Споры при распределении добычи
Так или иначе, но споры при разделе добычи иногда возникали – особенно если группа воинов угоняла табун и несколько человек претендовали на одного и того же скакуна.
Берландье отмечал, что у команчей человек, захвативший ружье или иной предмет, являлся его законным владельцем, но если на него претендовали два воина, побеждал сильнейший. При этом никто из вождей не вмешивался в спор. У шайенов бывало, что старший воин отбирал добытых лошадей у молодого, но по прибытии в лагерь брат, дядя или отец юноши шел к обидчику и забирал лошадей назад. Иногда из-за этого возникали ссоры. Порой шайены договаривались, что всех коней разделят поровну, хотя их законы признавали право на животное за человеком, который первым дотронулся до него.
Дениг писал, что ассинибойны часто ссорились при распределении захваченных лошадей, причем воин, имевший в лагере больше сторонников, или выходец из богатой и сильной семьи, как правило, мог отстоять свои требования на большее количество лошадей. Неудачники порой забирали коней у тех, кому удалось захватить их. Лидер брал себе несколько голов, а неудачники объединялись по двое-трое и грабили соратников. Ссоры иной раз доходили до того, что спорных лошадей убивали или ночью уводили у нового владельца. «Если добыча не оказывалась огромной, неудовлетворенность походом была делом обычным», – писал Дениг. Но до прибытия домой ассинибойны все споры улаживали. Убийство спорных лошадей было знакомо и черноногим. Однажды во время такого спора воин выхватил нож и зарезал оспариваемого скакуна, воскликнув: «Если он не достался мне, то не достанется никому!» Льюис указывал, что перебранки при дележе добычи случались даже между братьями. Известны случаи, когда разъяренный воин убивал соплеменника, лишь бы заполучить захваченную лошадь.
Иногда дележ добычи приводил к очень серьезным последствиям. Подобный спор стал причиной отделения тавехашей от тавакони. Существует предание, и есть все основания верить ему, как историческому факту, что два вождя тавакони повели против врагов большой военный отряд. Среди добычи оказался великолепный конь, и оба предводителя заявили на него свои права. Спор перешел в схватку, в результате которой племя разделилось на две части, которые, впрочем, остались союзниками и основными племенами вичитов. Сегодня эта причина для разделения тавехашей и тавакони может показаться странной, но в индейской истории существует достаточно примеров, где причиной для разделения племени, а порой даже вражды, становились гораздо менее серьезные ситуации.
12-04-15