» » Охрана во время племенной охоты

Охрана во время племенной охоты

Оседлые племена и жители Скалистых гор, отправлявшиеся на равнины на ежегодную охоту на бизонов, уделяли охране гораздо больше внимания, чем обычные кочевники. Покидая защищенные толстыми стенами земляные дома или труднопроходимые горы, они оказывались на территориях, населенных враждебными племенами, нередко высылавшими огромные отряды в надежде застать их врасплох. Поэтому и меры предосторожности в такой ситуации были более серьезными.

Во время летней охоты хидатсы высылали группы разведчиков на поиски бизоньих стад и обнаружения признаков врагов. Зачастую разведчики уходили миль на сорок вперед. Места вечерних стоянок предводитель охоты планировал за несколько дней вперед. Выбирались они по наличию трех признаков: вода, топливо для костра и хорошая защита. Обычно это была равнина рядом с рекой: в случае вражеской атаки берег служил укрытием для защитников, а река делала затруднительным нападение с тыла и давала воду людям и животным. Пока женщины ставили палатки, часть юношей держала табуны, чтобы лошади не разбрелись, а другая часть разъезжалась по окрестностям, чтобы вовремя заметить врагов. Палатки ставили тесным кругом с узким проходом. Между типи протягивали сыромятные веревки, создавая таким образом корраль для лошадей, куда их загоняли на ночь. Ночью окрестности лагеря охраняли члены общества Черных Ртов. Не меньшее внимание уделялось и охране табуна. У манданов во время летней бизоньей охоты, если вождь, всегда ехавший впереди, замечал заросли дикого турнепса, он останавливал караван. Все начинали рыть турнепс, кроме разведчиков и членов общества Черных Ртов, которые, при оружии и верхом на лошадях, охраняли соплеменников от неожиданной вражеской атаки. Они также следили, чтобы люди не отставали и не отбивались от основной группы.

Пауни отправлялись на бизонью охоту после посева и проведения церемоний. Вожди встречались и принимали решение о дне выступления и месте следующей стоянки. Глашатай сообщал о решении жителям деревни. Вожди ехали впереди колонны, за ними влиятельные люди племени, затем следовала основная масса людей. Последними ехали молодые воины и юнцы, праздно болтая по пути и развлекаясь. Когда вожди добирались до назначенного места, они ставили свои палатки, а остальные подтягивались. Пауни не ставили палатки охотничьего лагеря в круг – каждый располагал типи где хотел, хотя определенный порядок устройства лагеря все же существовал. У скид и– пауни община священной Связки Утренней Звезды ставила палатки на восточной стороне, община Связки Вечерней Звезды и других важных связок – на западной границе лагеря. Между ними располагались палатки других общин. Когда со скиди охотились одно или несколько племен Южной группы пауни – они ставили палатки на востоке. Переход, совершаемый племенем за день, обычно составлял около восьми-десяти миль, чтобы те, кто не имел лошадей, не отставали. На совете вожди назначали одно из воинских обществ следить за порядком в лагере и его безопасностью. Предводитель назначенного общества втыкал у своей палатки копье, означавшее, что его общество призвано выполнять полицейские функции. Чтобы случайно не спугнуть бизонов, запрещали шуметь, покидать лагерь или марш. С этого момента «полицейские» днем и ночью патрулировали границы лагеря. Перед рассветом на поиски бизоньих стад высылали четырех разведчиков. Они же следили за окрестностями. Днем на ближайшие холмы направляли мужчин, которые ждали сигналов от разведчиков и стерегли лагерь от врагов. Если ожидалось скорое нападение противника, женщины, заботящиеся о священных Связках Утренней Звезды и Черепа, должны были войти в типи, закрыть его и сидеть каждая под своей связкой, пока не закончится бой.

Омахи на бизоньей охоте, обнаружив следы неизвестных людей, сразу сообщали об этом лидеру охоты, который информировал всех семерых вождей племени. Те, в свою очередь, сообщали хранителю Палатки Войны. Хранитель посылал гонца к главам клана вежинште, чтобы они собрались на совет в Палатке Войны. Семеро вождей рассказывали совету об обнаруженных следах. Незамедлительно отбирались разведчики – сыновья влиятельных воинов. Глашатай клана в бизоньей накидке шерстью наружу и закрепленными на скальповой пряди пуховыми перьями орла брал шест, к которому привязана Священная Связка Войны, и отходил от входа в палатку метров на пять. Он втыкал шест в землю и, облокотившись на него, выкрикивал имена выбранных юношей, добавляя после каждого имени: «Поспеши сюда, чтобы обследовать землю для меня!» Как только раздавался голос глашатая, весь лагерь затихал, люди ловили каждое слово. Закончив, глашатай возвращался в Палатку Войны и втыкал шест в центре нее. Названные юноши бросали все дела, спешили в палатку и рассаживались в круге присутствующих. Если кто-то считал, что юноша еще слишком молод для выполнения этой задачи, вместо него приходил его отец. Затем раскуривались две священные военные трубки. Каждый из присутствующих должен был курить их, тем самым давая клятву выполнить поставленную задачу даже ценой жизни. По окончанию церемонии вставал один из глав клана вежинште. Он говорил, что юноши должны правдиво сообщать обо всем, потому что за ними наблюдают Высшие Силы, которые в противном случае жестоко накажут их. Юноши спешили в свои палатки, где их друзья помогали им собрать в дорогу еду и дополнительные мокасины. Быть назначенным разведчиком в такой ситуации и курить Военную Трубку было высокой честью и в будущем могло упоминаться во время перечисления своих воинских заслуг. Разведчики отправлялись в путь небольшими группами, обследуя территорию в округе десяти-пятнадцати миль. Лагерь тем временем мог кочевать дальше, но всем воинам глашатай давал указание надеть одеяла в определенной манере, чтобы не быть принятыми за чужих разведчиков.

По возвращении разведчиков самый старший из них (ему Трубка Войны была предложена первому) шел в Палатку Войны и сообщал обо всем собравшимся там лидерам вежинште. Если были обнаружены враги, сразу отправляли гонца собрать на совет всех ведущих воинов, которые решали, что предпринять. Если врагов было много, обсуждался вопрос – отступить или выслать им навстречу воинов и дать бой. В последнем случае их вел какой-либо известный воин или даже вождь. Это была оборонительная война, и только поэтому на нее мог отправиться один из семерых племенных вождей.

Если же вражеские силы случайно обнаруживал человек, который отдалился от остального лагеря, он бежал на ближайшую возвышенность и размахивал над головой бизоньей накидкой. Этот знак на языке омахов назывался веча – шуметь или подавать тревогу. Лагерь сразу готовился к обороне, а женщины делали насыпь. Воины выступали за пределы лагеря и там встречали врага. Если воинам приходилось очень тяжело, они отступали за насыпь. При неминуемом поражении женщины и дети спешили в ближайший в лесок и прятались в нем, а потом за ними следовали мужчины.

В большинстве племен во время преследования бизонов охрана охотников осуществлялась редко. Сообщалось, например, что, пока мужчины хидатсов гнались за бизонами, молодые воины стояли на возвышающихся холмах, наблюдая за окрестностями, чтобы предотвратить неожиданное нападение врага. Подобные меры предосторожности иногда применялись и другими племенами, но на практике охотники обычно так рассеивались по равнине, что полноценная охрана становилась невозможной. Когда убивали достаточное количество бизонов, охотники начинали свежевать туши. К ним присоединялись женщины. Люди радовались удачной охоте, их внимание ослабевало. Именно этот момент был наиболее подходящим для неожиданной атаки. Рассеянным маленькими группами на большом расстоянии друг от друга охотникам было крайне сложно организовать достойный отпор.

Маленьким охотничьим отрядам приходилось еще труднее. Команчи тренировали лошадей стоять на страже, пока охотник свежевал убитую добычу. Разделка туши была делом сложным, и одинокий охотник не мог постоянно осматривать окрестности, а потому был легко уязвим. Но он мог следить за стоявшим рядом скакуном. Лошадь ушами предупреждала хозяина об опасности. Если поблизости появлялся бизон или койот, животное попеременно поводило ушами. Если человек – скакун поводил обоими ушами вперед. Как сказал команч Белый Волк: «Это спасло многие жизни».
12-04-15
Оставить комментарий
Ваш комментарий:
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent