» » Женщины в военных походах

Женщины в военных походах

Индейские женщины порой принимали участие в военных походах. Они редко активно участвовали в боевых действиях, но при случае могли и умели воспользоваться оружием. В литературе встречается много сведений о женщинах, присоединившихся к своим любимым в экспедициях на врага. В поход нередко брали женщин сиу, арапахо, шайены, черноногие, кроу, арикары, команчи, кайовы и вичиты. Понки утверждали, что их женщины часто ходили на войну «и становились воинами». Им дозволялось надевать во время плясок заслуженные регалии, но носить их в другое время они не могли. Были женщины, спасавшие в бою мужей, другие помогали угонять у врагов лошадей. Последним во время плясок позволялось держать в руке кнут. Блад Хвост Ласки рассказывал: «В прошлые времена многие воины брали в набег жен. Сами жены хотели этого. Правда, обычно это были женщины, которые еще не имели детей». Его жена часто присоединялась к нему. Причиной тому была ее любовь к мужу: «Она сказала, что любит меня и, если меня убьют, она хочет погибнуть вместе со мной». Иногда воин отправлялся в поход только вдвоем с женой. Такие экспедиции чаще всего предпринимали только что женившиеся юноши, и порой они длились от нескольких недель до нескольких месяцев. Пока муж проникал во вражеский лагерь, жена собирала лошадей, пасущихся неподалеку от лагеря. Другой причиной, почему мужья брали жен в военные походы, была обыкновенная ревность. Кроме того, женщина могла бежать из лагеря с любовником, присоединившись к военному отряду в надежде, что к ее возвращению страсти улягутся и измена сойдет ей с рук. Иногда так и было, иногда нет. К примеру, когда у вождя команчей, имевшего восемь жен, сбежала младшая, он дождался ее возвращения в лагерь, привел ее в свою палатку, усадил на землю, после чего зарядил ружье и приказал ей поставить одну ногу на другую. Когда она подчинилась, вождь приставил ствол к ее ступням и выстрелил. «Теперь беги куда хочешь», – спокойно сказал он ей. Четвертой причиной для присоединения женщины к военному отряду было желание отомстить. Если у женщины сиу умирал родственник и ее сердце становилось «плохим», ей иногда позволяли отправиться в поход вместе с отрядом. Она оставалась в лагере, разбитом недалеко от места схватки. Ей приносили голову убитого врага, и, сняв с нее скальп, она «улучшала» свое сердце, размозжив эту голову военной дубинкой.

Еще в 1751 году губернатор Новой Франции, описывая совместный отряд команчей и вичитов, отправившийся против осейджей, отметил, что вместе с воинами в поход ушли их женщины. Капитан Джон Белл из исследовательской экспедиции Стивена Лонга, возвращаясь в 1820 году из Скалистых гор вниз по долине р. Арканзас, встретил три военных отряда. Их состав довольно показателен. Первый отряд состоял из восьми мужчин и одной женщины из племени арапахо, возвращавшихся из неудачного набега за лошадьми пауни. Во втором было «приблизительно сорок мужчин и четыре или пять скво» из племени шайенов, возвращавшихся со скальпом пауни. Третий отряд принадлежал команчам и состоял из тридцати воинов и трех женщин. Команчи возвращались после серьезной схватки с ото, в которой были безжалостно разбиты. В апреле 1839 года к торговому посту форта Кларк прибыл отряд арикаров, направлявшихся в страну пауни за лошадьми. Он состоял из сорока воинов и двух женщин. Таких примеров бесчисленное множество.

В военных походах женщины заботились о воинах, помогали им, хотя бывали и исключения. Хвост Ласки говорил: «Я часто был предводителем отрядов. В этих походах моя жена не занималась приготовлением еды или иной работой. Для этого мы брали с собой юношей 14–20 лет, которые готовили еду и собирали хворост для костра». У омахов крупный военный отряд сопровождало несколько женщин – жен участников похода. Они помогали заботиться о мокасинах и готовить пищу. Им причиталась часть добычи, поскольку они, как и мужчины, переносили лишения похода. Воины называли таких женщин «сестрами». Одна из военных песен омахов посвящена им: «Витунге, младшая сестра, спешит вслед за мной».

Уникальным аспектом военной жизни шайенов было сопровождение многими из их женщин больших военных отрядов. Когда в поход отправлялось все племя целиком (ритуальный поход с выносом племенного талисмана – Магических Стрел), воинов сопровождали все женщины. Они с расстояния наблюдали за ходом битвы, готовые бежать, если что-то пойдет не так. Находясь в походе, женщины часто принимали участие в схватках с врагами. Хвост Ласки: «Моя жена вместе со мной участвовала в пяти боях. У нее был револьвер. Как-то раз она захватила лошадь с седлом, сумку с боеприпасами и военную дубинку». Жена верховного вождя бладов Красная Ворона, будучи в военном походе вместе с мужем, отобрала у вражеского воина ружье, что у черноногих считалось величайшим подвигом. Во время нападения на пауни жена шайена Белая Лягушка атаковала вместе с воинами. На нее набросился пауни с топором в руке, но смелая женщина сумела отобрать у него топор и сбросить врага с лошади.

Команчи, когда планировали быстрый бросок на врага и такое же быстрое бегство, оставляли женщин и детей в лагере, чтобы передвигаться насколько возможно менее обремененными. Предводитель, а также воины, имевшие священные магические щиты, могли брать с собой женщин, чтобы те помогали им с воинским скарбом, однако они редко пользовались этой привилегией. Тем не менее некоторые женщины сопровождали воинов в рейды, намереваясь немного поучаствовать в сражениях – они могли пострелять из лука с безопасного расстояния. Но, по словам команчей, в слишком опасных походах они никогда не участвовали. Набеги команчей зачастую совершались на 300–400 миль от родного края, и женщины везли с собой маленькие типи и некоторые лагерные принадлежности.

Участницы военных походов получали определенные привилегии. Если женщина хидатсов была с мужем в удачном набеге, она имела право по возвращении раскрасить свое лицо черной краской – цветом победы. Шайенки, принимавшие участие в боевых действиях вместе с мужьями, образовали общество, куда чужие не допускались, но количество этих женщин было невелико. Кроме того, участвовавшие в бою шайенки допускались к дележу добычи. У манданов женщины, совершившие воинский подвиг, получали право носить те же знаки отличия, что и мужчины. Старики в начале XX века помнили многих соплеменниц, которые ударили врага и во время Пляски Скальпов могли хвалиться своими подвигами. Одна из них во время нападения врагов укрылась у входа в свое жилище, размозжила голову ринувшемуся в него ассинибойну и хладнокровно скальпировала его. Впоследствии она всегда вызывала бурное восхищение соплеменников, когда была лидером танцовщиц, размахивая над головой захваченным скальпом.

Но самыми невероятными, хотя и крайне редкими случаями были походы женщин-одиночек с целью отомстить за гибель любимого. Скиди-пауни любили вспоминать одну историю. Сиу уничтожили отряд скиди, и спастись удалось только юнцу, первый раз выступившему на тропу войны. Молодая жена предводителя не стала плакать, подобно другим родственникам, а подробно расспросила мальчишку, где лежат останки ее мужа. Ночью она взяла двух самых быстрых коней, запас еды и бизонью накидку и отправилась туда, где погиб муж. Спустя два дня она добралась до места. Тела воинов были скальпированы и разрублены на куски. Движимая местью, молодая вдова поехала по следу сиу и через три дня обнаружила их лагерь. Она укрылась на вершине холма, а с наступлением темноты подобралась поближе. Сиу развели в центре лагеря огромный костер, вокруг которого плясали, держа в руках шесты с привязанными к ним скальпами погибших пауни. Родственницы победителей танцевали, образовав круг, а вокруг них танцевали мужчины. Женщина пауни вошла в лагерь сиу, смешалась с толпой и стала наблюдать за происходящим. На спине одного из лидеров она увидела священную связку своего мужа. Это был его убийца. Поплотнее набросив бизонью накидку, смелая женщина вошла в круг и начала танцевать вместе со всеми. Каждый раз, когда она оказывалась перед убийцей, она скидывала накидку с головы, чтобы он мог получше разглядеть ее. Мужчина внимательно наблюдал за незнакомкой – она была очень красива. Так они танцевали долгое время, пока все не устали и не начали расходиться. Мужчина подошел к незнакомке, попытался завлечь ее к себе в типи, но она отказалась и потянула его за собой. Выйдя из лагеря, они сели поговорить, но женщина не отвечала, не зная языка сиу. Тогда он обнял ее, но священная связка за спиной мешала ему, и он снял ее, положив на землю. Затем сиу обнял женщину за талию, а она левой рукой обвила его шею и прижала его голову к себе. Обуреваемый похотью мужчина расслабился, и тогда женщина правой рукой тихо вытащила нож и несколько раз вонзила его в шею убийце своего мужа. Она забрала связку, отрезала сиу голову и поспешила к месту, где были спрятаны ее лошади. Спустя два дня она остановилась, чтобы основательно передохнуть, сняла с головы сиу скальп и привязала его к шесту.

Когда молодая вдова появилась у деревни скиди, она ехала как воин, держа на шесте скальп сиу, с раскрашенным в черный цвет победы лицом и распевая военную песнь своего мужа. Люди сперва даже не узнали ее. Родственники думали, что она тоже погибла, и уже начали оплакивать, но она не только оказалась жива, но и вернулась со скальпом убийцы и священной связкой мужа. Женщина вытерла слезы родственников – они могли исполнить победные церемонии. Юноши, не проявившие себя на тропе войны, теперь боялись встречать ее – им было стыдно, потому что она, женщина, совершила подвиг, которым они не могли похвастаться. С тех пор воины всегда приглашали ее на советы храбрейших, и она стала желанным гостем на пиршествах, устраиваемых стариками в честь священных связок.
12-04-15
Оставить комментарий
Ваш комментарий:
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent