» » Подготовка индейских мальчиков к военной деятельности

Подготовка индейских мальчиков к военной деятельности

Подготовка индейских мальчишек к военной деятельности начиналась с раннего детства. Берландье писал: «Я видел, как у команчей отцы новорожденных мальчиков подвешивали к детской люльке крохотный лук, как символ его пола». С раннего детства ребенок учился уважать все табу и священные талисманы семьи, племени и гостей. Помимо атлетических игр и обучения верховой езде, мальчики считали «ку» на подбитой дичи, принуждали девочек танцевать с шерстью волка или койота как со скальпом. Они отправлялись в «военные походы» против «врагов», которыми были всего лишь маленькие кролики или суслики. Размахивая убитым зверьком как скальпом, они вымазывали лицо в победный черный цвет и, распевая победные песни, входили в воображаемое селение, представлявшее собой накинутые на кусты старые кожи. Девочки, изображавшие сестер и жен «воинов», также раскрашивали себя, часто прибегая к помощи взрослых родственников, и плясали победные пляски. В детских обществах мальчики имитировали воинские общества взрослых. Хидатс Волчий Вождь сравнивал тренировку и обучение мальчиков с фургоном, едущим по изрезанной глубокой колеей дороге — съехать с нее было невозможно, и следовало двигаться вперед по проложенной другими колее. По этой дороге можно было двигаться только вперед или назад, но, двигаясь назад, нельзя было достичь цели.
Подготовка индейских мальчиков к военной деятельностиКогда мальчик достигал возраста шести-семи лет, его воспитанием начинали заниматься дядя или дедушка, а спустя несколько лет он полностью выходил из-под контроля матери. Хотя и в этом случае бывали странные исключения. Так, влиятельный вождь бладов Телячья Рубаха был человеком весьма благодушным в трезвом состоянии, но совершенно безумным в пьяном. В подпитии он не только терроризировал соплеменников, но даже убил нескольких из них. Единственным человеком, кто отваживался встать у него на пути в таком состоянии, была мать. Она хватала его за волосы, била по спине и требовала, чтобы он успокоился. Такое ее влияние на Телячью Рубаху, когда он уже стал взрослым и влиятельным человеком, говорило о том, что она была женщиной с железной волей и пользовалась у него огромным уважением.

Часто двое мальчишек становились очень близкими друзьями, пронося дружбу через всю последующую жизнь. Они вмести ходили на войну, обменивались подарками, их дети называли обоих отцами. В некоторых племенах, если один из друзей находился в военном походе, второму дозволялось спать с его женой.

Серьезное внимание в воспитании уделялось наставлениям со стороны старших родственников и соплеменников. Белый Бык, сиу, навсегда запомнил слова, которые говорил ему отец в детстве: «Когда ты отправишься в военный поход, постарайся найти врагов и совершить храброе деяние. Поступай так, чтобы мне не было стыдно за тебя. Внимательно изучай все, что увидишь, и старайся понять это. Будь доброжелателен к соплеменникам. Не лги, потому что человек, который лжет, — слаб и труслив».

Хантер, живя среди канзов и начав понимать их язык, вместе с индейскими мальчишками любил слушать рассказы и поучения старого воина по имени Защитник Людей. Он показывал им шрамы на своем теле со словами: «Я часто сражался с врагами нашего народа и почти всегда выходил победителем. В поисках врагов я пускался в путь через льды и снега, болота и прерии, не имея пищи». Он поучал будущих бойцов, чтобы они никогда не крали, кроме как у своих врагов, которым их племя должно наносить урон всеми доступными способами. Хантер говорил: «Когда вырастите, будьте храбры и хитры на войне и защищайте свои охотничьи угодья от любых посягательств: защищайте женщин и незнакомцев от оскорблений, никогда не предавайте друзей, не сносите оскорблений, мстите врагам… Не бойтесь смерти, поскольку лишь трусы боятся ее».

Большое влияние на становление характера будущих воинов оказывал общий дух лагеря и отношение соплеменников к удачливым воинам. «При перекочевке, в селении — повсюду мы слышали восхваления ловкости и отваги, — вспоминал о своем детстве один индеец. — Наши мамы говорили при нас о деяниях сыновей других женщин, а мужчины рассказывали истории о храбрости и силе духа других воинов до тех пор, пока слушавший мальчик не был готов с радостью умереть, лишь бы его имя произнесли вожди на совете или даже женщины в своих палатках». Паркмэн стал свидетелем прибытия успешного военного отряда сиу в лагерь. Он писал: «Маленькие мальчики с говорящими глазенками возрастом не более двух лет, следовали за пышной воинственной кавалькадой, с полным страстного желания восхищением рассматривая тех, о чьих подвигах возвещал глашатай. Так ранние уроки войны исподволь внедряются в голову индейца». Подросшие мальчики обычно старались быстрее начать воинскую карьеру и прославиться. Но были и такие, которые боялись или ленились присоединяться к уходящим в поход отрядам. Над ними смеялись и пошучивали. Когда мальчик кроу возвращался из первого военного похода, он начинал подтрунивать над товарищами, говоря им, что они ведут себя словно женщины, оставаясь дома.

Немалая роль возлагалась на атмосферу постоянного соперничества, присутствовавшую в большинстве мальчишеских игр. Победитель в играх всегда получал общественное признание от сверстников и старших соплеменников, а проигравшие порой должны были пройти через, своего рода, «наказание». К примеру, мальчики кроу иногда делились на две группы и соревновались в охоте на птиц. Проигравшей считалась та группа, которая настреляла меньшее количество пернатых. Они должны были зубами разгрызть череп живой птицы, а также сжевать ее ноги и крылья, что естественно, было занятием малоприятным.

Как упоминалось выше, старшие соплеменники стимулировали игры, готовящие детей к взрослой жизни. В них девочки играли роль «жен», а мальчики «мужей». Если мальчикам кроу удавалось на охоте подстрелить койота или волка, они возвращались в лагерь, имитируя военный отряд, принося с собой пучок шерсти убитого зверя, а девочки устраивали пляску над этим «скальпом». Для тех же целей могли использоваться голова или другие части кролика, которые привязывали к длинным шестам. Несколько девочек могли прийти в палатку маленького мальчика со словами: «Мы пришли к тебе». Родители приглашали их войти и кормили, после чего они ложились рядом с ним, будто были его женами. Когда в лагере было много еды, целая цепочка девчонок приходила так к палатке мальчика, за что они получали от его матери пеммикан. Иногда группа мальчиков наносила визит своему товарищу, распевая у входа в палатку хвалебные песни, как это делали взрослые у жилищ прославленных бойцов. Они также получали в подарок немного пеммикана. Помимо военных тренировок, мальчику внушали необходимость духовной подготовки к предстоящей воинской карьере. Ритуальные аспекты войны, по мнению индейцев, были очень важны. Мальчикам объясняли, как при помощи постов, во время которых человек голодал и взывал к Высшим Силам, найти магических духов-покровителей, дарующих воину сверхъестественную защиту и помощь. Кроме того, использовались различные талисманы, амулеты и всевозможные способы, призванные сверхъестественным образом помочь мальчику добиться тех или иных качеств. Плоскоголовые, например, чтобы мальчик стал трудолюбивым и хорошим охотником, смешивали горсть муравьев с белой глиной и втирали смесь ему в грудь. Смесь с сердцем орла или ястреба делала мальчика храбрее, бурундука — резвым, с медвежьим сердцем — сильнее, а с оленьим — хорошим скалолазом и выносливым ходоком.

Но индейцы были реалистами и, проводя ритуальное и техническое обучение будущих воинов, никогда не путали их друг с другом, давая необходимые знания и о том, и о другом. Военные предводители внимательно следили за играми и постами подросших мальчиков, подбадривали их и убеждали, что, прилагая больше усилий, они смогут быстрее подготовиться к своему первому походу против врагов и добиться славы среди соплеменников. При этом общество обычно пресекало попытки юнцов сократить необходимый процесс подготовки и отправиться на тропу войны раньше положенного срока.
16-11-13
Оставить комментарий
Ваш комментарий:
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent