» » Лечение раненых

Лечение раненых

Ной Смитвик писал, что никогда не видел ни одного индейца с врожденными физическими дефектами, но они очень гордились полученными в боях шрамами, особенно от пуль, делая вокруг них татуировки. Выбитые глаза и челюстно-лицевые травмы не были редкостью. Бойцы с изуродованными лицами обычно прикрывали их от взоров соплеменников. Пиеганы еще в начале XX века помнили воина, который носил кусок кожи, скрывающий нижнюю часть лица, обезображенную ужасными шрамами. А Горный кроу по имени Скальповое Ожерелье скрывал изуродованный подбородок под полоской из оленьей кожи, на которую подвешивал каждый снятый им скальп до тех пор, пока на ней не осталось свободного места. Порой ранения были очень серьезными и воин становился калекой. Особенно часто встречались травмы ног. Некоторые бойцы, как, например, вождь сиу Сидящий Бык, став хромыми, все же могли принимать участие в племенных войнах. Другие были вынуждены навсегда забыть о походах и пытались найти себя в жизни племени, становясь, к примеру, стрелоделателями. Но боевой дух не оставлял многих калек. Кроу Ищущий Смерти, которому пуля разбила бедренную кость так, что он с трудом передвигался, во время нападений на родной лагерь просил соплеменников привязать его к седлу боевого скакуна и много раз сражался среди них на равных, защищая лагерь от врагов.

Индейцы умело лечили переломы костей, растяжения связок, контузии и раны от огнестрельного оружия или стрел. Брекенридж писал в 1811 году, что арикары «весьма успешны в лечении ран». Дэниел Барнет в 1847 году сообщал, что команчи «являются экспертами в лечении пулевых ранений». Глубоко застрявший наконечник обычно продавливали через мышечную ткань. Если рана не поддавалась обычному лечению, ее прижигали, после чего заживление проходило гораздо легче. Во время извлечения пуль и наконечников могли быть срезаны некоторые участки мышечной ткани. В одной из битв шайен был ранен стрелой в лопатку. Наконечник вошел в кость, а древко обломилось. Несколько человек держали пациента, а еще двое прижимали голову. Его друзья попытались вытащить наконечник, но не смогли его подцепить. Им пришлось срезать часть мышц вокруг раны, но и это не помогло. Тогда они взяли очень острый нож и, вгоняя его в кость рядом с наконечником и двигая им из стороны в сторону, расшатали его, после чего смогли извлечь. В течение всей операции молодой воин ни разу не вздрогнул. Способ извлечения стрел с зазубренными наконечниками из мягких тканей заключался в следующем. Расщеплялась ивовая палочка, концы которой закруглялись так, чтобы она легко входила внутрь по стреле и закрывала зазубрины. После этого палочки крепко привязывались к древку, и стрела вытаскивалась, не разрывая мышц. Извлечение застрявших наконечников было настолько серьезной задачей, что шаманы получали за успешное выполнение работы целое состояние. Манданы вспоминали, как в бою с сиу один из их воинов был ранен стрелой в живот. Его семья объявила, что тот шаман, который сумеет извлечь наконечник, получит великолепную бизонью лошадь, две вьючные лошади, огромное типи из двадцати шкур, мула, женское платье из кожи горного барана, украшенное пятьюстами оленьими зубами, военный головной убор и большое количество одеял и бизоньих накидок!

Но иногда вытащить пулю или наконечник не представлялось возможным. Оглала-сиу Летящий Ястреб: «Мой отец был вождем. В битве с кроу стрела вонзилась ему под правый глаз и засела так глубоко, что ее можно было вытащить, только продавив через ухо». Но сделать этого было нельзя. Отец выжил, и спустя много лет после его смерти сын навестил место, где на помосте был похоронен старик: «Лишь кости остались от него. Ржавый наконечник стрелы торчал в задней внутренней части его черепа».

Как уже отмечалось выше, наконечники боевых стрел крепились слабо, чтобы противник мог вытащить древко, но наконечник остался в теле. Помимо того что раны от стрел опасны сами по себе, засевший в теле наконечник опасен и по ряду других причин. Во-первых, рана плохо заживает. Во-вторых, это приводит к нагноениям, что может вызвать заражение крови. Наконечник двигается в мягких тканях, задевает жизненно важные органы, что приводит к летальному исходу. В 1862 году вблизи форта Ларнед вождь кайовов Сатаморе был ранен стрелой пауни в ягодицу. Древко вытащили, а наконечник остался внутри. Бедняга мочился кровью, но рана быстро заживала, и уже через несколько недель он смог отправиться на бизонью охоту. Сатаморе вел активную жизнь, пока спустя семь лет рана не начала беспокоить его. В августе 1869 года он обратился к военному хирургу форта Силл. После операции камнесечения из мочевого пузыря был вынут огромный камень длиной в 6,2 см, внутри которого оказался наконечник.

Известно, что индейцы применяли методы, сходные с китайской акупунктурой. Старики бладов вспоминали о шамане, который лечил колено воина, распухшее после падения с лошади. Сначала он втыкал в поврежденное место подогретые над огнем шипы куста шиповника. Затем взял длинный стебель куста и раскалил его над огнем, раскрасил в священные желтый и черный цвета и прижал к больному месту шипами.

О другом интересном методе рассказала шаманка кроу Красивый Щит. В молодости, спасаясь от разъяренного бизона, она упала, и острая палка для выкапывания кореньев пробила ей лоб так, что кончик острия вонзился в глазное яблоко. «Мой кузен попытался вытащить палку из лба, но когда мать увидела, что вместе с ней наружу вот-вот вылезет мой глаз, она остановила его», – вспоминала Красивый Щит. Родители пригласили шамана по имени Магический Волк, чтобы он попытался помочь несчастной. «Магический Волк даже не дотронулся до палки. Он присел и сделал пассы руками, будто вытаскивая что-то. Один, два, три, четыре раза он проделывал эти вытягивающие движения, и острая палка вышла из лба, немного вытянув мой глаз из глазницы. Шаман вставил его на место, надавив пальцами… Спустя три месяца я встала на ноги, но мой левый глаз уже больше никогда не видел так хорошо, как прежде».

Для лечения ран и нагноений использовали лекарственные средства растительного и животного происхождения. Самым священным растением считался шалфей. Его применяли не только во время многочисленных церемоний, но и в лечении. Если человека преследовали неудачи, он очищался, окуривая себя дымом шалфея или втирая его в тело. Черноногие делили шалфей на мужской (растущий в прериях), и его применяли только мужчины, и женский (растущий на пастбищах), используемый только женщинами. Когда мужчины отправлялись на войну, они брали с собой несколько листьев этого растения. Черноногие утверждали, что если человек жевал их, то во время физической работы его дыхание оставалось ровным и он не задыхался, что было очень важно в бою. Шалфей использовался и как кровоостанавливающие средство. Например, если из носа текла кровь, следовало разжевать шалфей и вложить в ноздрю.

Довольно успешно индейские шаманы лечили вывихи и переломы конечностей. Часто, благодаря лечению, сломанные в бою кости ног прекрасно срастались, и человек даже не хромал. Шаманы шайенов обматывали сломанную конечность мокрой кожей, и когда она высыхала, то прекрасно стягивала и закрепляла пораженное место. Дениг отмечал, что шаманы ассинибойнов хорошо вправляют сломанные кости и вывихи. Например, вывихнутое плечо они вправляли следующим образом – руку дергали, нажимая при этом на подмышечную впадину вверх. «Большинство мужчин средних лет так часто видели эту процедуру, что могут провести ее самостоятельно (не прибегая к помощи шаманов)», – писал он. Лечением переломов у скиди-пауни занимались шаманы, владевшие особыми «магическими палочками». Шаман приходил к потерпевшему с трещоткой в руке, а за ним следовала жена с циновкой и связкой палочек. Палочки представляли собой три деревянные шины длиной 34, 26 и 28 см и шириной 4,5; 4,5 и 4,25 см соответственно. Одна из них была выкрашена в красный цвет. Шины были завернуты в четыре покрытые мехом полоски бизоньей шкуры и четыре полоски сыромятной кожи. Циновку расстилали, на нее укладывали больного. Шаман смешивал лекарственный состав и прикладывал его к месту перелома, а затем вытягивал поврежденную конечность, потрясая трещоткой и распевая специальную песнь. Окончив петь, он накладывал шины, привязывая палки к поврежденной конечности, помещая красную поверх самого больного места. Если раненому приходилось после перелома ехать верхом или его перевозили на травуа во время бегства от врага, кости срастались неправильно, и человек оставался калекой на всю жизнь.

Индейцы негативно относились к ампутации и, по словам современников, никогда не практиковали ее. Шайены говорили, что ни один воин не согласился бы на это и ни один шаман не взял бы на себя такую ответственность. Дэниел Барнет сообщал, что команчам «неизвестно искусство ампутации и, если начиналась гангрена, человек всегда погибал». Дениг писал, что ассинибойны никогда не ампутировали конечности. Однако черноногие помнили молодого пиегана, которому кроу прострелили ногу. Осмотрев рану, военный хирург из форта Бентон пришел к выводу, что ногу следует ампутировать, что и было сделано. Когда калека вернулся в родной лагерь, его друзья подарили ему лошадей и типи. С тех пор члены его общины всегда привозили ему с охоты часть добытого мяса. Четыре Танцора, индеец хидатса, рассказывал, что как-то раз его соплеменники недалеко от своего поселения наткнулись и убили вражеского воина, у которого не было одной стопы. В некоторых случаях индейцы лишались конечностей в бою – например, кости руки могли быть полностью перебиты пулей, и рука висела на одном сухожилии или части разорванной мышцы. Черноногие помнили воина по имени Волчий Орел, который во время церемониальных плясок всегда держал в уцелевшей руке украшенную перьями кость утраченной.

Некоторые белые современники скептически относились к мастерству индейских лекарей. Дениг, исходя из личных наблюдений, считал, что шаманы мало что понимают в лечение ран, не чистоплотны, редко промывают раны, а для остановки кровотечения слишком туго перевязывают рану и оставляют повязку на столь долгий срок, что это зачастую приводит к гангрене. Он полагал, что выздоровление пострадавших связано не с умениями лекарей, а с великолепным здоровьем краснокожих и необычайно здоровым климатом, в котором они живут. Но результаты лечения порой действительно были удивительными. Достаточно вспомнить историю воина ассинибойнов, упомянутую все тем же Денигом и описанную в разделе «Вынос раненого или убитого с поля боя и поведение раненых воинов в бою». Зимой 1876 года воину шайенов пуля вошла в голень и, выйдя между коленом и бедром, разбила коленную чашечку и раздробила кости выше и ниже колена. Человека отправили в госпиталь Кэмп-Робинсона, где военный хирург сказал, что для спасения его жизни ногу надо ампутировать. Индеец отказался, и его увезли. Им занялся шайенский лекарь. Нога зажила, и индеец смог ходить, хотя, конечно же, она больше не сгибалась в колене. О двух других случаях поведал майор Норт, в течение нескольких лет командовавший ротой скаутов пауни и прекрасно знавший индейцев. В июле 1867 года лошадь одного из скаутов упала на скаку, всадник сильно ударился о землю, получив открытый перелом бедра. Его сразу отправили в военный госпиталь, где лечили в течение нескольких недель. Вправить кости не удалось, бедро распухло до невероятных размеров и сильно воспалилось. Хирурги признали пациента безнадежным, и тот попросил Норта посадить его на поезд и отправить в резервацию пауни умирать. В декабре, к огромному удивлению присутствовавших, он вернулся и вновь записался на службу. Рана его зажила, лишь только нога стала немного короче. Второй случай произошел в июне 1869 года, когда пуля раздробила руку другого пауни. Хирург, обработавший рану, заявил, что сделать ничего невозможно и руку следует ампутировать. Индеец не согласился. В полевых условиях военной кампании он не мог получить должного лечения и вскоре стал на глазах слабеть, а в ране завелись личинки. В армейском фургоне его отправили в форт Макферсон, а оттуда по железной дороге в резервацию умирать. Но к ноябрю он поправился, и только три пальца на его руке больше не действовали. Обоих этих раненых, признанных армейскими хирургами безнадежными, вылечили шаманы пауни.

Некоторые воины имели собственное лекарство или способы лечения, которые были получены ими от духов в видении или во сне. Их применяли для самолечения болезней и ран. Они включали в себя употребление определенной пищи (как правило, не обладающей достаточными целебными свойствами), песни, пляски и т. п. Существует множество свидетельств стариков из различных племен относительно этих методов, и какими бы странными они ни казались, они приносили результаты. Мандан Худой Медведь был ранен в грудь так, что пуля вышла из спины через лопатку. Его духом-покровителем был медведь, обещавший ему, что если он будет выполнять полученные в видении инструкции, то пули смогут поражать его, но не убить. Он попросил жен принести диких слив, но они не смогли этого сделать, поскольку было начало лета, когда слив еще нет. Тогда они принесли ему листья этого дерева и сказали, что это сливы. Худой Медведь пожевал их и запел свои священные песни. Жены помогли ему подняться, и он танцевал и пел, пока кровь текла из его ран. А спустя четыре дня он смог самостоятельно ходить по деревне! Другой случай произошел с шайеном по имени Бычья Голова. Вражеская пуля прошла в нижней части его бока, оставив рану, от которых не выживают. Но шайен вылечил себя, съев мясо гремучей змеи.

Сиу по имени Сидящий Бык, долго живший среди северных шайенов и прозванный ими Высоким Сиу, был ранен в бою с кроу. Пуля ударила его в спину и вышла из груди. Кровь текла из ран на спине и груди и изо рта. Он попросил друзей найти муравейник, и, когда тот был найден, Сидящий Бык спешился, собрал муравьев в горсть, запихнул их в рот и проглотил. «Теперь, – сказал он, – со мной все будет хорошо». Он влез на коня и ехал всю ночь. Позднее он действительно поправился. Подобные рассказы встречаются среди всех равнинных племен в слишком большом количестве, чтобы быть отвергнутыми лишь на том основании, что, на взгляд современного человека, они выглядят малоубедительными. Несомненно, в выздоровлении большую роль играли и железное здоровье краснокожих, и трансовое состояние, в которое впадал человек, и самовнушение, что, однако, едва ли может пролить свет на чудесные выздоровления от очень тяжелых ранений.

И все же обычно воины пользовались услугами шаманов, специализировавшихся на лечении ран, чьи способности и возможности подтверждали многие белые современники. Ими были люди, получившие соответствующие видения, или какой-либо шаман церемониально передавал им свои знания вместе с соответствующими амулетами и песнями. Как сказал индеец из племени ото: «Индейский доктор мало отличается от белого доктора. Он платит, чтобы получить знания, за которые позднее будут платить ему. Если он плохой доктор и не может лечить, никто не обратится к нему». Необходимую для лечения ран магическую силу получали от духов бизона, медведя, волка, барсука, выдры, черепахи и некоторых других животных. У скиди-пауни, помимо духов животных и птиц (гагар), силу и знания в видениях получали от Луны, Солнца, Матери-Кедра и Водяного Монстра. Техники лечения и специализация варьировались в зависимости от природы видения, через которые шаманами были получены знания. Например, члены Волчьего культа оглала-сиу – те, кому являлся дух волка, считались специалистами по извлечению стрел. Они также готовили военные амулеты для защиты от врага.

Шаман не приходил сам, к нему следовало обратиться с просьбой. Обычно использовали комбинацию из трех основных способов лечения.

  1. Наиболее важными считались молитвы к духам-покровителям шамана, в которых он призывал сверхъестественные силы изгнать зло, вызывающее болезнь. Для этого у каждого шамана существовали определенные методы раскрашивания себя и пострадавшего. Во время ритуального лечения использовались песнопения и амулеты, курительная трубка, табак, всевозможные амулеты, трещотка, бубен, а также свисток, звук которого отгонял злых духов. Неотъемлемой частью процедуры было окуривание дымом так называемой душистой травы.
  2. Кроме молитв, шаманы обладали знаниями лекарственных трав, кореньев и средств животного происхождения. Если у раненого начиналась рвота, шаманы черноногих давали отвар из ягод можжевельника, а толченая в порошок сердцевина поганки могла остановить кровотечение из раны. Понки в качестве кровоостанавливающего при ранениях применяли дождевик. Анемон также использовался при ранениях, им промывали раны и принимали внутрь. Черноногие к долго не заживающей ране прикладывали бобриную желчь. Ассинибойны использовали для остановки крови паутину, сушеную мякоть древесной губки или свежую внутреннюю часть древесной коры. Сегодня уже невозможно выяснить состав многих лекарственных средств, использовавшихся индейцами, известны лишь определенные компоненты. Так, шайенские моинуенуитаны, или лошадиные лекари, для лечения раненых в битве прикладывали к ране щепотку лекарственного средства, смешанного с бизоньим жиром. Песни, исполняемые при этом, были теми же, что и при лечении лошадей.
  3. Психологическое воздействие на пациента при помощи всевозможных фокусов. Шаман «высасывал» из тела различные предметы – иглы, кусочки шерсти, костей и т. п., объясняя, что именно они причиняли несчастному боль. Известен случай, когда один из них «изъял» из тела пострадавшего живую белую мышь – первого такого зверька, увиденного дикими индейцами. Неизвестно, где шаман раздобыл удивительное животное, но его «колдовские возможности», несомненно, помогали пациенту убедиться в силе лекарских способностей шамана. Норту удалось наблюдать невероятные шаманские ритуалы, которые он не мог объяснить, но был абсолютно уверен, что они не имели ничего общего с фокусами или обманом зрителей. Дениг оставил любопытное сообщение: «Должен отметить, с риском столкнуться с недоверием, что в двух разных случаях, и при наличии свидетелей, мы обследовали абсолютно обнаженного шамана-лекаря – его рот, руки и все тело в поисках спрятанных червей, змей и т. п. Эти осмотры проводились без предварительного уведомления шамана-лекаря, которого индейцы никогда прежде так не осматривали, а потому он не был готов к тому, но все же одобрительно согласился, после чего продолжил процедуры и в нашем присутствии, не оставляя при этом видимых следов на теле пациента, высасывал (из тела пациента) и выплевывал огромных червей, сгустки крови, пучки волос, кожу и прочие вещи, слишком крупные для того, чтобы их можно было легко спрятать. Трюк был проделан прекрасно и так и остался непонятным для нас». Анализ шаманских методов показывает, что многие шаманы обладали сильными гипнотическими способностями.
Шаманы многих племен при лечении ран часто использовали шкурку выдры. Манданы говорили, что выдра (амулет в виде шкурки животного) способна извлекать из тела раненого пули и наконечники стрел, засовывая голову в рану. Шкурка выдры упоминается практически во всех описаниях лечебных ритуалов кроу. Одним из самых известных и умелых шаманов племени был Дапик, живший в первой половине XIX века. После обычного для юношей поста, во время которого духи передавали ему мощные магические силы, Дапик отправился в военный поход и был ранен. Пуля засела в теле. Именно тогда соплеменники впервые увидели проявления его магической силы. Дапик запел и нырнул в реку, держа в руке шкурку выдры. Вскоре он всплыл на поверхность с пулей, зажатой в пасти выдры, и люди узнали, что он может лечить раненых. В одной из битв воин кроу был ранен стрелой, и наконечник остался в теле. Дапик повторил вышеописанную процедуру, войдя в воду с раненым, а когда вышел, наконечник торчал из пасти выдры. Дапик вылечил многих воинов, используя подобную технику. Кроу говорили, что только он мог вылечить человека почти сразу и редко терпел неудачу. Во время процедур, выполняемых Дапиком и другими шаманами кроу, люди отгоняли собак, потому что считалось, что, если собака пересечет путь шамана, его помощников или раненого, последний обязательно умрет.

Другой шаман кроу, прозванный Одноглазым, также славился невероятными способностями. Серый Бык вспоминал, как он помогал ему лечить воина, у которого пуля пробила тело насквозь. На шамане была бизонья накидка, а лоб его выкрашен в белый цвет. Он привязал, к волосам пациента перья, нарисовал вокруг его глаз белые круги и начал дотрагиваться до всего его тела кончиками пальцев, вымазанными белой глиной. Стоя у входа в палатку, он пел свою песнь, а Серый Бык и несколько других людей пели внутри. Родственники раненого попросили многих молодых людей петь песнь лекаря. Одноглазый танцевал у входа в палатку, держа бизоний хвост с привязанными к нему перьями, и хлестал им по земле, пока не поднялась пыль. Затем подошел к раненому, подул на его рану на животе, встал, вытянул руки и нагнулся. Его пациент повторил движения. Когда из раны потекла смешанная с гноем кровь, люди встали в два ряда от палатки до реки. Далее последовали водные процедуры, которые когда-то выполнялись Дапиком, но Серый Бык не видел этого, находясь в это время в палатке. Позднее раненый поправился.

Упомянутый выше майор Норт говорил Вильяму Кларку, что в случае ранения предпочел бы лечиться у шамана пауни, чем у обычного американского хирурга. Фрэнк Линдермэн писал, что слышал от стариков много историй о том, как индейские шаманы при помощи камланий ставили на ноги безнадежно раненых. По его словам, ответы на вопрос: «Почему такое лечение не практикуется сегодня?» – были всегда одинаковы. Много Подвигов так объяснил это: «Такие деяния совершались раньше хорошими людьми, которые были мудрыми. Сегодня никто не понимает того, что было известно нашим Мудрейшим, пока белый человек не пришел, чтобы изменить мир. Наши дети ничему не учатся от нас и, подражая белой молодежи, не имеют религии».
11-04-15
Оставить комментарий
Ваш комментарий:
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent