» » Захват пленников и их дальнейшая судьба

Захват пленников и их дальнейшая судьба

Индейцы захватывали в плен в основном только женщин и детей. Мужчин либо убивали сразу, либо пытали до смерти. Детей, слишком маленьких, чтобы помнить родителей, часто брали в плен, а затем принимали в племя. Воины считали на них «ку» и зачисляли их к своим боевым заслугам, но, после того как ребенок был принят в какую-либо семью, это деяние (например, у манданов) во время церемониальных перечислений не упоминалось. Девушек приводили в селение и продавали тем, кому была необходима дополнительная жена.

Пленников обычно связывали. Осейджи даже плели для этого специальные веревки из бизоньего волоса. Если пленники мешали бегству отряда или могли выдать его, их убивали вне зависимости от пола и возраста. Когда Сатанта со своими кайовами захватил мисс Бокс и троих ее детей, матери первое время позволяли держать на руках младшего сына – малыша нескольких месяцев от роду. Но позже, когда ребенок утомился от бесконечной ночной скачки и начал плакать, индейцы, опасаясь, что его голос может привлечь внимание преследователей, выхватили его из материнских рук и разбили ему голову о дерево. Затем они бросили безжизненное тело на землю и продолжили бегство.

Рядовой Файнес Тоун был захвачен в плен во время битвы на Роузбад в 1876 году. Вот как он описал свои злоключения: «Я оказался на дне оврага один среди множества смертоносных дикарей. Они отобрали мой карабин и, накинув на меня лассо, затянули его на ногах. Я был беспомощен. Все произошло мгновенно». Затем его ударили по голове, и он упал. Очнувшись, он обнаружил, что его тащат за лошадью на конце веревки. Лошадь скакала быстро, и с пленником не церемонились. Тоун подумал, что воин хочет затаскать его по земле до смерти или отвезти в какое-нибудь место, чтобы замучить пытками. Однако ему повезло, и он был отбит кавалеристами.

Иногда индейцы скальпировали пленников, после чего отпускали их домой, чтобы они служили врагам напоминанием. Еще в 1687 году на территории сегодняшнего Техаса люди Ла Саля стали свидетелями возвращения военного отряда асинаев с пленной женщиной, с головы которой был содран скальп. Асинаи дали несчастной немного пороха и пулю, после чего отослали домой, чтобы она передала «подарки» соплеменникам, дабы те знали, что в случае их появления их убьют из ружей и сдерут с головы кожу. Феррис сообщал, как в 1830-х годах воины черноногих, захватив недалеко от лагеря плоскоголовых женщину, изнасиловали ее, содрали скальп, а затем отпустили домой. Подобное поведение не было редкостью на Великих Равнинах. В начале 1850-х годов кри нагнали группу конокрадов из племени черноногих и убили всех, кроме одного. Его они скальпировали, отрезали ему правую руку и отпустили, чтобы он вернулся к своему народу и поведал о случившемся. Изуродованный, полуживой индеец неподалеку от вражеского лагеря наткнулся на мальчика кри и убил его оставшейся рукой. Узнав об этом, кри настигли его и жестоко пытали, пока он не умер.

Первое время за пленниками внимательно следили, чтобы они не сбежали, для чего могли просто привязывать к дереву. У кроу, чтобы пленница не сбежала ночью, ей связывали ноги одним концом веревки, а другим обвязывали себя вокруг талии. У команчей пленниц, до того как принимали в племя, заставляли ездить только на мулах, чтобы они не могли скрыться во время перекочевки. Правда, если пленнице удавалось сбежать, ее не всегда преследовали. В 1858 году отряд шайенов и арапахов под предводительством шайена Худой Медведь атаковал маленький лагерь ютов. Среди захваченных в плен были четырехлетний Желтый Нос (впоследствии стал известным шайенским воином) и его мать. Пробыв с шайенами один год, женщина попыталась бежать, но была обнаружена в горах среди мексиканцев отрядом арапахов, которые узнали ее и привезли назад. Спустя год она собралась бежать второй раз и сказала об этом жене Худого Медведя, в палатке которого жила, попросив позаботиться о сыне. Худой Медведь узнал об этом, но решил не преследовать ее. Хидатсы никогда не преследовали пленниц, зная, что дома у них остались дети и они скучают по ним. Альфред Боуерс слышал от хидатсов много случаев, когда они отпускали пленниц, имевших дома маленьких детей, а также о том, как члены соседних враждебных племен приходили к хидатсам с просьбой отпустить их плененных родственников. Кроу говорили, что пленницы сиу, прожив с ними некоторое время, обычно оставались в племени, если даже им представлялась возможность вернуться к соплеменникам, потому что с ними обращались как с равными, тогда как женщины кроу, плененные сиу, всегда старались сбежать.

Захват пленных давал возможность восстановить численность после гибели большого количества соплеменников. Старики шайены говорили Гриннелу, что в их племени трудно найти человека без примеси чужой крови. В своей книге «Индейцы сегодня» он привел список 28 племен, пленники из которых жили среди шайенов. Руфус Сэйдж отмечал относительно кроу: «Эти индейцы редко убивают женщин и детей, когда те оказываются в их власти». Эту информацию подтверждал Эдвин Дениг: «Одна из замечательных черт их (кроу) характера заключается в том, что в битве они по возможности берут в плен женщин и детей, вместо того, чтобы размозжить их головы, как это делают представители других племен. Они и их друзья и братья хидатсы – единственные из известных нам племен, проявляющих подобный гуманизм». После эпидемии оспы, опустошившей поселения хидатсов, отряд их воинов атаковал ассинибойнов. Вождь заранее предупредил воинов, чтобы они убивали только мужчин, а женщин и маленьких детей забирали в плен. Их следовало передать семьям, потерявшим родичей, и овдовевшим мужчинам. Если они смогут захватить женщин, в племени скоро снова будет много детей. Неожиданно напав на ассинибойнов, воины убили мужчин и захватили около пятидесяти женщин и детей. Потом некоторые из них время от времени сбегали. Многие хидатсы вели свой род от этих пленниц. Дети, рожденные от пленниц и принятые в племя, получали те же права, что и хидатсы. Если муж-хидатс умирал, пленница могла вернуться к своему племени, поскольку была вольна поступать по своему разумению, и дело это касалось лишь семьи, но никак не совета племени или вождя. Ее дети имели родственников в обоих племенах и могли свободно путешествовать между враждующими племенами без риска для жизни, по крайней мере пока их узнавали. Мэттьюз сообщал, что хидатсы часто брали в плен маленьких детей. С ними всегда обращались хорошо, и они выполняли ту же работу, что и дети хидатсов. Иногда их принимали в семью вместо умерших детей. Когда пленники вырастали, они порой возвращались к своему племени, но чаще оставались жить с хидатсами навсегда. Относительно кроу Дениг писал: «Стоит отметить, что женщины, проведя с ними год и начав немного понимать их язык, получая свободу, не желают возвращаться к своему народу, что говорит в пользу кроу… Плененные мальчики становятся воинами кроу и направляют томагавк и скальпирующий нож против своих родственников, часто убивая (в боях) собственных отцов или братьев, не подозревая об этом».

Целомудрие пленниц, особенно если они были молодыми и красивыми, было под угрозой. Команчи регулярно насиловали плененных женщин независимо от их цвета кожи – белых, мексиканок, индеанок. Такая же информация существует относительно черноногих, ассинибойнов, кри, сиу и арикаров.

Отношение к пленникам у кроу зависело от обстоятельств, но об их инородном происхождении помнили всегда. Шошонки часто плохо обращались с пленницами и даже убивали их. Кайовы могли заставить пленницу принять участие в Пляске Скальпов, исполнявшейся со скальпом ее убитого родственника. Омахи и понки не убивали пленников. Когда между племенами заключался мир, их отсылали домой, если, конечно, они хотели уйти. Если они оставались, с ними обращались как с соплеменниками. Но в семью их никто не принимал. Исследователь омахов Лафлеш писал, что ему не удалось обнаружить каких-либо свидетельств или преданий, говорящих о том, что в XIX веке омахи пытали врагов. Однако по происхождению он был омахом, что могло отразиться на объективности его данных в этом вопросе. Преподобный Вильям Вэйлл, один из первых миссионеров среди осейджей, писал, в 1826 году: «Если они принимают решение воевать, то воюют и убивают и захватывают всех, кого могут. Но как только все заканчивается, с пленниками обращаются хорошо. Если кто-то потерял ребенка, его место занимает пленник».

У шайенов было много пленниц из других племен, и они становились женами воинов. Пленницы были матерями многих видных шайенов – например, матери вождей Безумной Головы и Маленькой Лошади принадлежали к племени кроу. А жена широко известного вождя Тупой Нож была пленницей пауни. Иногда пленников отпускали прямо во время боя. Так произошло около 1820 года, когда шайены и сиу напали на лагерь кроу, воины которого ушли навстречу вражескому отряду, но разминулись с ним. Было захвачено много добычи, женщин и детей. Старухи шайенам были не нужны, и вместо того, чтобы убить, их отпустили. К одной шайенке, захватившей маленькую девочку кроу, подошла старуха и, указав на девочку (родственницу), попросила: «Мои глаза плохо видят, и, если меня никто не проводит, боюсь, я не смогу найти свой лагерь». Шайенка отдала ей ребенка. С другой стороны, перед битвой на Волчьем Ручье вожди шайенов сказали союзникам-арапахо, что не надо брать пленных, потому что враги полностью перебили перед этим большой отряд их воинов. Если погибали соплеменники, находившиеся в лагере пленники из этого вражеского племени могли быть убиты, как произошло с восемью из них (кроу), после того как кроу в бою около лагеря убили восьмерых шайенов.

У сиу считалось честью взять в жены женщину, захваченную в плен у враждебного племени, особенно если с этим племенем война велась с незапамятных времен. Пленница становилась собственностью захватившего ее воина, и он мог распоряжаться ею как хотел. Считалось очень почетным подарить пленницу другому человеку – так она могла переходить от одного к другому, пока кто-нибудь не брал ее в жены. Ребенок от пленницы получал права чистокровного сиу. Когда в жены брали пленницу, никаких свадебных церемоний не проводилось. Если она рожала мужчине ребенка, она переставала быть его собственностью и становилась полноправной сиу. Белые мальчики, попадавшие в плен к команчам, обычно принимались в племя после серии жестоких испытаний, в которых индейцы проверяли их стойкость суровым обращением и угрозой смерти. Их привязывали к столбу, с угрожающими жестами и устрашающими воплями хлестали, грозили изрубить, застрелить, сжечь. Некоторые дети не переживали таких мучений, а выдержавшие испытание становились рабами, и им давалась черная работа. Если ребенок проявлял характер, соответствующий команчским стандартам, его ожидали лучшие дни. Его могли усыновить. Позднее ему предоставлялась возможность участвовать в набегах и битвах. Если он проявлял доблесть, то мог стать уважаемым воином и достичь равного положения с чистокровными команчами. Пленники, по большей части мексиканцы, занимались также ремеслами: починкой ружей, изготовлением седел. Пленные женщины становились верными женами и тем самым тоже могли добиться общественного признания. Обычно команчи отказывались возвращать пленников без выкупа. Бернард Мишкин отмечал, что команчи вели широкую торговлю захваченными пленниками и во время набегов на Мексику зачастую предпочитали вместо лошадей увести мексиканских детей. Некоторые вожди пытались остановить захват в плен белых женщин и детей и даже выкупали пленников у других команчей и освобождали их. Известны случаи, когда великие воины плакали из-за того, что их пленника, к которому они привязались и полюбили, возвращали его народу. Самой известной белой пленницей среди индейцев Дикого Запада была Синтия Паркер, захваченная команчами в 1836 году и ставшая женой влиятельного вождя Пета Нокона. Одним из их сыновей был Куана Паркер – наиболее непримиримый вождь команчей (квахади) в войнах с армией США.

Белые и мексиканские пленники команчей часто становились известными воинами и пользовались большим уважением в племени. Интересна история Мочорука, умершего в октябре 1915 года в возрасте приблизительно 89 лет. В середине 20-х годов XIX века он был пленен во время нападения на некий мексиканский городок. Он был выращен команчем и приобрел репутацию великого воина. Среди команчей он считался одним из самых жестоких бойцов. Индейцы говорили, что Мочорук никогда не брал пленников. Он безжалостно убивал всех: воинов, женщин, детей. На его счету было несчетное количество скальпов. О его деяниях свидетельствовала веревка длиной около десяти метров, сплетенная из волос убитых им мексиканок, индеанок и американок. Многие индейцы плели веревки из сыромятной кожи или конского волоса, но Мочорук был единственным, кто сплел ее из человеческих волос. Сам он говорил о себе: «Команчи настолько жестоки, что в жилах белокожих стынет кровь. Но Мочорук… так жесток, что от него стынет кровь даже в жилах команчей». Команчи нередко указывали на факт, что из пленников вырастали самые непримиримые и дерзкие воины. То же отмечал Берландье, написав, что попавшие в плен маленькие мальчики, вырастая, становились такими активными и жестокими воинами, что люди из гарнизонов боялись их гораздо больше, чем самих команчей. Ко-манч по имени Трещина рассказывал, что его тесть был таким приемышем. Он неоднократно подбрасывал захваченных в плен детей в воздух и ловил их на острие своего копья.

Кайовы, в отличие от команчей, никогда не захватывали пленников ради выгоды, никогда не продавали их и почти всегда во время нападений предпочтение отдавали лошадям. Если они все же брали пленников, то одного-трех за набег, но не более. Среди них жило много пленников, которые представляли все племена и народы, с которыми кайовы воевали: мексиканцы, пауни, осейджи, юты и т. д. В плен брали только женщин и детей. Чистокровные кайовы никогда не забывали происхождение пленника, и, в отличие от большинства других племен, его социальный статус всегда был низок, каким бы богатым он ни становился. Во время ссор первое, что ему говорил чистокровный: «Ты всего лишь пленник!» – то есть: «Знай свое место».

У большинства индейцев усыновление или удочерение могло проходить без особых ритуалов, но в некоторых племенах соответствующие церемонии были обязательны. Когда военный отряд осейджей приводил пленника, любая бездетная или потерявшая ребенка семья могла принять его. После церемонии пленник становился полноценным осейджем наравне с чистокровными и пользовался теми же правами. Семья посылала за лидерами клана тсижуваштаге, которые были племенными миротворцами, и за вождями ингронга, руководившими в племени военным церемониалом. Перед ними расставлялась еда, после чего хозяин произносил торжественную речь, в который высказывал желание принять ребенка в семью. После этого лидеры посылали за влиятельными людьми кланов нухе (Льда), опхон (Лося), ибатсе (Ветра), ватсетси (Воды) и хонга. Когда все были в сборе, приводили пленника и усаживали у задней стороны дома, расположенной напротив входа. Затем проводился ритуал наречения, во время которого подробно излагалась история племени и четыре стадии человеческой жизни. Пленника подводили к вождю тсижуваштаге, который подводил его к представителю ингронга, занимавших южную сторону племенного круга. Тем самым пленник символически проходил племенной круг, от тех кланов на севере, что заключали мир, до тех на юге, которые управляли войной, – действие, в котором пленник символически разделял все, что связано с племенем. Затем пленнику кремневым ножом делали небольшой надрез на кончике носа и смывали водой кровь, что символизировало потерю прежней крови и родства с бывшим народом, а смыванием крови стирались все следы прежнего рождения. Потом бывший пленник курил церемониальную трубку, его тело вымазывали бизоньим жиром, а на лицо черной краской наносили две полосы наискось от левой брови к нижней части правой скулы. После этого ему давали новое имя и он становился полноправным осейджем.

Как уже упоминалось выше, иногда родственники плененных женщин и детей приходили в лагеря врагов и просили отпустить их. Эти отчаянные люди подвергались невероятной опасности, потому что убить их могли в любой момент. Кроу рассказывали о случае, когда их воины захватили около сотни женщин сиу. Это была великолепная добыча, но, как с улыбкой рассказывали они: «Сотня женщин, посаженных в круг, даже если все они красавицы, заставила мужчин задуматься о количестве мяса, которое понадобится, чтобы их прокормить». Вождь велел каждому выбрать из круга по одной, и на том история могла бы закончиться, но однажды разведчик кроу заметил стоящего на вершине высокого холма одинокого сиу. Он показал знаками, что хочет поговорить с вождями на совете. Кроу ответил: «Иди в палатку вождя. Ты узнаешь ее по священной трубке, которая привязана над входом. Возьми ее в руки и войди в палатку. Там ты будешь в безопасности». Сиу проскользнул в лагерь и с трубкой в руках вошел в жилище вождя, где его накормили, после чего спросили о цели визита. Сиу сказал, что его соплеменники просят вернуть своих жен и любимых и готовы заплатить за них большой выкуп лошадьми и богатой одеждой. Глашатай проехал по лагерю и поведал людям о случившемся. Воины собрались у палатки вождя и, посоветовавшись, решили, что будет сложно прокормить сотню чужих женщин, когда у них много соплеменниц, о которых следует позаботиться. Вождь объявил пришельцу, что кроу готовы вернуть пленниц, но за ними должны приехать не более ста человек. «Если у сиу нет женщины в нашем лагере, он не должен приходить сюда», – закончил он свою речь. На десятый день сиу появились у лагеря кроу, и более двухсот готовых к бою воинов выехало им навстречу, зная, что те могут обмануть их, использовав просьбу вернуть женщин, чтобы усыпить бдительность. На этот раз сиу не лгали. Некоторые воины, чьи родичи погибли от рук сиу, пришли в бешенство и хотели атаковать заклятых врагов, но вождь строго предупредил, что они будут серьезно наказаны. Пленных женщин посадили в круг. Сиу подходили и забирали своих родных. Один из них – воин в прекрасных одеждах, въехал в круг пленниц, снял с себя одежды и отдал их за свою женщину, добавив еще и четырех великолепных коней. В итоге кроу получили много красивых рубах, леггин, мокасин, лошадей и прочих подарков, а заодно избавились от лишних ртов.
12-04-15
Оставить комментарий
Ваш комментарий:
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent