Ото

Ото — одно из трех сиуязычных племен, формирующих группу чивере вместе с айовами и миссури. В преданиях говорится, что в прошлом группа чивере отделилась от виннебагов. Название племени происходит от слова ватота — распутники или совокупляющиеся. Индейцы объясняли его, рассказывая, что во время миграции на запад ото отделились от миссури в результате ссоры, возникшей из-за дочери вождя последних. Покинув родственных миссури, ото двинулись вверх по р. Миссури. Об этом племени известно крайне мало. Как отметил Вильям Уитмэн в 1937 году: «Мы не можем обсуждать материальную культуру ото, поскольку от нее ничего не осталось».
ОтоДелегация индейцев ото

Ото упоминались белыми путешественниками и исследователями еще в конце XVII века. Первый зафиксированный контакт с белыми людьми произошел в 1680 году, когда два индейца ото посетили форт Кревекур в окрестностях озера Пеориа. В 1720 году ото подтвердили свою лояльность французам, когда испанская экспедиция Педро де Вильясура проникла на территорию современной Небраски. Ото присоединились к пауни и совместно разгромили испанцев, убив половину людей, а остальных обратив в бегство. Льюис и Кларк в 1804 году обнаружили их живущими на южном берегу р. Платт в количестве 500 человек. Сообщалось, что с 1817 по 1841 год ото жили в четырех деревнях вблизи р. Платт. В 1819 году половина племени айова, симпатизировавшая американцам во время войны 1812 года, присоединилась к союзу ото и миссури. В 1820 году сауки сожгли совместную деревню ото-миссури-айовов, вынудив их переместиться вниз по реке, вскоре после чего айовы вернулись к сородичам. Ссора между двумя влиятельными лидерами ото привела к разделению племени на две отдельные деревни. Война ото с команчами, сауками, фоксами и сиу, а также постоянный наплыв белых поселенцев принесли много несчастий племени. В 1837 году соплеменник убил вождя Йетана, и ото-миссури вновь разделились. В 1839 году Миссури покинули деревню и мигрировали к югу от р. Платт. В 1841 году ото сожгли свою деревню, считая, что в ней поселился злой дух, и в 1842 году они и Миссури жили в пяти маленьких поселениях. В результате войн и эпидемий численность ото сильно сократилась, и они были вынуждены переселиться поближе к пауни, под чьей защитой жили совместно с родственным племенем миссури.
ОтоПортрет индейца ото

Ото жили в постоянных деревнях, в земляных домах, выращивали маис, бобы, дыни и три вида тыкв. Отправляясь на равнины, ото пользовались кожаными типи. Ото сражались с сиу, шайенами, арапахо, канзами, осейджами, пауни, понками, омахами, сауками, фоксами, айовами и другими племенами. Впоследствии, для большей безопасности, племя объединилось с миссури. В равной схватке ото считали себя лучшими воинами, чем пауни, и даже после 1840 года не задумываясь сражались с ними, если их задевали. В первой декаде 1800-х годов несколько воинов ото, несмотря на предупреждение своего вождя не связываться с могущественными соседями, украли у чауи-пауни лошадей. Вскоре после этого пауни ушли на ежегодную охоту. Вождь ото, узнав о содеянном, пришел в ярость и сказал, что, если его воины хотят войны с пауни, он позаботится о том, чтобы они получили желаемое. Он вскочил на коня, поехал вверх по р. Платт к оставленному селению и сжег его. Пауни вернулись спустя два-три месяца и, узнав, что их поселение сожжено индейцами ото, начали готовиться к войне. Ото к тому времени остыли, собрали много ружей и других подарков для вождей чауи и попросили белого торговца замолвить за них слово о мире. Мир был восстановлен. Пауни не стали отстраивать сожженное селение и покинули его. Но столкновения с пауни происходили и в последующие годы. Летом 1845 года пауни из поселений с р. Платт отправились на бизонью охоту, но по пути встретили лагерь ото и сразу же с ними поссорились. Произошло сражение, в котором пятеро мужчин пауни были убиты и четверо ранены, со стороны ото погибло пять мужчин и одна женщина. Пауни продолжили искать бизонов, а ото вернулись на Платт и разграбили продуктовые тайники в их пустом поселении. Затем они убили четверых пауни в индейском агентстве Бельвуе. После этого 60 вооруженных воинов ото заставили находившийся там караван с товарами оставить в Бельвуе все предназначенные пауни боеприпасы. Когда пауни вернулись с бизоньей охоты, они узнали, что обещанные им правительственным агентом боеприпасы, по вине ото остались в Бельвуе. Это их сильно разозлило, поскольку им больше негде было взять пуль для своих ружей. В декабре 1845 года ото вновь сожгли поселение пауни, расположенное рядом с миссией, когда те находились на бизоньей охоте.

Несмотря на периодические схватки с индейскими противниками, ото мало выделялись в военной истории Равнин, в большинстве случаев лишь защищаясь от более могущественных врагов, хотя некоторые путешественники отмечали среди них прославленных воинов, чьи боевые заслуги действительно были значимыми.
ОтоОто подписали много совместных договоров с правительством США об уступке своих земель. В 1854 году они продали все свои земли, кроме небольшой резервации на р. Биг-Блю, штат Небраска, где вместе с миссури жили до 1882 года. В 1880 году часть племени переместилась на Индейскую территорию, на земли сауков и фоксов, а в 1882 году оставшаяся часть покинула Небраску и вместе с миссури присоединилась к перебравшимся на Индейскую Территорию родичам. В 1880 году среди ото произошел раскол, и они разделились на две группы — койотов и квакеров. Первые, желавшие жить, сохраняя старые традиции, переместились на Индейскую Территорию и резервацию сауков-фоксов. Спустя два года квакеры присоединились к ним на землях, выбранных для них между резервациями пауни и понков в Оклахоме, где в 1886 году они вместе насчитывали всего 334 человека.

Перри ду Лак сообщал, что в 1802 г. ото могли выставить 350 воинов. Согласно различным источникам, численность племени постоянно сокращалась: 1833г. — 1200 чел., 1849г. — 900, 1862 г. (здесь и далее вместе с миссури) — 708, 1867г. — 511, 1877г. — 457, 1886г. — 334. С начала XX в. численность ото-миссури начала понемногу расти и в 1935 г. составляла 727 чел., а в 1998-м — 1520 человек.
09-02-14
Оставить комментарий
Ваш комментарий:
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent