» » Столкновения с восточными племенами, переселенными на Равнины

Столкновения с восточными племенами, переселенными на Равнины

Для равнинных индейцев восточные племена, переселенные правительством США на Индейскую Территорию, были незваными гостями, представлявшими опасность их охотничьим угодьям и пастбищам. Обитатели Равнин не различали их принадлежности к разным племенам, и большинство равнинников считало их одним народом. Шайены, например, называли всех их савани — от шауни — и не могли отличить шауни от саука, делавара от семинола и других, одетых в однообразные, отороченные бахромой кожаные куртки, фетровые шляпы и вооруженных длинными ружьями, из которых они превосходно стреляли.

Все белые современники отмечали высокие воинские качества представителей переселенных восточных племен, и у равнинников была возможность убедиться в этом на собственном опыте. Вислиценус в 1839 году писал: «Племя делаваров дружественно белым… Они живут на западной границе штата Миссури и… часто совершают вылазки в страну своих краснокожих братьев (на равнины), где их боятся за бесстрашие и превосходство в вооружении огнестрельным оружием». Рандольф Мэрси в 1850-х годах сообщал относительно кикапу: «Они, подобно делаварам и шауни, в достатке обеспечены хорошими ружьями, очень меткие стрелки, и на границах не найдется лучших охотников и воинов, чем они. Они сообща охотятся верхом на лошадях, и, после того как их отряд пройдет по какому-либо участку земель, там редко остается дичь. Кикапу умны, деятельны и храбры. Они часто посещают прерийных индейцев и торгуют с ними, не боясь встретиться с ними в бою, где каждый из кикапу равен шести равнинникам». Похожие слова можно было услышать и об остальных представителях переселенных племен.

Некоторые непоседливые сауки, фоксы, делавары, шауни, потаватоми, ирокезы и кикапу нашли себя на поприще охотников за бизоньими шкурами, отправляясь на равнины Канзаса и Небраски. Это сразу привело к конфликту с киткехахки-пауни, а затем с шайенами, сиу, арапахо и кайовами. У краснокожих переселенцев было много возможностей доказать равнинникам свою боеспособность и хладнокровие и заслужить их уважение. Война между потаватоми и пауни продолжалась с 1842 до 1852 года. Весной 1850 года потаватоми нанесли пауни серьезное поражение, и к 1852 году последние осознали необходимость заключения мира с переселенными племенами и объединения с ними против общих врагов.

Методы боя переселенных из лесов индейцев во многом отличались от используемых на Равнинах, но они быстро адаптировались и научились использовать положительные стороны обеих тактик. Воины спешивались, вставали в две шеренги и, установив стволы длинных ружей на скрещенные палки, попеременно стреляли и перезаряжали оружие. При этом они медленно наступали – первая шеренга, дав залп, оставалась на месте, перезаряжая ружья, а вторая проходила сквозь нее, останавливалась и давала новый залп. Первый меткий залп ломал линию атакующих равнинников, второй не давал им перегруппироваться, а последующие вынуждали отступить. Такую же тактику, только верхового строя, использовали потаватоми против огромного объединенного отряда шайенов, сиу, кроу, арапахо, команчей и кайовов, атаковавшего пауни в 1853 году. Потаватоми тренировали лошадей неподвижно стоять, пока они стреляли из ружей. По данным Джеймса Клифтона, число нападавших составляло около тысячи воинов, что, вероятно, значительно преувеличено. Они атаковали охотничий лагерь пауни, в котором, включая женщин, детей и стариков, было около восьмисот человек. Нападение не было неожиданным, и, когда всадники доскакали до вершины холма и увидели в долине большой лагерь пауни, все старики, женщины, дети и лошади уже находились в реке, защищенные берегом, а воины выстроились вдоль его края, готовые к бою. Атака следовала за атакой, но пауни не выходили из укрытий, сражаясь очень осторожно. В такой манере бой продолжался почти весь день. После полудня нападавшие начали уставать и готовы были оставить пауни в покое, когда появились люди с длинными ружьями – потаватоми, пришедшие на выручку своим друзьям. Шайены говорили, что их было всего двадцать, а по данным Джеймса Клифтона сорок. Когда они добрались до поля боя, их вождь приказал: «Я хочу, чтобы половина из вас давала залп, затем отходила, давая возможность выстрелить остальным. Стреляйте, чтобы убить». Равнинники атаковали приближавшихся людей, но, вместо того чтобы бежать от приближавшейся массы всадников, половина потаватоми остановила лошадей. Они положили стволы ружей на скрещенные палки и выстрелили. Каждый выстрел достиг цели. Затем их место заняла вторая группа. Нападавшие начали отступать, а потаватоми последовали за ними и, достигнув места, где лежали убитые, вскрыли им грудные клетки, вырвали сердца и положили их в патронные сумки, после чего запустили руки в тела убитых и вымазали лица их кровью. Когда нападавшие увидели все это, они пришли в ужас. По словам Джорджа Гриннела, сердца, положенные на пули, должны были дать им колдовскую силу, чтобы они не промахивались. Джеймс Клифтон, изучавший историю и обычаи потаватоми, утверждал, что позднее эти сердца съедали. Так несколько десятков дисциплинированных и хорошо вооруженных восточных индейцев доказали превосходство своей тактики против луков и копий равнинников. По некоторым данным, нападавшие потеряли в том бою 50 убитыми и 100 ранеными. Кроме того, потаватоми и пауни захватили 170 лошадей.

В 1854 году около ста (по другим данным, двухсот) сауков и фоксов, включая нескольких потаватоми, были атакованы огромным отрядом шайенов, сиу, арапахо, команчей, кайовов, кайова-апачей и осейджей. Восточники успели занять хорошую позицию. Нападавшие атаковали со всех сторон. Их подпустили на сотню метров, дали сокрушительный залп, вслед за которым последовал второй, отбросивший нападавших. Союзники атаковали снова и снова, но не могли приблизиться достаточно, чтобы применить луки и старые ружья. Сауки и фоксы сражались так же, как потаватоми в прошлом году, – стреляя залпами попеременно. По словам шайенов, противник имел прекрасные ружья, и каждый выстрел поражал цель – человека или лошадь. Многие воины проявили храбрость в том бою – у шайена Старый Вихрь на головном уборе были отстрелены почти все перья, – но они ничего не могли поделать против восточников, совмещавших методы индейского боя с дисциплиной и тактикой европейских солдат. И в этот раз воины потаватоми вырезали сердца убитых осейджей и увезли их домой для ритуального пиршества – последний зарегистрированный случай церемониального каннибализма среди потаватоми.

Лишь к концу Гражданской войны равнинники научились противостоять назойливым «гостям», получили достаточное количество огнестрельного оружия, развили новые навыки ведения боя и блокировали доступ переселенных племен на бизоньи равнины. Охота на Равнинах стала слишком опасной, чтобы быть для краснокожих переселенцев экономически выгодной. С тех пор крупных столкновений между ними не происходило.
11-04-15
Оставить комментарий
Ваш комментарий:
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent