» » Лошадь как живой щит

Лошадь как живой щит

В бой индеец старался отправиться на своем лучшем скакуне. Некоторым коням отдавалось особое предпочтение. Если лошадь принимала участие во многих горячих схватках и не получала ранений либо была несколько раз ранена, но всегда поправлялась, считалось, что магическая сила защищает ее от вражеских стрел и пуль. У хункпапа-сиу в конце 1860-х годов имелась темно-гнедая лошадь, которую они считали священной. Ее применяли, когда нужно было атаковать хорошо укрепленного противника, потому что, по их мнению, ее нельзя было убить. Несмотря на то что враги девять раз ранили ее, она выздоравливала. Эта лошадь всегда шла в голове колонны во время всех парадов вокруг лагерного круга.

На некоторых лошадях отправляться в бой было очень почетно. Если кайова-апач сильно болел и знал, что должен умереть, он звал к себе родственников и дарил что-либо напоминающее о себе. Братьям обычно отдавали лошадей. Таким животным обрезали гривы и хвосты и относились к ним с особой заботой. Иногда родственники плакали, когда видели ее пасущейся у лагеря, потому что она напоминала им об ушедшем. На них никогда не ездили, кроме как в битве. Считалось большой честью для умершего, если эту лошадь убивали в бою. Когда воин возвращался с поля боя без нее, родственники снова начинали скорбеть.

В бою воин часто свешивался сбоку своего скакуна, прикрываясь им и стреляя из-под его шеи. Некоторые авторы высказывали мнение, что в качестве защитной тактики в поединке или прямой атаке этот метод на практике не использовался. Джон Юэрс считал, что использование лошади в качестве живого щита является одним из распространенных мифов относительно индейской тактики ведения боя. Существует множество описаний очевидцев того, как индейцы равнинных племен во время боя свешивались с бока коня так, что врагу была видна лишь одна нога воина. Одной рукой он крепко удерживал поводья и гриву, а другой стрелял из ружья из-под шеи скакуна. При этом нога воина цепляла либо седло, либо специальную веревку. По утверждениям Юэрса, большинство описаний относится к показательным битвам, устраиваемым в мирное время в честь гостей, и не может в полной мере свидетельствовать об использовании этой тактики в реальном бою. Но Джон Кэнфилд Юэрс никогда не участвовал в военных действиях против индейцев, и его мнение являет собой лишь субъективную точку зрения, основанную на разговорах со стариками черноногих. Его информаторы говорили, что мальчики с детства обучались такому приему, но в бою он применялся очень редко из-за неэффективности. Хвост Ласки (блад) и Ленивый Мальчик (пиеган) указывали на опасность использования этого маневра во время битвы. Бок лошади представлял легко поражаемую цель, и если в нее попадали, лошадь падала, и всадник мог получить серьезную травму или погибнуть. Только если враги хотели заполучить скакуна, они старались не попасть в него. Но если индейцы защищались от наседавших противников, то не задумываясь стреляли в лошадей. Юэрс высказал мнение, что воин мог использовать такой маневр лишь как акт бравады или прелюдии к битве, пускаясь галопом вдоль вражеских рядов, в то время как враги обстреливали его. Но как раз в этом случае лошадь часто подстреливали, а воин убегал к соплеменникам. Тем самым Юэрс приводит пример, противоречащий его же теории. Он также привел слова Тиксира, который писал, что команчи «лучше других знают, как прятаться за туловищем лошади, но с презрением относятся к такой тактике. Они атакуют врага с военными кличами, даже не пригибаясь к шеям лошадей». Но Тиксир не был свидетелем атак команчей, а записал информацию о них со слов другого человека. Кроме того, существует много свидетельств, противоречащих его словам. Например, Ричард Додж, не раз видевший команчей в бою, сообщал, что практика использования ими лошадей в качестве «щита» была широко распространенной. Вашингтон Ирвинг сообщал в 1833 году о такой практике среди пауни.

Вильям Гамильтон писал: «Я слышал, как некоторые заявляли, будто индеец может свеситься сбоку своей лошади и стрелять из-под шеи из лука, не используя при этом седла или веревки! Насколько я знаю, это неправда. Я много раз видел индейцев в бою, но такого – ни разу». Его слова ни в коей мере не преуменьшают возможностей краснокожих наездников, а лишь указывают на то, что метод этот широко применялся в боях, но с использованием специальной веревки. Петля закреплялась на луке седла или, если воин скакал на неоседланной лошади, вплеталась в гриву. Воин через голову надевал петлю на туловище и стрелял из-под шеи коня свободными руками. Но и без такого приспособления индеец мог укрываться за боком лошади, уцепившись рукой за гриву, но стрелять из лука в этом случае он не мог.

Брекенридж в 1811 году был свидетелем того, как арикары свешивались на боку лошади, цепляясь за спину скакуна так, «что другим было видно лишь ногу». Льюис Гаррард упоминал, как во время яростного боя команчи и арапахо скакали вокруг поставленного в круг каравана фургонов, «свешиваясь то с одной, то с другой стороны своих лошадей так, что видно оставалось только пятку и часть цепляющейся за луку седла ноги». При этом они стреляли из ружей из-под шей скакунов. То же рассказывали офицеры форта Райли в 1854 году. По их словам индейцы свешивались сбоку лошадей, стреляя из-под шеи, и противник мог увидеть лишь руку и ногу всадника. Вильям Кларк писал: «Я видел, как они быстро скакали вдоль строя совсем близко, и сотни пуль летели им вслед. На протяжении нескольких часов вновь и вновь кто-нибудь из воинов повторял этот смелый поступок, и никто из них не был подстрелен благодаря скорости их лошадей и тому, что они постоянно прятались за боками своих скакунов». Недаром на Диком Западе было распространено выражение «a la Comanche», служившее для описания всадника, свешивающегося со скакуна, подобно команчам.
11-04-15
Оставить комментарий
Ваш комментарий:
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent