» » Распределение добычи между участниками набега

Распределение добычи между участниками набега

Добыча всегда распределялась предводителем отряда. У кроу и у многих других племен предводитель теоретически мог заявить права на всю добычу, но на практике он обычно делил ее между воинами, чтобы не прослыть жадным. После набега кайовов лошадей также распределял предводитель. По сведениям Бернарда Мишкина, в некоторых случаях, после того как каждый из воинов получал по одной лошади, миссия предводителя в распределении добычи была исчерпана, и каждый воин заявлял права на тех животных, которых он захватил лично. Кайова по имени Дым утверждал, что предводитель по очереди вызывал каждого из воинов, начиная со своих друзей и родственников. Если человек выбирал кобылу, следующие за ней жеребята также отходили ему. Предводитель брал себе лошадей последним. Если после раздела оставалось несколько животных, предводитель перегонял их домой и раздаривал. Во время успешного похода предводитель команчей внимательно следил за действиями своих воинов. Самому храброму он позволял выбрать лошадей первым. Затем выбирал каждый член отряда по очереди, решенной предводителем, при этом повар обычно пользовался особой привилегией. Предводитель выбирал последним из того, что осталось. Он мог брать себе из добычи все, что пожелает, но реально брал малую часть, а зачастую и вовсе отдавал все своим спутникам. Удача на войне и добыча были заслугой личной магии предводителя, его сверхъестественной силы. Сила эта приходила и уходила, не сохраняясь постоянно. Если предводитель забирал большую часть добычи, это было равноценно признанию в утрате своей силы. Подобный человек терял престиж и в следующий раз с трудом собирал отряд. Если же он свободно раздавал добычу, это означало его уверенность в силе своей магии. Говорили, что Куана Паркер, последний великий вождь команчей, не всегда бывал благосклонен к спутникам. Часто он избирал фаворитов из числа родственников и нередко оставлял себе лучших лошадей. По этой причине некоторые воины отказывались ходить с ним в набеги.

Захваченных в набеге лошадей всегда старались разделить как можно скорее. Обычно это происходило во время бегства от вражеского лагеря на первом же коротком привале. Если погоня шла по пятам, дележ откладывался, но распределение добычи обязательно должно было произойти до прибытия в родное селение. На месте встречи после проникновения во вражеский лагерь и во время бегства шайены старались держать своих захваченных лошадей отдельно от других, а на рассвете каждый воин отбирал принадлежащих ему. Индейцы могли легко запомнить каждое животное в табуне из сорока лошадей, взглянув на него всего один раз! Как правило, среди воинов не было споров из-за ошибок по поводу принадлежности того или иного скакуна – каждый хорошо помнил, кого он угнал или увел из чужого лагеря. Скальпы обычно отдавали тому человеку, который нес трубку военного отряда.

У черноногих предводитель делил добычу независимо от того, захватил он лошадей сам или нет. Он внимательно следил, чтобы отряд не развалился, а если такое случалось, каждый оставлял себе захваченную им добычу, и взаимных споров не возникало. В распределении добычи предводитель руководствовался возрастом и статусом людей, а также степенью их участия в угоне лошадей. Сам он никогда не оставался без доли добычи. В отличие от команчей, черноногие не испытывали удовлетворения только от того, что руководили набегом. Случалось, что не всем участникам отряда удавалось выкрасть лошадей, и в этих ситуациях предполагалось, что более удачливые воины поделятся с другими. После распределения прав на владение животными удачливый воин (или воины) указывал на скакунов – как правило, лучших, которых он желал оставить себе, а затем призывал менее удачливых разделить оставшихся между собой. Если этого не случалось, неудачники могли покинуть отряд, и все сложности с перегоном табуна и ухода от вражеской погони ложились на плечи пожадничавших конокрадов. Иногда, дабы избежать споров, черноногие соглашались поделить всю добычу на равные части. В этом случае предводитель делал выбор первым, а затем предлагал выбрать лошадей каждому из членов отряда. Если животных нельзя было поделить поровну, предводитель решал, что делать с оставшимися после распределения лошадьми. Предводитель пиеганов Белый Колчан обычно сам выводил лошадей из вражеского лагеря. Вернувшись, он предлагал каждому из воинов выбрать себе хорошего скакуна для возвращения домой. На первом привале он говорил, что воины могут оставить себе лошадей, на которых они ехали, а остальных распределял в равных долях.

Если кто-то из воинов шайенов погибал по дороге домой, его часть добычи получала его семья. У команчей доля воина, погибшего до раздела добычи, распределялась между участниками, но если лошади были захвачены им собственноручно, их доставляли его семье.

Справедливость при разделе добычи добавляла престижа военному предводителю и помогала ему собрать последователей в будущем. Когда делили лошадей, животные, которых индеец увел из вражеского лагеря или до которых дотронулся во время боя, принадлежали только ему. Даже если он дотронулся до веревки, которой лошадь была привязана, животное становилось его. Интересен пример Белого Быка. Четверо сиу угнали у белых небольшой табун и под огнем погнали его прочь. Неожиданно одна из лошадей резко остановилась, Белый Бык вернулся к ней и обнаружил, что узел веревки, тянувшейся за ней, зацепился между камней. Нагнувшись, воин перерезал веревку – теперь лошадь по праву принадлежала ему. Лошадь становилась собственностью воина, даже если он набрасывал на нее лассо. Даже если во время бегства от преследователей у кого-нибудь из воинов лошадь останавливалась от усталости и он, не имея веревки, просил товарища поймать из табуна свежего коня, последний становился его хозяином, и по возвращении животное доставалось именно ему.

Так или иначе, обычно большую часть добычи получали наиболее опытные воины. Это было обоснованно, поскольку именно они составляли костяк отряда, выполняя самую опасную работу. Предводитель был заинтересован в том, чтобы заслужить признание именно таких бойцов. В то же время для предводителя было важно, чтобы все остались довольны, потому что иначе он прослыл бы плохим лидером и едва ли смог найти воинов для последующих походов. Каждый удачный набег повышал его статус в племени. Лучших лошадей, как правило, получали те, кто предпринимал самые рискованные действия.

Когда хидатс или мандан организовывал, военный поход после получения видения о его результате – например, он видел, что отряд захватит четырех лошадей с определенными приметами и один скальп, – их отдавали ему. Считалось, что он имеет на них преимущественное право, предоставленное ему духами. Другие животные, не принадлежавшие по праву видения и не уведенные от палаток, а пасущиеся отдельно, принадлежали тем, кто первый увидел их, вне зависимости от того, кто первый захватил их. Но у других племен такого обычая не существовало. Кроме того, предводитель отдавал одну лошадь человеку, следящему в походе за лагерем, если тот ничего не добыл.
12-04-15
Оставить комментарий
Ваш комментарий:
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent