» » Причины для заключения мира

Причины для заключения мира

Несмотря на постоянные войны, индейские племена периодически заключали перемирия и устанавливали мирные отношения со своими краснокожими или бледнолицыми соседями. Среди основных причин, сподвитавших их к заключению мира с бывшими врагами, можно выделить следующие.

  1. Серьезные потери в войнах.
  2. Наличие общего сильного врага.
  3. Торговые перемирия.
  4. Посредничество белых людей.
Может показаться странным, но наиболее частой причиной для заключения мира были серьезные потери, понесенные племенами в результате войны. Иногда мирные отношения сохранялись навсегда. Примером может послужить дружба между союзом команчей, кайовов, кайова-апачей и шайенами, ни разу не нарушенная после заключения мира в 1840 году. Но, как правило, перемирие длилось недолго – от нескольких месяцев до нескольких лет. Обычно попытки сохранить мир с белыми людьми или другими индейскими племенами рушились из-за неконтролируемого характера молодых, честолюбивых воинов. Например, к 1836 году столкновения между ассинибойнами и черноногими стали настолько частыми и кровопролитными, что летом этого же года блады и ассинибойны заключили мир, к которому вскоре присоединились пиеганы и сиксики. Вожди всячески старались удерживать молодежь от военных походов, но уже весной 1837 года отряд из полусотни ассинибойнов атаковал лагерь черноногих. В результате война вспыхнула с новой силой. Попытка заключить мир между сиу и кайовами в первой четверти XIX века закончилась ничем, когда в ходе переговоров возникла ссора между одним из делегатов сиу и кайовом – сиу размозжил томагавком голову противника. Мандан Разбрасывающий Маис вспоминал случай, когда три брата были убиты шайенами, приходившими в их поселение поторговать. После того как гости уехали, им встретились несколько несущих мясо мужчин-манданов. Они не ожидали, что шайены нападут на них, и были хладнокровно убиты. В 1855 году стараниями американских властей был заключен мир между черноногими и кроу. Не прошло и десяти дней после договора, как военный отряд бладов отправился в поход против кроу.

Это был самый короткий мир в истории черноногих. Самым же долгим периодом мира в их истории считается мир между пиеганами и кутеней, который длился в течение десяти лет и закончился весной 1808 года, когда отряд пиеганов пересек Скалистые горы и украл у кутеней лошадей, убив при этом одного из членов племени. Как верно заметил Джордж Хайд: «При таком положении вещей, когда каждый жаждал проявить себя на тропе войны, любой индейский мир был скорее лишь недолговременным перемирием».

Другой серьезной причиной являлось наличие общего, сильного врага. Чтобы выжить, маленькие племена должны были искать защиту у более могучих соседей, чтобы в случае необходимости пользоваться их помощью. Союзниками могли стать и краснокожие, как в случае с понками и омахами, так и бледнолицые, как в случае с кроу. Показателен пример гровантров, которые после ссоры с черноногими были вынуждены вступить в союз со своими прежними врагами кроу, объединившись в попытках противостоять могущественным черноногим.

Довольно часто индейские племена заключали друг с другом временные перемирия, целью которых было извлечение определенных выгод. Хорошим примером сезонного перемирия могут послужить взаимоотношения черноногих и кутеней. Обычно эти племена враждовали, но время от времени с гор спускался гонец, несущий трубку мира. Кутеней нужен был мир, чтобы получить доступ к бизоньим равнинам и поохотиться. Один-два раза в год племя покидало дающие защиту горы и отправлялось на равнины добыть бизоньего мяса и шкур. В начале лета через горные перевалы в район рек Вотертон и Белли прокрадывался разведчик кутеней. Если погода была теплой, а весной было много дождей, то блады, скорее всего, уходили далеко на восток к Кипарисовым Холмам, где летом концентрировались бизоньи стада. Вслед за ними приходили остальные племена конфедерации черноногих.

Если бладов в округе не было, разведчик возвращался с хорошей новостью, и племя отправлялось на охоту. Но если враги все еще были там, кутеней приходилось выбирать – оставить мысли об охоте или попытаться заключить с ними мир. Во втором случае посылали двух человек. Одним из них обычно был вождь, второй нес трубку мира. Иногда они вступали на земли черноногих и просто садились на вершине одного из холмов, держа в руке трубку. Когда черноногие их замечали, то сообщали о странных людях своим вождям. Кто-нибудь из черноногих приближался к кутеней и на языке жестов спрашивал, кто они и почему расселись на их земле. Посланцы объясняли, что они кутеней и пришли заключить мир. Либо отважный кутеней мог проскользнуть к лагерю черноногих, храбро въехать в него, а затем войти в палатку вождя, прежде чем кто-либо понимал, что произошло. Попав в палатку, где законы гостеприимства не позволяли причинить ему вреда, он предлагал вождю выкурить с ним трубку. Как правило, предложение принималось, поскольку вожди тоже хотели мира. Все прекрасно понимали, что он едва ли продлится более одного сезона, так как горячая кровь молодых воинов обязательно приведет к столкновениям. Интересно отметить, что кража лошадей редко служила причиной нарушения мира. Война начиналась, если погибал кто-либо из людей при попытке украсть лошадей, или во время преследования конокрадов.

Еще более распространены были перемирия, целью которых являлась взаимовыгодная торговля. Кочевники с удовольствием включали в свой рацион маис, бобы и тыквы, выращиваемые племенами земледельцев, но получить эти продукты они могли, только обменивая их на бизоньи и оленьи шкуры, пеммикан и сушеное мясо. На севере Равнин враждебные племена приходили к поселениям манданов и хидатсов, а на юге – к индейцам пуэбло. Сиу даже не скрывали, что всегда были готовы пойти на мирные отношения с земледельческими племенами, когда становилось мало дичи. В этом случае прибывающая сторона заранее сообщала о своих намерениях, высылая гонцов.

Джордж Кэтлин стал свидетелем весьма любопытного примера временного перемирия у торгового поста Американской пушной компании. Сошлись большие лагеря смертельных врагов – кроу, черноногих, оджибвеев, ассинибойнов и кри. Понимая, что довольно маленькой искры, и форт окажется в центре великого побоища, на время торговли индейцам было велено сдать все свое оружие в арсенал торгового поста, на что краснокожие благосклонно согласились. Кэтлин был поражен тем, как воины этих племен дружески общались друг с другом, курили трубки и обсуждали битвы, «хотя спустя нескольких недель или дней они вновь окажутся на равнинах, военные кличи раздадутся со всех сторон, и их смертоносные луки в который раз будут нацелены друг на друга».

Такие перемирия всегда держали обе стороны в напряжении, поскольку в каждом племени хватало горячих голов. И в этот раз избежать неприятностей не удалось. После того как кри закончили торговлю и собрались уезжать, им вернули оружие. Караван двинулся в путь, но один из воинов скрытно пробрался к форту и выстрелил в вождя черноногих, разговаривавшего с белым торговцем. Пуля попала в грудь индейца, он упал на землю и забился в агонии. Находившиеся в форте черноногие схватили свое оружие, выбежали из ворот и бросились за удаляющимися кри. Даже французы, взбешенные трусливым предательством, присоединились к ним. Битва продолжалась около получаса, и в результате ее один кри был убит и несколько ранено.

Немалый вклад в XIX веке в установление мирных отношений между враждующими племенами вносили официальные представители правительства США и некоторые белые жители района Дикого Запада. Если в ранний период колонизации Америки стравливание индейских племен во многих случаях было выгодно колонистам, то к XIX веку межплеменные войны создавали только лишние проблемы. Воинственные краснокожие терроризировали белых переселенцев, а вражда между племенами приводила к материальным потерям многочисленных пушных компаний. Одним из подобных договоров был мирный договор 1855 года между племенами конфедерации черноногих, гровантрами, кутеней, неперсе, плоскоголовыми и пан д’орейями. Причиной усилий представителей правительства было желание проложить железную дорогу через земли черноногих и, соответственно, избежать проблем межплеменных войн, приводящих к грабежам белого населения и путешественников. Практически любой договор между правительством США и индейскими племенами заключал в себе статьи об установлении мирных отношений с соседними племенами.

Иногда индейцы сами обращались к знакомым белым людям с просьбой посодействовать в заключении мира с тем или иным вражеским племенем или наладить подорвавшиеся по разным причинам добрые отношения, проявляя при этом чудеса дипломатии.

В июле 1833 года на Грин-Ривер в Скалистых горах Роберт Кэмпбелл встретил лагерь шошонов во главе с верховным вождем Железный Браслет: «Мы выкурили трубку и поговорили, как это обычно бывает в таких случаях. В процессе беседы я обнаружил, что мой новый друг намеревается использовать меня в качестве чрезвычайного и полномочного посла с миссией к кроу, чьи земли я собирался пересечь. И хотя к тому времени я уже был хорошо знаком с тактичностью и проницательностью индейских вождей, мне редко приходилось сталкиваться с более сильными доказательствами политической хитрости». Мирные отношения шошонов с кроу были подорваны в результате некоего недоразумения – не настолько серьезного, чтобы привести к открытой враждебности, но достаточного, чтобы поставить под сомнение вопрос – могут ли они теперь встречаться как друзья. Именно это и хотел выяснить через Кэмпбелла Железный Браслет. Он попросил его написать письмо к кроу и разделить его на две части: «Скажи им, что мой народ желает знать их намерения. Мы хотим отправиться на войну с черноногими. Мы не хотим воевать с нашими бывшими друзьями и союзниками кроу и разделять силы, оставляя дома часть военных отрядов защищать женщин. Нет, мы желаем быть друзьями кроу и присоединиться к ним в войне против черноногих. Мы хотим курить с ними, торговать и брать в жены их женщин, давая им возможность брать в жены наших.

Если они согласятся с этим, мы будем счастливы и будем любить их как соседей, друзей и союзников. Если же кроу отвергнут эти пожелания мира, тогда шошоны бросят им вызов. Пусть приходят. Среди нас много бесстрашных героев. Мы встретим их с такой свирепостью как врагов, как могли бы встретить их с радушием как друзей. Мы не боимся. Еще до снегов мы призовем своих друзей шайенов, арапахов, ютов и навахов и сотрем их в порошок. Пусть таким будет твое письмо. Раздели его на две части. Если они примут предложение мира, уничтожь вторую часть. Если нет, передай им наш вызов и скажи, пусть приходят. Восемь лет назад, когда мы впервые увидели Длинного Ножа (генерала Эшли), между нами и кроу была война. Они были как дети в наших руках. Твой друг, Длинный Нож, предложил заключить мир и дал нам много подарков. Мы согласились. С тех пор томагавк зарыт. Мы все еще желаем мира. Пусть их ответ будет искренним и прямым. Мир или война – нам все равно, просто пусть скажут, чего хотят». Кэмпбелл был восхищен выдержкой и умом Железного Браслета. Он понимал, что шошоны не смогут воевать одновременно с кроу и черноногими, «и все же индеец хорошо знал опасность проявления слабости». Кэмпбелл обещал вождю выполнить его просьбу. В письме к брату от 10 июля 1833 года он писал, что очень надеется заключить мир между двумя народами.

Другой случай более известен в истории. Весной 1844 года группа из пятнадцати трапперов делаваров обстреляла семью шайенов недалеко от совместного лагеря шайенов и сиу. Племена были в мире с делаварами и не понимали, почему они поступили таким образом. По словам шайенов, прискакавшие воины всячески давали понять, что не желают биться, но дел авары загнали в лощину лошадей и вышли на равнину, намереваясь сражаться пешими. Несмотря на стрельбу дел аваров, шайены пытались поговорить с ними и даже прихватили маленького мальчика, чьим отцом был делавар, показывали его и выкрикивали его имя. Но те продолжали стрелять. Четыре раза вожди выезжали вперед и пытались поговорить. Дел авары не подпускали их. В конце концов завязался бой. Шайены и сиу перебили всех трапперов и захватили много добычи – шкуры медведя, пумы, бобра, выдры. Почему делавары повели себя так с дружественными индейцами, мы уже никогда не узнаем. Нет причин не доверять словам шайенов, рассказавших эту историю Джорджу Гриннелу. Возможно, трапперы сперва обознались, а потом уже побоялись, что шайены используют переговоры в качестве уловки для нападения, что не было редкостью на Равнинах. Как бы там ни было, но шайены были весьма обеспокоены произошедшим и не хотели ввязываться в войну с делаварами. В июле им повстречалась исследовательская экспедиция Джона Фримонта, и они попросили передать делаварам послание, в котором говорили о своем желании жить с ними в мире.

Но порой разница в мировоззрении двух рас приводила к недопониманию, и старания белых чиновников по установлению своими методами всеобщего мира между ненавидящими друг друга племенами лишь усложняли ситуацию. К примеру, индейцы долго не могли понять, почему белые люди считали кражу лошадей у врагов преступлением. Показателен случай, когда в октябре 1869 года небольшой отряд пауни Большого Крапчатого Коня, претерпев множество невзгод, угнал у шайенов 600 лошадей. Это была великолепная добыча! По прибытии домой Большой Крапчатый Конь был призван к индейскому агенту, который заявил ему, что таких конокрадов, как он, свет не видывал. Считая, что агент высказывает ему восхищение, пауни вышел вперед, протягивая руку для рукопожатия, но переводчик быстро объяснил ему, что же на самом деле имеет в виду разгневанный бледнолицый чиновник. Большой Крапчатый Конь даже не сразу смог осознать происходящего – ведь он угнал у врагов столько лошадей! Кто еще в племени мог похвастаться таким подвигом? А когда агент потребовал немедленно отправиться обратно и вернуть шайенам их лошадей, он решил, что тот сошел с ума, и даже переспросил переводчика, правильно ли понял сказанное. Агент, видимо, думал, что шайены встретят пауни с распростертыми объятиями и чашечкой горячего, душистого кофе, тогда как пауни знали, что те просто порежут их на куски. Большой Крапчатый Конь ответил твердым отказом и вместе с пятью воинами был отправлен в тюрьму форта Омаха. Этот случай, как и многие другие, еще раз ясно показал нежелание некоторых чиновников понимать различия в менталитете и обычаях между белыми людьми и индейцами, что зачастую приводило к вооруженным столкновениям. Для шестерых пауни история эта закончилась вполне благополучно. Они провели несколько месяцев в заключении в форте, где условия были комфортабельными, еды много, а солдаты и офицеры относились к ним доброжелательно. Судья не нашел в законе статьи, по которой можно было осудить индейца за кражу у индейца, и их отпустили домой.
12-04-15
Оставить комментарий
Ваш комментарий:
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent