» » Джон Уэйн, последний бойскаут

Джон Уэйн, последний бойскаут

Вот он-то и был последним американским консерватором. Среди мутного сонмища звёзд, звёздочек и звёздной пыли была только одна фигура, не напрягаясь затмевавшая всех по факту и величаво проплывавшая далее. Простой, как правда, выше него были только звезды, круче него - только горы, он был больше чем герой и велик, как легендарный Запад.
Джон Уэйн, последний бойскаутЕдинственная американская суперзвезда с 1950 по 1965. В его активе было больше 200 фильмов и один "Оскар". Его вклад в кино практически неоценим - в некотором смысле он и есть вестерн. Последний герой. Изначально его звали иначе - Мэрион Майкл Моррисон. Человеку, воплотившему на экране образы героев, немного не повезло со временем: родившись в 1907, на Первую Мировую он опоздал, на Вторую, как потом выяснилось - тоже. Стандартное американское детство - школа, футбольная команда, летом - работа. Спасибо папе с мамой - сумели привить сыну такие понятия как "вера в Бога", "моральные ценности" и "патриотизм" - впоследствии именно это определит его характер. Вымахав ростом за 190 см этот высокий, улыбающийся атлет решает поступать в Военно-Морскую Академию в Аннаполисе - но не проходит по конкурсу. Флот, скорее всего, потерял будущего адмирала, но остальная Америка от этого только выиграла. Решив попытать счастья на гражданском поприще, он подал документы в Университет Южной Калифорнии. ВУЗ, разглядев у абитуриента спортивный талант, предложил ему футбольную стипендию - и в тот год (1927) его команда проиграла только два матча. Ему прочили блестящее футбольное будущее, но дальнейшей спортивной карьере помешала травма ноги.

Никто уже не вспомнит, каким именно образом занесло его на съемочную площадку, но вот тут ему по настоящему повезло - там работал Джон Форд, один из будущих титанов американского кино. В тот день по какой-то причине каскадер у Форда отказался выполнить трюк - режиссер кивнул и поинтересовался у персонала: есть ли желающие поработать вместо только что уволенного трюкача? Желающим оказался четвёртый помощник реквизитора, статный блондин, выполнивший трюк непринуждённо и без разговоров. Несмотря на то, что в Калифорнии таких долговязых и улыбчивых было 13 на дюжину эта верста коломенская Форду понравилась - одноглазый ирландец признал родственную душу и Мэрион был принят в команду Форда. Имя своё он изменил позже, уже сыграв в вестерне "Большая тропа": режиссеру Раулю Уолшу показалось, что с таким именем в вестерне делать нечего и дал актеру псевдоним, простой как прерия - Джон Уэйн.

За 10 лет он успел сняться в бескрайней туче фильмов второй категории, в основном в тех, в которых хорошие герои в белых шляпах непременно побеждают плохих героев в чёрных шляпах. Убедившись, что у парня за душой, помимо приятной внешности и правильных убеждений, есть еще и актерский дар, Форд предложил ему главную роль в своём новом фильме "Дилижанс" (1939). В этой бесхитростной истории был задействован звездный по тем временам состав (Клэр Тревор, Джон Кэррадайн, Томас Митчелл), но главным героем выступил актер, которого вся Америка будет звать "Герцог"("Duck") (по иронии судьбы, свою кличку он получил в честь любимого семейного пса) и до самой его смерти в 1979 будет считать величайшей звездой из когда-либо появлявшихся. После "Дилижанса" вопрос кто теперь первый ковбой на селе, а кто просто так погулять вышел, отпал - по отдельности были хороши (а кое в чем его и превосходили) и Гари Купер, и Генри Фонда, и Рэндольф Скотт, но Уэйн заменил всех.

После 7 декабря 1941, когда Америка ломанулась на призывные пункты, туда пришел и Уэйн. Мог бы и не ходить - актеров государство призывать не торопилось, понимая их ценность для пропаганды. К его огромному сожалению ВМФ ему отказал - сказалась старая футбольная травма, наличие четырёх детей, да и к тому же возраст, вам уже 34, батенька, уступите дорогу молодым. Его другу, актёру Джимми Стюарту, повезло больше - он сумел попасть в ВВС и летал на тяжелых бомберах над Германией. Уэйн же, осознав, что фронт ему не светит, но как актер он всё-таки может кое-что сделать для солдат, с головой ушел в военные фильмы.

Для американцев на фронте, а в особенности для тех, кто ждал возвращения солдат домой, Уэйн стал символом сражающейся Америки. В 1944 он таки вырвался в трехмесячную поездку по тихоокеанским гарнизонам, за что солдатня ему рукоплескала. Через пять лет он ещё раз отдаст свой долг этим работягам войны - Уэйн сыграл главную роль в "Песках Иво Дзимы", фильме о кровавой мясорубке на островах, ставшей синонимом героизма морской пехоты, за что его номинируют на "Оскар". Позже, когда в Америку с визитом приедет император Японии Хирохито, он специально попросит устроить ему встречу с Уэйном - человеком, олицетворявшим боевой дух победившей страны.

Когда в послевоенном Голливуде начался "разгул маккартизма" и "антикоммунистическая истерия" - а на самом деле сопротивление здравомыслящих людей попыткам левой богемы поставить всё под свой контроль - Уэйн сделал шаг, за который его дружно начали высмеивать: создал "Кинематографический союз за сохранение американских идеалов". Никто не хотел в открытую признавать тот факт, что в голливудской тусовке коммунистическая фронда стала до неприличия модной, а левый экстремизм свил на этих холмах уютноё гнездышко. В том, чтобы противостоять этому левому шабашу требовалось какое-никакое и личное мужество - физического вреда не причинили бы, но грязью постарались испачкать бы качественно. Уэйну мужества было не занимать - он боролся с коммунизмом, несмотря на то, что многие на этом основании прочили ему скорый конец карьеры. Уэйн только усмехался - в итоге имён этих предсказателей не вспомнят даже историки кино. И к его чести сказать, он никогда не требовал преследовать человека, заявлявшего о том, что сочувствовал коммунистам: "Публично признать, что был не прав - уже мужество".

Для левого крыла и американских либералов Уэйн был любимой мишенью - их раздражал его патриотизм, искренняя вера в Бога и непритворные моральные ценности. В 1960 Уэйн снимает "Аламо" - эпопею о героической защите маленькой техасской крепости во время мексиканской войны 1836. Фильм получился немного тяжеловесным и подзатянутым, несмотря на то, что Уэйну вовсю помогал его закадычный друг Джон Форд. Критика вежливо проехалась по картине, но Уэйн раздосадован был только одним - рецензенты в упор не хотели видеть основную идею фильма: "Есть правильные вещи, и есть неправильные. Просто надо сделать выбор. Ты выбираешь одно и ты живешь. Выбираешь другое - и ты ходишь по этой земле, но на самом деле ты мертвее мертвого".

Во Вьетнам он поехал, когда война ещё не достигла своего пика. Отказавшись от VIP-отношения к себе, он приезжал в подразделения как обычный человек, порой его вертолет садился посреди поля боя. Проведя некоторое время среди солдат из частей специального назначения и будучи поражен их героизмом, он поклялся сделать об этом кино. В 1968 он снял первую картину о Вьетнаме, задолго до Чимино и Стоуна. В целом "Зеленые береты" получились немного торжественной картиной, вполне себе в духе "Служу Советскому Союзу", но это был предельно честный и реалистичный рассказ о том, что делали во Вьетнаме американские спецназовцы, несмотря на то, что болота Джорджии (где снимался фильм) мало походили на джунгли Южного Вьетнама. Публика ломилась в кинотеатры, чтобы увидеть "Зеленых беретов", критика же выдала по фильму слаженный залп из самых разгромных рецензий едва ли не за всю историю кино. Одна из самых мягких была в "New York Times": картина была названа "идиотской...отвратительной...недостойной упоминания в приличном обществе". Со свойственным ему оптимизмом, Уэйн мнение критики проигнорировал: "Эта маленькая оголтелая клика с Восточного побережья получает невыразимое наслаждение, обозревая мои политические взгляды, вместо того чтобы оценивать картины. Но однажды эти доктринёры-либералы обнаружат, что маятник качнулся в другую сторону".

Такое отношение актёра к СМИ только усиливало их раздражение. Уэйна пытались сделать жупелом всех самых мрачных и тёмных сил в американском обществе. Фашистом, правда, не называли, но, стараниями прессы, ярлык "реакционер" приклеился к нему прочно. Когда на одной пресс-конференции молоденькая журналистка попыталась обвинить его в ура-патриотизме и пропаганде войны, он ответил: "Ну да, я подымаю американский флаг. А у вас есть на примете флаг получше? Естественно, я люблю мою страну со всеми её недостатками и ошибками. Я этого не стыжусь, как не стыдился никогда и не собираюсь этого делать впредь. Что же касается войны, то это моя страна, а значит и моя война!".

Уэйн был едва ли не единственным актером, переигравшим военнослужащих всех родов войск американских ВС: летчики были ему благодарны за "Летающих тигров", моряки - за "Их не вернуть", морская пехота - за "Пески Иво Дзимы", ну а армия - за целый ряд фильмов, в том числе "Самый длинный день" и "Зелёные береты". Последний не только прибавил популярности этим частям, которые были избраны СМИ на роль мальчиков для битья, но и показал их в истинном свете. Но Уэйн не был бы Уэйном, если бы на этом не успокоился - на свои деньги он заказал памятник солдатам и офицерам войск специального назначения, погибшим во Вьетнаме. Эта стелла до сих пор стоит в учебном центре американских ВДВ в Форт-Брагге.

Все эти этапы большого пути смотрелись бы сплошным панегириком в стиле "слишком хорошо, чтобы быть правдой", если бы не одно но - он был искренним во всем, не врал ни себе, ни людям, выкладывался на все 100% и не жаловался на судьбу, когда та ставила ему подножки. Суперменом он не был и слабости человеческие были ему не чужды: временами он был невоздержан на язык (но не допуская этого в присутствии женщин), выпить мог столько, что можно было утопить слона (при этом никогда не пил на работе), и не слишком осмотрителен в финансовых делах (что не мешало ему без раздумий отдавать большие суммы на благотворительность). Его манера работы стала в Голливуде почти легендарной: приходя на площадку раньше всех, он уходил оттуда последним. Выматываясь на работе, он расслаблялся на охоте и рыбалке, а также за карточным столом в компании друзей. Скорее всего, именно это и стоило ему двух браков, но несмотря ни на что он всегда находил время на своих семь детей и 21 внука и ни одна из его жен не упрекнула его в том, что он плохой отец.

Порой он вел себя как герои его фильмов - рукопожатие для него означало то же самое, что и подписанный и заверенный контракт. Под конец жизни, будучи в госпитале он продал свою яхту куда ниже её настоящей стоимости. Обнаружив, что в моторе есть неполадки, он приказал поставить на яхту новые моторы - это стоило ему лишних 40000$ - и все потому, что он пообещал новому владельцу, что яхта находится в хорошем состоянии.

Патриотизм для Уэйна не являлся абстрактным понятием - он считал, что быть патриотом для человека так же естественно как дышать. Несмотря на сильное неприятие Уэйна левыми, хоть и через силу, но уважение к нему они питали. Когда он со своим другом актёром Джимми Стюартом ехал на инаугурацию губернатора Калифорнии (им стал их общий приятель, бывший актёр Рональд Рейган) - по пути им встретилась антивоенная манифестация. И всё бы ничего, но демонстранты с гордостью размахивали вьетконговскими флагами. Стюарт только что потерял во Вьетнаме сына и насколько "приятно" ему было видеть такое - можно было только догадываться. Уэйн, извинившись, вылез из машины и пошел прямиком в толпу. Через минуту этих флагов уже не было.

В 1956 Уэйн сыграл роль Чингиз-Хана в фильме "Завоеватель". Съёмки проходили в пустыне, в штате Юта. Об одном моменте съёмочной группе сказать не почесались - за год до этого в этих местах проводились испытания атомных бомб. Много позже выяснилось, что более 70% всех участвовавших в съёмках этого фильма впоследствии умерло от разных форм рака. Уэйн же, узнав о том что он, скорее всего невольно подвергся радиоактивному облучению, отнесся к этому стоически и в суд на правительство подавать не пошёл - с его точки зрения это было делом недостойным.

В середине 60-х прозвенел первый звонок: Уэйну удалили легкое. Когда его пресс-агенты попытались скрыть этот факт, Уэйн, наплевав на возможные последствия, открыто признался во всём публике, показав, что человек может и должен сражаться с этой болезнью. Поскольку слово "долг" было для него ключевым то он этот долг и принялся выполнять: основал частный фонд для исследований методов лечения рака. Фонд собрал миллионы долларов и в итоге даже Министерство Здравоохранения США признало что помощь фонда в научных исследований была значительной.

В 1969 году Уэйн наконец-то получил "Оскара" - за фильм "Истинная доблесть". Статуэтка ему досталась за роль толстого полуслепого шерифа-алкоголика. Скорее всего, на решение Академии повлиял тот факт, что одного из самых значительных актеров современности долгое время обходили этой наградой, но и самоё роль была сыграна с блеском. Критики не могли сдержать восхищения - о зрителях и говорить было нечего. Уэйн в который раз показал всем, что недостаточно просто забраться в седло - надо суметь в нём удержаться.

Его прощальным поклоном стал элегантный вестерн "Стрелок", о переосмысливающем свою жизнь старом ковбое, бывшей легенде Запада, умирающем от рака, но нашедшим в себе силы напоследок отправить к праотцам не по срокам зажившихся негодяев - и неблагодарные граждане не оценили его поступок.

Когда в начале 1979 доктора сказали Уэйну, что надежды нет, он попросил их использовать его тело для дальнейших исследований в области рака. Отказавшись от обезболивающих лекарств, чтобы сохранить ясность ума, он провел последние дни со своими детьми, радуясь их радостям и сочувствуя их заботам. Узнав о его смерти, многие газеты, не сговариваясь, поместили заголовки: "Мистер Америка ушёл навсегда".

Его смерть не потрясла Америку так как это было с Элвисом или Кеннеди, но опечалила многих. Ушел один из последних сильных людей, считавший что, прежде всего, человек должен отвечать за свои слова и дела, не боявшийся называть вещи своими именами, чихавший на политкорректность и либералов и считавший свою родину лучшей. Его кличка была "Герцог", но надо было бы его называть "Скалой" - он был так же непоколебим. За свою жизнь он снялся почти во всех жанрах: в вестернах, военных фильмах, комедиях, драмах, детективах - но главным было одно: его герои всегда были крепки как скала, надежны, честны и долг для них был превыше всего. Негодяев он не играл, а в жизни зачастую вёл себя так же, как и его герои. Он искренне верил в Америку и был велик, как, порой сама страна, он был искренне ею любим и искренне же многими в ней ненавидим, и навечно остался в памяти как Актёр №1. Последний бойскаут Америки.

©Сергей Карамаев (SK)
14-01-13
Оставить комментарий
Ваш комментарий:
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent