» » Ритуальный каннибализм

Ритуальный каннибализм

Каннибализм в том или ином виде до XVIII века имел широкое распространение практически во всех уголках Нового Света. В ранних сообщениях иезуитов и дневниках путешественников можно без труда отыскать упоминания о людоедстве среди многих племен, населявших северные, восточные, южные и юго-восточные районы США. Среди любителей человеческого мяса отмечали ирокезов, гуронов, виннебаго, оджибвеев, оттавов, ото, айовов, потаватоми, кри, кэддо, вичитов и другие племена. Во многих случаях причиной людоедства становился голод, но некоторые из племен поедали врагов из-за любви к человеческому мясу. Например, ирокезы с большим удовольствием мучили пленников – мужчин, женщин и детей, а затем пожирали их. При этом вокруг было много дичи, и недостатка в еде они не испытывали. Известны случаи, когда виннебаго убивали приходивших к ним в гости оттавов и иллинойсов, после чего варили и поедали их. Учитывая факт, что некоторые из лесных племен впоследствии ушли на Равнины и обосновались там, нет ничего удивительного, что отголоски варварского обычая порой проявлялись и в XIX веке. Переселенные на Равнины в первой половине XIX века правительством США восточные племена продолжали практиковать ритуальный каннибализм до 1850-х годов. Летом 1845 года переселенные с востока на Индейскую Территорию пианкишо убили и съели конокрада пауни. Последний зарегистрированный случай среди потаватоми произошел в 1854 году, когда после боя они привезли домой сердца осейджей. Интересно отметить, что иезуиты называли ранних сиу единственным восточным племенем, отвергавшим каннибализм. В ранние времена они, в отличие от других восточных племен, практически не подвергали пленников жестоким пыткам. Один из редких случаев произошел в конце XVII века, когда вождь оттавов побывал в селении сиу, был хорошо принят и в ответ пригласил вождя сиу к себе. Когда тот прибыл к оттавам с группой родственников, гостей радушно приняли, накормили, а затем коварно убили, сварили и съели. Сиу вышли на тропу войны и захватили вождя оттавов. Они привязали каннибала к столбу, срезали с его ног куски мяса, жарили их, после чего скармливали Оттаву его же плоть. По сообщениям иезуитов, такая жестокость была неслыханной для сиу, но можно понять их ярость.

Среди племен Северных равнин остаточные проявления каннибализма встречались среди равнинных оджибвеев и кри. Эдвин Дениг писал в 1854 году, что слышал, будто в последние годы арикары несколько раз пожирали целые тела врагов. Хидатсы заявляли, что никогда не ели своих врагов и не слышали, чтобы какое-либо из равнинных племен, кроме оджибвеев и кри, делало это. В литературе встречаются сообщения, которые косвенно могут свидетельствовать о людоедстве среди хидатсов. Например, однажды, отбив нападавших сиу, хидатсы из поселения «Подобное Рыболовному Крючку» триумфально вернулись, волоча за собой тело убитого врага. Паллисер, будучи свидетелем события, писал, что мальчишки начали стрелять в тело из луков, а «женщины отрезали ножами куски плоти, которые они варили и пожирали». Однако, по словам хидатсов, эта битва произошла, когда у них гостили оджибвеи. Воронье Сердце слышал от родственников о столкновении, случившемся за несколько лет до его рождения, в котором оджибвеи выступали на стороне хидатсов. Когда, отбив сиу, воины хидатсов вернулись, они увидели, что оджибвеи уже развели костер и жарили мясо врагов. «Они срезали куски плоти с ног, что, по их словам, давало съевшему силу быстрого бегуна, отрезали уши, жарили их и поедали. Наши люди испугались и стояли в отдалении». Альфред Боуэрс писал: «Я сомневаюсь, что хидатсы практиковали каннибализм, по крайней мере в XIX веке, хотя Волчий Вождь полагал, что некоторые молодые люди, посещавшие оджибвеев, пробовали мясо врагов, если им его предлагали и рядом не было старших (воинов хидатсов)». Вашингтон Мэттьюз также упоминал воспоминания Паллисера. К тому времени, когда Мэттьюз прочитал их, он уже несколько лет был знаком с хидатсами и изучал их. Он был крайне удивлен, поскольку никогда не слышал о каннибализме среди них и знал примеры, когда хидатсы умирали от голода, но не смели подумать о спасении себя поеданием себе подобных, «что среди голодающих европейцев не было редкостью». Мэттьюз слышал от бывших компаньонов Паллисера о его честности, а многие случаи из его повествования подтверждались в других источниках. Он опросил многих белых старожилов и стариков-индейцев, но все они утверждали, что никто из хидатсов ни при каких условиях не пробовал человеческой плоти. При этом его информаторы также указали, что кри иногда поедали части тел убитых ими врагов.

Среди племен Техаса только у каранкавов была стойкая репутация каннибалов. Они съели нескольких мореплавателей, заблудившихся на побережье Техаса и Луизианы, включая двух членов французской экспедиции в Рефуджио. Будучи в Техасе в 1842 году, Вильям Боллаерт слышал, как вождь каранкавов Капитан Франсиско хвалился, что: «Сердце белого человека было самым вкусным мясом, которое он когда-либо отведывал». Несомненно, именно эта черта каранкавов была основным фактором постоянных попыток белых людей уничтожить племя, что привело к его исчезновению еще до 1860 года. Берландье слышал, что тавехаши варят плоть своих злейших врагов осейджей с тыквой и очень любят это блюдо, считая его невероятно вкусным. В XVIII и начале XIX века часто сообщалось о каннибализме среди асинаев, кичаев, кэддо, липанов и тонкавов. Лагарп писал, как по прибытии к вичитам вождь селения сообщил ему, что, если бы он появился на несколько дней раньше, вичиты могли бы продать ему семнадцать пленников липанов, но, к сожалению, они уже съели их во время последнего пиршества. Наиболее дикий пример каннибализма липанов произошел в 1737 году, когда они убили женщин из миссии Сан-Франсиско-де-ла-Эспада недалеко от Сан-Антонио. Три женщины были беременными, и липаны вырезали из их животов зародышей и съели. Но в 1828 году Берландье писал: «Некоторые из этих людей (липанов) иногда поедают плоть врагов, убитых ими в битве, но позволяют себе подобные каннибальские оргии, только дабы удовлетворить месть и утолить ярость».

В начале XIX века сообщалось о каннибализме среди команчей. В то время они были в мире с липанами и вместе с ними блокировали форт Байя-дель-Эспириту-Санто. Когда индейцы приблизились к одной из миссий, монахи с неофитами укрылись внутри, но тем удалось захватить двух мальчишек. Команчи и липаны убили их, а затем поджарили над огнем и съели на виду у миссионеров. Также сообщалось о случаях, когда ненависть между команчами и осейджами приводила к тому, что они поедали друг друга. В первом случае мальчиков, возможно, съели именно липаны, а подозрение, подобно ситуации с хидатсами, пало и на присутствовавших команчей. Уоллес отмечал, что в давние времена, когда команчи отделились от шошонов и мигрировали на юг, некоторые из них, возможно, знавали вкус человеческого мяса, поскольку известны случаи, когда шошоны в периоды голода поедали себе подобных. Но даже среди них, узнав о содеянном, таких людей вешали, считая, что, попробовав человечину даже один раз, людоед становится ненасытным и не может остановиться. Тем не менее команчи XIX века с отвращением отвергали саму мысль о том, что при каких-либо условиях их соплеменники могли стать каннибалами.

Относительно второго случая нельзя забывать, что многие слухи о каннибализме зачастую возникали в результате недопонимания, наговора или просто невинной шутки, как это однажды произошло с шайенами. В 1876 году полковник Рейнолдс атаковал селение сиу Пса и шайенов Старого Медведя. После боя несколько шайенов сидели у костра и жарили куски свежего мяса. К ним подошел сиу Маленький Щит и встал погреться у огня. Индейцы не ели с прошлого вечера, и голодный сиу, не знавший шайенского языка, взял кусок мяса и начал жарить. Шайены решили проучить невежливого союзника. После того как Маленький Щит проглотил несколько кусочков, один из них встал и пояснил на языке жестов, что они нашли толстого солдата, изрубили его на куски и сейчас сиу вместе с ними имеет честь лакомиться человечиной. Шайены выглядели серьезно, и Маленький Щит пришел в ужас. Он ничего не знал об обычаях шайенов и решил, что они каннибалы. Вестал писал в 1930-х годах: «Некоторые сиу до сегодняшнего дня верят, что шайены тогда съели мертвого солдата». А Маленький Щит… по его словам, мясо, «как бы там ни было, оказалось очень вкусным». Хотя, справедливости ради, стоит отметить, что частичные проявления каннибализма у шайенов все же существовали, о чем будет сказано ниже.

К XIX веку у большинства равнинных индейцев эта практика вызывала неприязнь и отвращение, однако сильная ненависть могла сподвигнуть отдельных воинов к частичным проявлениям каннибализма. Как правило, объектом поедания становилось человеческое сердце. Дениг писал, что сиу, ассинибойны и кри иногда вырезают у врага сердце, насаживают его на палку и зажаривают на огне. Они танцуют вокруг, поют, и каждый откусывает по небольшому кусочку и проглатывает. Он отметил, что эта процедура в упомянутых племенах не имеет под собой религиозных ассоциаций, а служит лишь для унижения убитого врага и вымещения собственной ярости. Во время йеллоустонской экспедиции Стэнли 1873 года были убиты двое отдалившихся от основной колонны белых людей. Ходили слухи, что известный лидер хункпапа-сиу Дождь на Лице хвалился, что это именно его рук дело. Когда в 1874 году индеец появился в агентстве Стэндинг-Рок, генерал Кастер отправил своего брата Тома и около 70 кавалеристов арестовать его. Ночью 18 апреля 1875 года Дождь на Лице бежал из тюрьмы форта Линкольн. Позже он нарисовал, на куске бизоньей кожи окровавленное сердце и отправил Тому, поклявшись вырвать ему сердце. В следующий раз они встретились в 1876 году во время Битвы на Литтл-Бигхорн. 12 августа 1894 года Дождь на Лице дал. интервью У. Кенту Томасу, в котором так рассказал о произошедшем: «Там я заметил Коротковолосого (Тома Кастера) и вспомнил свою клятву. Я был взбешен… Не помню, скольких солдат я убил, стараясь добраться, до него. Он узнал меня, а я засмеялся… Я видел, как он закричал, но из-за шума не смог разобрать слов. Он был испуган. Оказавшись поближе, я выстрелил в него из револьвера… спрыгнул с коня, вырезал его сердце, откусил кусок и выплюнул его ему в лицо. Затем я вскочил на своего жеребца и поскакал, потрясая сердцем в воздухе. Я был удовлетворен… Скальпировать его я не стал».

Также известен случай, когда арикара Медвежьи Уши попытался убрать соперника с пути к сердцу возлюбленной. За попытку убийства его изгнали из племени, и он присоединился к сиу, с которыми в то время арикары были в мире. Столь сильна была страсть юноши, что он даже отрубил себе два пальца на левой руке. Спустя семь лет соперники неожиданно встретились в долине р. Кэннонбол. По словам корреспондента New York Tribune Сэмму-эла Бэрроуза, Медвежьи Уши убил своего противника, вырвал его сердце и, хорошенько отварив, съел, сколько смог. Удивительно, но после этого ему удалось вернуться в родное племя и жениться на той, которую он так долго любил. Вильям Кертис из чикагской газеты Inter Ocean встретил пожилую парочку в 1.874 году в форте Линкольн. О горячо любимой. Медвежьими Ушами жене он написал: «Вакатана – огромная, толстая, грязная, скво…»

Оба вышеуказанных случая можно отнести лишь к проявлениям ослепляющей человека ненависти, но во многих племенах существовал и ритуальный каннибализм, при котором воины съедали сердце врага. Например, знаменитый воин кайовов Поедатель Сердец (умер в 1853 году) получил свое имя, потому что съедал кусочек сердца каждого из убитых им врагов. Ричард Бертон упоминал обычай ютов съедать сердце смелого врага или какую-либо другую часть его тела, чтобы получить его храбрость. Роберт Лоуи отмечал, что у их соседей шошонов такого обычая не существовало. Скиннер сообщал, что воины айовов часто съедали сердца врагов, чтобы получить их храбрость. Братьям не позволялось есть сердце одного и того же врага, иначе между ними могла возникнуть вражда. Фрэнк Линдермэн, изучавший племена Северных равнин, писал: «Я знаю старого воина, который рассказал мне, что однажды съел кусочек человеческого сердца – сердца чрезвычайно храброго врага и что в молодости он много раз видел, как это делали другие». Линдермэн не уточнил, к какому племени принадлежал старик, но отметил, что он не был кроу. Шайенский каннибализм был напрямую связан с запретами владельцев военных щитов. Приблизительно в 1868 году шайенский шаман и предсказатель Бешеный Мул изготовил четыре одинаковых щита, в центре каждого из которых изобразил Громовую Птицу, дарующую владельцу мощные колдовские и защитные силы. Одним из многочисленных ритуалов, связанных с этими щитами, было поедание человеческого сердца. После получения щитов четверо воинов должны были съесть по небольшому кусочку сердца первого же убитого врага. Кроме того, каждая шайенская община имела собственные щиты и свойственные только им ритуалы и табу. Владельцам щитов из общины хеватаниу запрещалось есть сердце любого животного, а также мясо, сваренное вместе с сердцем. Нарушение табу влекло всевозможные несчастья. Следовать ему было очень сложно, поскольку бизонье сердце обычно варили в одном котле с другим мясом, и человек мог случайно съесть мясо в палатке друга. Но владелец щита мог освободиться от соблюдения столь нелегкого запрета, съев сырое или высушенное сердце врага. По словам Волчьего Вождя, он никогда не ел ничего столь неприятного, как человеческое сердце, – еле проглотил его. Произошло это так. В бою шайены убили кроу, вырезали его сердце, порезали на тонкие куски, высушили их на солнце, после чего растолкли в порошок. Затем они соорудили палатку потения, и все, кто должен был принять участие в церемонии, вошли в нее. Каждый участник брал щепотку сушеного сердца, медленно поднимал ее к небу, каркал, подражая вороне, и проглатывал ее.

Наиболее часто в XIX веке упоминались случаи каннибализма среди тонкавов. Очевидцами их людоедства становились даже белые люди. Ной Смитвик: «Убив и скальпировав его (команча), они (тонкавы) отказались продолжать преследование, заявив, что им необходимо вернуться домой и отпраздновать событие пиром и Пляской Скальпов. Ободрав мясо с трупа команча, они взяли у Пасса Веббера большой котел, побросали в него мясо команча и много маиса и картофеля – самое отвратительное месиво, которое видели мои глаза. Когда мясо было готово и остужено достаточно, чтобы его можно было вытаскивать руками, все племя собралось вокруг, запуская в котел руки и поедая его содержимое с такой жадностью, словно были не людьми, а свиньями. Нажравшись на этом восхитительном пиршестве, они разлеглись и проспали до вечера, после чего завершили веселье Пляской Скальпов». Техасский рейнджер Роберт Холл участвовал в разгроме команчей на Плам-Крик в 1840 году. Он писал: «Спустя некоторое время (после боя) они (тонкавы) стали петь и плясать, и я ощутил запах горелой плоти. Приподнявшись, я осмотрелся и увидел, что наши союзники жарят труп команчского воина. Они отрезали от него куски и жарили их на палочках. Любопытно, что поедание плоти действовало на них, как спиртное. Они стали вести себя, словно пьяные… плясали, бессвязно кричали, выли, пели и приглашали меня подойти отведать ломтик команча. Они говорили, что это сделает меня храбрее. Я был очень голоден, но не настолько, чтобы стать каннибалом. Тонкавы праздновали победу самым диким образом до рассвета». Широко известный на Равнинах разведчик из племени делаваров Черный Бобр тоже был свидетелем каннибализма тонкавов. По его словам, они вырезали сердце врага, порезали на мелкие куски и сварили в котле вместе с маисом, после чего съели содержимое котла, причем каждый воин проглотил по куску сердца. Любопытно замечание Черного Бобра, отметившего, что пиршество это было ритуальным, а не простым набиванием желудка.

Пристрастие тонкавов вызывало такую ненависть окружающих племен, что несколько раз племя едва не было уничтожено полностью. В 1862 году тонкавы убили и съели мальчика кэддо, охотившегося на оленей. Это переполнило чашу терпения соседних племен, и ночью 23 октября огромный отряд, состоявший из воинов шауни, делаваров, кэддо и других племен, атаковал агентство тонкавов вблизи Анадарко в Оклахоме. Лагерь тонкавов находился неподалеку, и, услышав шум и увидав полыхающие здания агентства, они бежали прочь. На рассвете мстители обнаружили их следы и нагнали каннибалов, укрывшихся в небольшой роще. Воины тонкавов были вооружены лишь луками и стрелами, в то время как их противники имели хорошие ружья и достаточно боеприпасов. Началась резня. Из трехсот тонкавов пробиться через окружение и бежать удалось только полутора сотням. Среди убитых оказался и широко известный вождь Пласидо. Но даже эта резня, в которой племя было практически уничтожено, не отбила у них страсти к человеческому мясу. В 1874 году команчи жаловались, что скауты тонкавы были обнаружены поедающими труп команча, а несколько лет спустя один из тонкавов сказал Гатшету, что «человечина на вкус похожа на медвежатину».

К сожалению, в истории и этнологии часто приходится сталкиваться с несостоятельными утверждениями некоторых исследователей, которые благодаря последующим работам доверчивых авторов из гипотезы превращаются в аксиому. Относительно каннибализма среди индейцев Равнин хорошим примером такого подхода может послужить Дэн Л. Флорес – бакалавр и магистр гуманитарных наук Северо-Западного университета Луизианы и доктор философии Техасского университета А & М, издавший в 1985 году книгу «Дневник индейского торговца: Энтони Гласе и техасская торговая граница, 1790–1810 годы». В комментариях к дневнику Флорес пишет: «Прежде предполагалось, что вичиты не практиковали каннибализм после приблизительно 1773 года… Гласе тем не менее сделал три ясных упоминания о каннибализме (среди вичитов)… Несомненно, он практиковался ими еще в 1808 году». Удивительная фантазия Флореса, благодаря которой он взял на себя смелость обвинить вичитов в ритуальном поедании мяса врагов в начале XIX века, вытекала из следующих записей Гласса.

  1. «Когда воин убивает врага, он привозит домой кусок его плоти, и тот, кому он отдаст его, становится связан с ним на всю жизнь». Однако обычай привозить домой не только скальпы, но и части тела противников и использовать их во время победных плясок, передавая друзьям или родственникам, тем самым удостаивая их большой чести, был присущ всем племенам Равнин и к каннибализму не имел абсолютно никакого отношения.
  2. Гласе оставил описание обычая вичитов забивать пленников до смерти, после чего «они срезают мясо (жертв) с костей и подвешивают куски в двух разных концах деревни». Жестокость вичитов была хорошо известна на границе, но и в этом случае Энтони Гласе ничего не говорит о каннибализме. Оскорбление останков врагов, их избиение, уродование и даже обращение к ним с насмешками было широко распространено среди большинства индейцев Равнин и, опять же, не имеет отношения к каннибализму. Гласе аккуратно записывал в дневнике все, что происходило с ним во время путешествия, и, стань он свидетелем людоедства, не преминул бы упомянуть об этом.
  3. «Убитый осейдж был искромсан на куски, которые раздали по разным деревням, и все мужчины, женщины и дети плясали три дня». Это третье «ясное» для Дэна Флореса утверждение, дающее ему возможность обвинять вичитов в каннибализме. Но, как уже указывалось выше, уродование трупов врагов и победные пляски со скальпами, отрезанными кистями рук, стопами, руками и ногами были обычным явлением на Равнинах. Данное описание Энтони Гласса подтверждает лишь наличие подобного обычая и у вичитов, не более того. Для индейца отрезанная вражеская конечность была вещью обыденной. Кроу Много Подвигов вспоминал, как однажды зимой, после боя с сиу, отряд его соплеменников въехал в форт Низ. Их лидер Магическая Ворона был плотно обернут в бизонью накидку и только немного высунул руку для приветствия. «Радостный Желтые Глаза (торговец Маккормак) схватил ее и начал трясти. Когда Магическая Ворона повернулся, чтобы пожать руку майору Пизу, я увидел, как Желтые Глаза отпрыгнул назад и выронил на тонкий снег некую вещь, которая при ударе звучала подобно камню… Замерзшая рука сиу! Магическая Ворона отрезал ее у убитого им вблизи Черных Холмов врага и вез в течение многих дней, чтобы подшутить над своим другом. Но его друг не смеялся». Декост Смит также описал подобный случай, когда кроу убили двух сиу, а вечером отправились к торговому посту, где несколько белых людей кинулись поздравлять их и жать им руки, хватая высунутую из-под одеяла безжизненную руку мертвого сиу.
Как видно из примеров Флореса, ни в одном из них нет «ясного упоминания» о людоедстве вичитов. Более того, дневник Энтони Гласса не содержит ни единого намека на каннибализм ни среди вичитов, ни среди других племен. Примером бездумного цитирования может послужить Фостер Тодд Смитт, который в своей книге «Вичиты: торговцы Техаса и Южных равнин 1540—1845годов», изданной в 2000 году, слепо следуя за Флоресом, приводит указанную во втором пункте цитату из дневника Гласса как «последнее упоминание очевидцев» о людоедстве вичитов. Таким образом, работа Флореса служит доказательством необходимости осторожного отношения к заявлениям современников и последующих исследователей относительно каннибализма, как, впрочем, и многих других аспектов жизни равнинных индейцев.
11-04-15
Оставить комментарий
Ваш комментарий:
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent