре вестерна. Таким актером для Леоне был Генри ФОНДА. Но агент Фонды, побеседовав с режиссером, сказал прямо, что его клиент "просто не может этого сделать". Отверг предложение и Чарлз БРОНСОН. Третий из тех, кого бы режиссер желал видеть в своей картине - Джеймс КОБУРН - был для Леоне слишком дорогим: Но просиживая в Риме на кинопросмотрах, Серджио обратил внимание на молодого простоватого актера по имени Клинт ИСТВУД, ходящего с самодовольным видом. Этот парень уже несколько лет снимался в каком-то "барахле" - бесконечном телесериале компании CBS под названием "Сыромятная кожа" (Rawhide), на телеэкранах в то время демонстрировалась уже 91-я серия. Леоне игра парня не впечатлила, но надо было трезво смотреть на вещи. "Этот человек с отсутствующим выражением на лице вряд ли привлечет внимание к фильму о ковбоях", но он согласен работать и он недорогой - гонорар парень запрашивал всего 15 тысяч долларов. А данный момент был очень важен, ведь Леоне пришлось экономить буквально на всем. Микки НОКС, работавший на дубляже картины, говорил о режиссере: "...Самый скупой человек в мире: Вы будете в канаве умирать от жажды, а он перешагнет через вас и пойдет прочь".

К 1964 году Клинт Иствуд проработал в "Сыромятной коже" ужу пять долгих лет. Для того времени это был достаточно типовой сериал из числа многих других. Данное телевизионное шоу рассказывало о компании ковбоев, перегоняющих стадо. Иствуд играл парня по имени Роуди Яэйтс. Главное назначение этого героя было в привлечении к сериалу внимания молодых зрительниц. Сериал сделал имя Иствуда известным в каждом доме, однако актер уже задыхался в рамках привычного образа. Конечно, роль хладнокровного убийцы, предложенная Леоне, вряд ли так уж сильно продвинула бы его карьеру, но она отличалась от образа всегда галантного парня в широкополой ковбойской шляпе. И как только в работе над "Сыромятной кожей" наступил обычный перерыв, Иствуд перебрался сначала в Рим, а затем - в Испанию, где прошла большая часть съемочного периода. Приехав в Испанию, пусть и не суперзвезда, но все же телезвезда, испытала культурный шок. "У нас не было электричества, - вспоминал Иствуд. - В нашем трейлере не было туалета. И по малой нужде мы ходили в горы".

На съемках возникли споры между режиссером и звездой о написанных в сценарии диалогах. Иствуд не без успеха доказывал, что его герой должен говорить как можно меньше. В действительности, кто только не приложил руку к созданию образа Человека Без Имени. Кстати, само это прозвище герою придумал один из сотрудников отдела маркетинга киностудии United Artists. Сам Иствуд говорил, что, если он и несет какую-то ответственность, то только за неразговорчивость персонажа и за основную часть его гардероба. Хотя, кажется, одеть героя в это фирменное пончо предложил как раз Леоне. И он же предложил, чтобы Человек Без Имени постоянно дымил манильскими сигарами, и на экране виделась характерная струйка дыма. Сам Иствуд, между прочим, не курил:

Однако все, что в итоге получилось - неистово-взрывные характеры героев, жесткость и даже жестокость картины - могло иметь роковые последствия. Оказалось, что режиссер, ставя свой вестерн, даже не подозревал, что американские картины подобного жанра строго следуют определенному своду правил. Все, что им не соответствовало, не могло демонстрироваться на экране: "Можно было показать отдельной сценой момент выстрела и уж затем отдельным кадром, как герой падает, - пояснял Иствуд. - Серджио об этом даже не догадывался. Вы видите, как вылетает пуля, видите, как парень падает, но вам никогда не покажут траекторию полета пули и ее попадание в цель". (Ред. Конечно же, данный свод правил уже давно не действует. Нынешние режиссеры гибель киногероев показывают нам во всех подробностях:)

И даже, несмотря на это, законченный фильм гарантировал успех. Сначала он очень удачно прошел в Италии, и Иствуд дал согласие сниматься в его продолжении, предварительно оговорив значительную прибавку к гонорару. В это время Леоне уже был в состоянии договориться с еще одной американской звездой и пригласить ее на роль противника героя Клинта - полковника Мортимера, обуреваемого жаждой мести и желанием получить награду за поимку преступника. Леоне даже как-то снова попытался заинтересовать ролью Генри Фонда, но опять неудачно (Ред. Фонда снимется у Леоне позже, в 69-м, в картине "Однажды на Диком Западе"). В результате режиссеру пришлось довольствоваться Ли ВАН КЛИФОМ, который как раз переживал тяжелые времена из-за серьезного увлечения выпивкой.

"Чтобы как-то зарабатывать на жизнь, Ван Клиф занялся живописью, - вспоминал Леоне в 1983 году. - Он решил, что мы хотим пригласить его сняться в паре-тройке сцен. А когда понял, что мы берем его на одну из главных ролей, то чуть не свалился в обморок. Он был мне невероятно благодарен. И когда двумя годами позже мы работали в Нью-Йорке над дубляжом, он и его жена пригласили меня в чудесный китайский ресторан. Я похвалил ее меха: "Какой восхитительный мех". Она улыбнулась и произнесла: "Всем этим мы обязаны вам. Два года назад даже оплатить счет за электричество для нас было проблемой".

Следующая картина Леоне "За несколько лишних долларов" (1965) превзошла успех своей предшественницы. И Леоне подписал выгодный контракт с киностудией United Artists на завершающий фильм так называемой "долларовой" трилогии "Хороший, Плохой, Злой" (1966). Вдобавок United Artists согласилась приобрести все три фильма для проката в США и выплатила Иствуду 250 тысяч долларов плюс процент от прокатной прибыли всей трилогии. Леоне воспользовался повышением собственного влияния и ростом цены на себя для того, чтобы добавить к своим актерам еще одну звезду - Эли УОЛЛАКА. А еще для того, чтобы дать новый толчок сюжету и рассказать правдивую историю, развернувшуюся на фоне действительных исторических событий Гражданской войны в Америке. "Хороший, Плохой, Злой" имел грандиозный успех и в Европе, и в США. Он собрал огромные прибыли и сделал из исполнителей главных ролей настоящих звезд.

В это время Иствуд уже был обеспокоен тем, что его имя слишком тесно связывают с Леоне. И потому, когда режиссер предложил Клинту, Эли и Ли воссоединиться и сыграть троих вооруженных бандитов, которых герой наконец-то принявшего приглашение Чарлза Бронсона пристреливает уже в начальных сценах вестерна "Однажды на Диком Западе" (1969), Иствуд отказался. Такое решение вызвало у Леоне раздражение. А когда впоследствии Серджио попросили сравнить Клинта с Робертом ДЕ НИРО, сыгравшим в последнем фильме Леоне "Однажды в Америке" (1984), он, улыбнувшись произнес: "Бобби страдает. Клинт зевает". Леоне также с удовольствием рассказывал в беседе, что у Иствуда было всего два состояния на экране. "Одно в шляпе. Другое без шляпы", - пояснял он, посмеиваясь.

В течение многих лет бывшие друзья не общались. Но однажды, когда Иствуд приехал в Рим представлять свою картину "Птица" (1988), он позвонил Леоне и пригласил его вместе с женой пообедать. А через несколько месяцев у Серджио случился тяжелый сердечный приступ, и его не стало:

Но "долларовая" трилогия живет: И дело, конечно же, не в пончо, которые носили герои. Леоне всегда гордился немногословной игрой своих актеров, именно такими представлялись ему ковбои. А еще он говорил так: "До меня вы не могли по-настоящему показать насилие, потому что изображали положительных героев такими, словно они демонстрируют модную одежду. А я ввел отрицательного героя, и он был настолько подлым, что повсюду, где бы он ни появлялся, его сопровождали жестокость и насилие!".

Кларк Коллис

Перевела с английского из журнала EMPIRE Екатерина Гришина
18-01-13
Оставить комментарий
Ваш комментарий:
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent