» » Церемония заключения мира

Церемония заключения мира

Приняв решение заключить мир с вражеским племенем, вожди высылали к нему одного или нескольких гонцов с предложением начать переговоры или просили передать свое желание посредников, которые поддерживали дружеские связи с обоими племенами. Обязательным атрибутом при этом был табак. Обычно посланцы несли трубку мира, которая символизировала священную природу визита. Известны случаи, когда посланцами мира были женщины. Если вожди враждебного племени принимали табак и курили трубку, то тем самым подтверждали свое стремление к миру, после чего называли место для встречи обоих племен или отправляли к ним свою делегацию. До окончания переговоров запрещались все военные действия против друг друга. Когда война между двумя племенами велась настолько жестоко, что гонцам было небезопасно приближаться к вражескому лагерю даже на расстояние подачи сигнала, то недалеко от него тайно оставляли табак, а рядом с ним на скале, куске кожи или коры рисовали послание. Если табак забирали, это означало желание начать переговоры. Справедливости ради, стоит отметить, что иногда посланцы мира сами же были и его нарушителями. Так, в 1864 году гонцы кри вместо выполнения своих прямых обязанностей сразу украли у черноногих полтора десятка лошадей. Естественно, после таких «подтверждений мирных намерений» война разгоралась вновь.

По словам Берландье, индейцы заключали мир с великой помпой, и их церемонии имели символический характер. В 1827 году команчи пришли в Сан-Антонио заключать мир с генералом Бустаманте. Вожди встали в круг.

Сперва они поклялись в присутствии Солнца и Земли, что никогда более не причинят вреда жителям Мексики. Затем в центре круга вырыли в земле яму и положили туда немного пороха, несколько сломанных стрел и ножей, после чего забросали яму землей. Это означало, что с этих пор оружие навсегда зарыто и не будет применяться по отношению к мексиканцам. «Формула миротворчества между двумя дикими народами, – писал торговец Эдвин Дениг, – представляет собой нечто весьма утомительное. Церемонии с трубкой мира, речами и т. п. обычно занимают добрую часть дня». Церемония заключения мира варьировалась у разных племен и, судя по всему, не была жестко регламентированной. В случае особой необходимости она могла быть сокращена до минимума. Обычно каждая из сторон садилась полукругом, и таким образом они образовывали круг, после чего раскуривалась трубка. Раскуривание священной трубки было неотъемлемой частью церемонии заключения мира во всех племенах, и, желая сказать, что мир был нарушен, индейцы говорили: «Была сломана трубка». Если во время обсуждения возникали разногласия, индейцы не принимали трубку и не прикасались к ней. Если присутствовала сторона, с которой не желали мирных отношений, при передаче трубки по кругу этих людей игнорировали. В такое положение однажды попал белый торговец Джеймс Томас в лагере команчей, но, оказавшись человеком находчивым, он воспользовался знанием индейских обычаев и сумел добиться дружбы краснокожих. Он достал свою трубку, медленно набил ее табаком, после чего пробубнил себе что-то под нос, якобы обращаясь к Высшим Силам. Затем торговец зажег трубку и протянул вождю одной рукой ее, а другой – дары в виде табака и вампума. «Я хорошо знал, таинство этого предложения и то, что индеец не осмелится оскорбить Великого Духа, отказавшись принять в дар табак и вампум даже от злейшего врага. Вождь долгое время колебался, но потом медленно протянул руку, принял дары и выкурил трубку… Ситуация изменилась, и все дружески приветствовали меня».

Декост Смит в начале 1890-х годов оставил любопытное замечание относительно процесса церемонии раскуривания трубки: «До сегодняшнего дня кроу и некоторые другие племена даже на неофициальных встречах и собраниях придерживаются определенной последовательности. Раскурив трубку, ее сперва возносят к востоку, затем к зениту (солнцу), к западу, а потом к земле, после чего она переходила из рук в руки (по часовой стрелке). Каждый присутствующий делает около четырех затяжек, медленно выпуская дым через ноздри… Если табак заканчивается или трубка доходит до последнего человека в круге, ее передают обратно владельцу по кругу направо, но при этом ее никто уже не курит». Шайены поднимали трубку в направлении встающего солнца, после чего наполняли ее табаком. Затем ладони вытянутых рук обращали к «четырем ветрам», символизируя, что мир будет нерушим, после чего трубка раскуривалась. Шайены считали, что, если мир, заключенный таким образом, будет нарушен, это повлечет всяческие несчастья: не вырастет трава, не взойдет урожай, разразится эпидемия страшной болезни и т. п. Они рассказывали, что два божества, вошедшие в пещеру и вынесшие оттуда (среди прочих вещей) трубку, поведали им, что она является «сильным талисманом», и научили их курить ее, дабы примириться со своими врагами. Они утверждали, что были первыми людьми, которые получили трубку в дар от Высших Сил. Предложение трубки всегда означало дружеские намерения. Многие белые люди писали о своем нежелании «облизывать трубку после краснокожих дикарей», но один современник оставил интересное наблюдение: «Поскольку эти люди (индейцы) губами едва касались мундштука, он оставался сухим. Когда же белый человек вставлял его себе в рот, словно младенец, присасывающийся к соске, я не раз видел, как сидящий слева от него индеец тайком вытирал мундштук ладонью, прежде чем притронуться к нему». У равнинных кри церемония заключения мира называлась Пляской Трубки Мира. После того как враги принимали табак, хранитель Трубки Заключения Мира и его помощники устраивали пир, одним из атрибутов которого была аккуратно завернутая вышеназванная трубка. Затем они отправлялись в путь, неся ее с собой. Когда разбивали лагерь, то сперва проводили церемонию, в которой воздевали руки в четырех направлениях света и молились Великому Духу, чтобы он благословил их начинание. Каждый четырежды дотрагивался до трубки. К вражескому лагерю они приближались с его задней стороны, где их встречали посланцы племени, которым они предлагали трубку. Ее раскуривали. Исполнялась специальная песня. Враги, а после них кри брали трубку в порядке справа налево по кругу, и каждый по четыре раза выпускал дым. Пелись определенные песни, и исполнялась Пляска Трубки, после чего все кричали: «Хау! Хай!» Противники обсуждали проблему и принимали решение. Теперь трубка курилась по-настоящему. По словам равнинных кри, в прошлом у них существовало три подобных трубки, но к началу XX века осталось всего две, так как община с р. Ку-Аппель послала свою бладам, желая заключить мир, и она до сих пор хранится у них. За каждую церемонию заключения мира, в которой человек принимал участие, он получал право нарисовать крест на своем одеяле.

Возможно, именно об этой трубке упоминалось в рассказе бладов об одном из последних столкновений между черноногими и кри, произошедшем около 1880 года, в котором блады захватили священную трубку, получившую среди них название Магическая Трубка Кри. Случилось это так. Одно Пятно повел военный отряд бладов и пиеганов против кри. К востоку от современного города Эдмонтон они заметили небольшой лагерь противника и атаковали его при свете дня. Кри бежали, оставив все пожитки, а победители собрали их лошадей и отправились грабить лагерь.

Блад Много Мулов заметил висящий на треножнике сверток, в котором находилась священная трубка. Когда он приблизился к ней, его окликнул Одно Пятно: «Друг мой, не касайся этого талисмана. Колдовство кри может убить тебя, если ты возьмешь его». Поразмыслив, Много Мулов оставил трубку и пошел поискать что-нибудь еще. Одно Пятно подошел к треножнику, произнес молитву и забрал трубку, выкрикнув: «Я, Одно Пятно, из народа бладов!» По возвращении домой он повесил трубку на треножник около типи, не решившись внести ее в жилище, опасаясь, что колдовство кри может навлечь беду на членов его семьи. Спустя несколько дней Одно Пятно обратился к шаманам, чтобы они объяснили ему, что нужно делать с новой священной трубкой. Те посоветовали ему пройти обряд очищения, дабы избавиться от любых злых духов, которых могли наслать кри на трубку на расстоянии. Для этого был собран шалфей, который смешали с бизоньим мясом. Считалось, что данная сакральная смесь может снять заклятье с чего угодно. Пока шаманы молились, смесью натерли чубук трубки и тело Одного Пятна. После церемонии он мог безбоязненно внести священную трубку в свое типи. Чтобы в дальнейшем магическая сила трубки могла служить племени, было необходимо найти для нее хранителя и церемониально передать ее ему. Для этой цели Одно Пятно выбрал Много Мулов, и тот стал первым хранителем Магической Трубки Кри. Около 1910 года несколько бладов прибыли в лагерь кри и спросили их, знает ли кто-нибудь об этой старинной трубке. Кри рассказали, что их народ получил первую подобную трубку от Солнца и, насколько ему известно, в племени их было очень мало, а их хранители всегда были людьми храбрыми и святыми. Одной из их обязанностей было во время сражения встать между враждующими сторонами и предложить символическую Трубку Мира. По словам кри, много кровавых битв было закончено таким образом, но иногда хранитель не доживал до того, чтобы увидеть это.

Вильям Кларк, в 1877 году принимавший капитуляцию вождя сиу Бешеный Конь, так описывал это событие: «Он выстроил воинов в шеренгу впереди женщин и детей, после чего выехал вперед, следуемый десятком младших вождей. Я был послан встретить его в сопровождении нескольких индейских скаутов. Бешеный Конь передал мне, что просит нашу сторону выстроиться таким же образом и чтобы я выехал вперед. Затем мы спешились и пожали руки, сидя на земле, чтобы мир был прочным. Подъехали младшие вожди, наполнили табаком трубку, и мы раскурили ее. Один из младших вождей надел на меня отороченную скальпами рубаху и головной убор из перьев, а также подарил мне трубку, посредством которой мы заключили мир».

История сохранила очень подробное описание одной из самых грандиозных церемоний заключения межплеменного мира XIX века, участниками которой были шайены, команчи, кайовы и кайова-апачи. Война шайенов с кайовами и команчами продолжалась с переменным успехом до 1837 года, когда кайовы полностью уничтожили крупный отряд шайенов. Спустя год огромные силы шайенов и арапахов выступили против них в поход мести и на Волчьем ручье наткнулись на совместный лагерь кайовов, команчей и кайова-апачей. Произошло одно из самых крупных межплеменных сражений XIX века. В этой битве с обеих сторон погибло так много выдающихся бойцов, что здравомыслящие люди из враждебных племен начали говорить о необходимости мира.

Точно неизвестно, чья сторона первой предложила заключить мир. По словам кайовов, шайены посылали к ним две делегации, а по словам шайенов, инициатива исходила от кайовов и команчей. Последняя версия выглядит более правдоподобной, поскольку к тому моменту кайовы уже были в мире со всеми племенами Равнин, кроме пауни и тонкавов. Кайовы могли перенести все боевые действия на мексиканские поселения, где гораздо проще было захватить богатую добычу и скальпы, но война с шайенами не позволяла этого. Кроме того, разразившаяся среди них зимой 1839/40 г. эпидемия оспы унесла много жизней и ослабила племя.

По словам шайенов, несколько кайова-апачей прибыли в лагерь арапахов и передали пожелания кайовов и команчей заключить мир с шайенами. Арапахо, дружили с кайова-апачами, но поскольку часто ставили свои лагеря рядом с шайенами, им иногда приходилось сражаться друг с другом. Узнав о предложении, шайены собрали большой совет, после которого верховный вождь Волк с Высокой Спиной объехал лагерь и сообщил соплеменникам о решении заключить мир и запрещении выхода военных отрядов против этих племен. В лагерь арапахов послали гонцов уведомить кайова-апачей о своем согласии, и те сразу же отправились на юг. Затем весь лагерь шайенов переместился к торговому посту, чтобы закупить подарки для будущих друзей.

Через некоторое время на холме, в окрестностях совместного лагеря шайенов и арапахов, появилось восемь всадников. Среди них был верховный вождь кайовов Маленькая Гора (Дохасан), влиятельный военный лидер Сатанк, два вождя команчей – Бизоний Горб и Бритая Голова, а также вождь кайова-апачей Ведущий Медведь. Они въехали в лагерь, спешились в центре лагерного круга и сели в ряд, усадив перед собой кайовского мальчика. К ним, неся трубки, подошли все вожди шайенов и сели рядом, образовав длинную линию. Как только шайены расселись, один из кайовов, Орлиное Перо, зажег принесенную южанами трубку, встал и прошел вдоль ряда сидящих людей, предлагая трубку каждому. Все затянулись и выпустили дым. Волк с Высокой Спиной встал и крикнул своим людям:

– Теперь мы выкурили трубку и заключили мир с этими племенами. Если кто-то хочет сделать подарки, приносите их сюда.

Затем поднялся Маленькая Гора:

– Мы владеем множеством лошадей – столько, сколько нам нужно, по этому не хотим, чтобы нам дарили их, но любые другие подарки примем с радостью. Когда наши племена встретятся, мы подарим вам много лошадей.

Шайены принесли подарки, и вскоре из-за груды одеял была видна лишь голова мальчика. После этого гостей пригласили в большую палатку, где устроили пиршество. Спустя некоторое время племена встретились, шайены встали на северном берегу реки, а кайовы и команчи на южном. Волк с Высокой Спиной вскочил на коня, пересек реку и пригласил всех вождей приехать в его лагерь на пиршество. В центре лагерного круга шайены поставили большую палатку, и Волк с Высокой Спиной приказал всем шайенским вождям прислать в нее котлы с едой. После пира Маленькая Гора сказал, чтобы на следующее утро все шайены, даже женщины и дети, пришли в лагерь южан и сели в длинный ряд. Он особо отметил, чтобы они приходили пешком, потому что все они уедут на лошадях.

На утро шайены пересекли реку. Они расселись в несколько рядов – мужчины впереди, а женщины и дети позади них. Первым к гостям подошел Сатанк, неся под мышкой большую связку палочек. Начав с одного конца ряда, он прошел вдоль сидящих мужчин, раздавая каждому по палочке, а когда они закончились, пошел и наломал еще. Маленькая Гора предупредил шайенов, чтобы они не выбрасывали их, так как кайовы не знают их имен, а когда палочки будут розданы, шайены смогут подойти и получить взамен них лошадей.

Все кайовы подарили новым друзьям много лошадей, но больше всех отдал Сатанк – 250 голов. Некоторые незначительные по статусу мужчины и женщины получили по четыре-шесть лошадей, а вожди и влиятельные люди гораздо больше. Кайовы, команчи и кайова-апачи пригнали в свой лагерь лошадей, после чего проходили мимо них вместе с шайенами и, указывая то на одну, то на другую, говорили:

– Я даю тебе эту. Я даю тебе эту.

У шайенов не хватало веревок, чтобы отвести лошадей в свой лагерь, и они перегоняли их табунами.

После раздачи подарков Волк с Высокой Спиной пригласил южан прибыть в его лагерь на следующий день и привести с собой лошадей. Он сказал, что им следует расположиться в центре лагерного круга и сесть рядами поперек него.

На следующий день люди трех племен пересекли реку и сели рядами в центре лагерного круга. Впереди сидели вожди трех племен. Шайенки принесли котлы с едой. Когда гости поели, Волк с Высокой Спиной крикнул, чтобы его люди несли подарки, и предупредил:

– Те, кто принесет в подарок ружья, стреляйте перед палатками, а не здесь, не рядом с этими людьми.

А гостям сказал:

– Не пугайтесь, если услышите выстрелы. У нас есть обычай – если мы собираемся подарить ружье, то стреляем из него в воздух.

Некоторое время в лагере шайенов стояла такая пальба, будто шел бой. Шайены дарили ружья, одеяла, бусы, медные котлы и прочие вещи. После раздачи подарков Волк с Высокой Спиной обратился к гостям:

– Мы заключили мир и закончили раздавать друг другу подарки. Завтра начнем торговать. Ваши люди могут приходить сюда, а мои люди пойдут к вам.

Мир, заключенный тогда, впоследствии никогда не был нарушен.
12-04-15
Оставить комментарий
Ваш комментарий:
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent