» » Действия женщин во время нападения на лагерь и крупных сражений

Действия женщин во время нападения на лагерь и крупных сражений

Женщины и дети страдали от постоянных войн не меньше, чем мужчины. Индейский агент Роберт Нейборс отмечал в середине XIX века, что, если команчи берут в плен женщин, их целомудрие ни во что не ставится. Женщины липан-апачей были очень симпатичными, и команчи часто совершали на них набеги ради краснокожих красоток. Дэвид Томпсон писал, что во время встречи с вождями и воинами пиеганов один из вождей сказал, что эпидемия оспы 1781 года, в результате которой племя понесло серьезные потери, была наказанием его народу за то, что воины убивали слишком много вражеских женщин. Вождь предлагал чаще брать их в плен, тем самым усиливая собственное племя, но его слова не были услышаны. Спустя семьдесят лет Дениг сообщал, что «черноногие, сиу, кри и ассинибойны убивают женщин и детей, и пляшут над их скальпами точно так же, как над мужскими».

Во все времена и на всем американском континенте в случае необходимости индейские женщины проявляли не меньшую храбрость, чем воины. Капитан Роберт Картер писал, что женщина команчей или какого-либо из союзных им племен, когда «загнана в угол… сражается со всей силой ее дикой натуры и отчаянием тигрицы, используя лук и револьвер, из которых она великолепно стреляет». Он критиковал представителей прессы, называвших индеанок «бедными беззащитными скво», и желал им оказаться у них на пути во время сражения, «особенно когда она визжит от неистовой ярости». Рудольф Курц описал в дневнике в 1851 году поведение оджибвейки во время нападения сиу на лагерь канадских метисов. Она постоянно пыталась броситься на врагов и драться врукопашную и очень злилась на родичей, сдерживавших ее. В итоге она сорвала с себя всю одежду и, стоя обнаженной, размахивала юбкой, выкрикивая в адрес сиу всевозможные ругательства. Делос Санбертсон, описывая нападение солдат на лагерь шайенов Черного Котла на р. Вашита в 1868 году, вспоминал: «Огромный краснокожий прыгнул на меня из-за палатки и, прежде чем я был готов пропороть его штыком, скво обхватила мои ноги и, крутанув, повалила наземь… я начал подниматься, скво вцепилась мне в волосы, а индеец схватил мое ружье как дубинку и ударил меня по шее. Он вполне мог заколоть меня, но не воспользовался штыком… Я не мог подняться самостоятельно, в то время как скво продолжала визжать и тянуть меня за волосы».

Как правило, если нападение было неожиданным, индеанки хватали детей, отступали за линию воинов и начинали быстро копать ямы-окопы и делать насыпи, чтобы укрыться в них, стараясь избежать пуль и стрел. Очутившись на безопасном расстоянии, женщины начинали подбадривать своих воинов, распевая военные песни. Если же ситуация была критической, их плач и стенания оглашали окрестности на много миль. Воины в это время встречали врагов лицом к лицу. Когда силы атакующих значительно превышали число защитников, женщины кочевников убегали прочь, прикрываемые воинами. Иногда женщины делали укрепление, накидывая груды поклажи. За ним могли укрыться и они сами, и защищающие их воины. Если поражение было неминуемо, но поблизости был лесок, женщины и дети спешили туда и прятались в нем, а потом за ними следовали мужчины. Во время нападений на постоянные поселения таких полуоседлых племен, как пауни, хидатса, арикара, женщины не убегали из селения, поскольку земляные дома давали им хорошее укрытие. Старухи омахов рассказывали, что порой, в случаях неожиданных нападений больших вражеских отрядов на лагерь, женщины прятали детей в ямах, а сами ложились на них сверху, притворяясь убитыми. Однажды женщина, притворявшаяся мертвой, была пронзена ножом, но не издала ни звука и даже не дернулась и тем самым спасла ребенка. Она поправилась и дожила до седин.

Если кто-то из воинов приходил в растерянность, поведение женщин могло привести его в чувство. В июне 1872 года, когда воины понков бросились навстречу отряду брюле и оглалов, женщина по имени Худагихуэ бежала вместе с ними, размахивая ножом и распевая песни, стараясь подбодрить воинов. В другом случае, во время нападения сиу на селение пауни, молодой юноша по имени Ведущий с Медведем выскочил из земляного дома. Кругом бегали люди, стараясь поймать лошадей. Впервые в жизни он застыл как вкопанный. Прямо на него несся вражеский воин, а он не мог сдвинуться с места. В этот момент из земляного дома выскочила его сестра и закричала: «Ты – Ведущий с Медведем! И ты защитишь меня от врага!» Он тут же пришел в себя, поднял лук и застрелил скачущего к нему сиу. Так, благодаря своей находчивости, сестра спасла воину жизнь. О другом случае долго помнили скиди-пауни. В 1850 году их деревню атаковали превосходящие силы понков (вероятно, вместе с сиу), и воины, увидев такое количество врагов, попрятались в земляных домах. И тогда одна из старух решила взять инициативу на себя. Она вымазала лицо вокруг глаз сажей, что означало пренебрежение к опасности и силу огня, связала волосы в узел на лбу и надела на себя лишь набедренную повязку. Взяв в руку военную дубинку, она вышла навстречу врагам, бросив на ходу своим мужчинам: «Мы должны что-то предпринять, а вы расселись здесь без дела!» Пристыженные воины поспешили за ней и отбили врагов. Смелая женщина, получившая после этих событий новое имя – Старуха, Опечалившая Врагов, убила одного из понков рядом со своим домом. Когда спустя несколько лет племена заключили мир, они вспомнили тот бой, и понки сказали: «Когда мы увидели того старика, мы решили, что он храбрейший из когда-либо виденных нами бойцов, и это заставило нас отступить». Они даже представить не могли, что боец был обыкновенной старухой. А Старуха, Опечалившая Врагов после того боя позволяла себе безнаказанно в глаза говорить мужчинам, даже жрецам, все, что считала нужным. Только с вождями она обходилась вежливо, потому что людьми они были сдержанными и спокойными. Если старуха видела, как муж бил жену, она подходила к нему и громко говорила: «Ох, какой же ты храбрый! Тебе бы следовало быть снаружи и бить понков, когда они приходили сюда, чтобы сжечь всю деревню. Мы, женщины, не сделали тебе ничего плохого, а вот понков надо было бы бить».

По мере необходимости женщины могли оказать посильную помощь в бою. Александр Росс отмечал в дневнике, что во время нападения на его партию индейцев из лагеря пиеганов их женщины собрались на возвышенности, вооруженные копьями и готовые принять участие в битве. Во время битвы на Волчьем Ручье (1838 год) женщины и дети шайенов и арапахов поднялись на вершину холма и наблюдали оттуда за ходом сражения. Когда они уже были на вершине, в овраге залаяло несколько собак. Женщины побежали вниз, и оттуда выскочила очень высокая женщина кайова, закутанная в одеяло. Одна из шайенок подбежала к ней и схватила за руку, а подоспевшие женщины убили ее ножами. А во время крупного сражения между шошонами и шайенами в 1868 году шайенка по имени Эхиофста собственноручно убила и скальпировала одного шошона, а на другом посчитала «ку». Женщины команчей часто сопровождали мужей в военных экспедициях, где при столкновениях не только охраняли дополнительных лошадей и добычу, но и прикрывали воинов стрельбой из луков. Техасские рейнджеры считали их не менее опасными, чем индейцев-мужчин, и убивали, не задумываясь. Позже также поступали и кавалеристы США. Хотя нельзя не согласиться, что в поднимаемой в ходе битвы пыли и дыму не всегда было легко отличить женщину от воина.

Бывали случаи, когда женщины спасали воинов, рискуя собственной жизнью. Бизоний Горб, шайен, вспоминал: «Храбрая женщина из южных шайенов поехала в битву вместе с братом. Под ним подстрелили лошадь, и он не мог подняться с земли. Женщина осталась рядом с ним и отбивалась от врагов, пока не прискакал другой воин, который взвалил ее брата на своего коня и вывез с поля боя». Но самый известный случай произошел во время битвы на Роузбад 17 июня 1876 года. В разгар боя шайен по имени Вождь Появляется несколько раз проскакал вдоль шеренги солдат, и они подстрелили под ним лошадь. Неожиданно со стороны индейцев появился всадник. Несмотря на шквальный огонь противника, он храбро подскакал к упавшему. Вождь Появляется запрыгнул ему за спину, и они умчались к своим. Смельчаком оказалась сестра воина Тропа Бизонихи. Индейцы были так поражены действиями девушки, что впоследствии часто называли это сражение «Битвой, в которой сестра спасла брата». В битве на Роузбад приняла участие не только шайенка Тропа Бизонихи. Среди разведчиков кроу, сражавшихся на стороне солдат, находилась девушка по имени Другая Сорока. Она хотела отомстить за брата, убитого некоторое время назад индейцами сиу. По словам соплеменников, она была красивой и храброй девушкой. Отправляясь в бой, она закрепила в волосах шкурку дятла и выкрасила лоб желтой краской. Ехала она на черном скакуне. Когда во время битвы был тяжело ранен и упал с лошади воин кроу Бычья Змея, Другая Сорока вместе с кроу по имени Находит Их и Убивает помчались ему на выручку и шестом для счета «ку» сбили воина сиу, угрожавшего его жизни. Затем Находит Их и Убивает прикончил врага. Другая Сорока сняла с сиу скальп и разрезала на маленькие кусочки, которые потом раздала соплеменницам, чтобы те привязали их к ивовым шестам и несли во время Пляски Скальпов.
12-04-15
Оставить комментарий
Ваш комментарий:
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent