» » Нападение на врага и тактика ведения боя

Нападение на врага и тактика ведения боя

Обычно индейцы нападали на вражеские лагеря на рассвете, хотя черноногие и сиу часто обстреливали стоянки трапперов и путешественников по ночам. У омахов атака на врага проводилась на рассвете, и такая битва называлась «Ударить среди жилищ». Пауни рассказывали, что сиу нападали на их поселения по утрам и перед этим подавали друг другу сигналы, подражая воронам. Старик, юность которого прошла в Небраске, рассказывал, что если он ехал и неожиданно слышал звук, похожий на крик вороны, то «знал, что сейчас подвергнется нападению». Пауни прежних лет говорили: «Когда слышишь голос вороны, остановись и внимательно осмотрись. Возможно, это вовсе не птица». По словам шайенов, ассинибойны в ранние времена часто нападали на их лагеря по ночам. Они носили рожки, сделанные из полых стеблей какого-то растения, звуки которых напоминали весенний зов быков-бизонов. Приближаясь к чужому лагерю, ассинибойны дули в эти рожки, и их враги думали, что это всего лишь бизоны, а те затем неожиданно нападали на них. Равнинные кри имели обычай, приближаясь к лагерю противника, переговариваться в ночи воем койота, но, по словам Хвоста Ласки, многие блады умели отличить имитацию воя койота от настоящего воя. Сиу утверждали, что кроу перед нападением или проникновением во вражеский лагерь подавали друг другу сигналы криком совы. Команчи никогда не нападали в темноте, не устраивали набегов, если рога полумесяца были повернуты вверх или была вероятность дождя, после которого их следы четко видны на сырой земле. Излюбленным временем для нападения был период полнолуния. Они наносили быстрые удары при лунном свете или, если обстановка была благоприятной, налетали на изолированные поселения среди дня. Тогда они убивали и захватывали в плен людей и угоняли скот и лошадей в свой временный лагерь. План нападения составлял вождь, но в бою каждый воин действовал, так, как подсказывал ему личный опыт. Первое, что обычно делали краснокожие, нападая на вражеский лагерь, – пытались отрезать противника от табуна, лишив его мобильности. Либо они мчались сквозь спящий лагерь, стреляя по палаткам и выскакивающим из них людям, стараясь угнать всех привязанных у палаток и находившихся в загонах лошадей. Привязанные лошади пугались неожиданного шума, вырывали веревки и скакали следом за всадниками. После этого было проще справиться с противниками.

Практичный Вильям Гамильтон вывел довольно верную формулу, которую следовало использовать в боях с индейцами: «Убивая вождя, вы выигрываете сражение». Берландье писал: «Они считают, что жизнь одного из их людей стоит сотни врагов, и потому наиболее выдающаяся победа воспринимается как поражение, если при этом пролита кровь соплеменников». Как правило, когда в бою убивали одного или нескольких влиятельных людей, краснокожие прекращали драться и уходили. Опознать наиболее опасных воинов было легко по одежде и знакам отличия, но, поскольку все они были очень опытными бойцами, убить их оказывалось непросто. Если же индейцы защищали женщин и детей, этот метод не срабатывал.

Тиравахат-веситава, индеец пауни, говорил, что его соплеменники имели два выражения, относящиеся к тактике ведения боя: 1) скирикикурури, или Подобные Волкам, описывало воинов, умевших укрываться на местности, где, казалось, невозможно спрятаться; 2) mupappupueucucam, или Они Идут Бок о Бок (сражаться), применялось для описания боевого формирования, которое представляло собой шеренгу воинов, стоявших плечом к плечу лицом к врагу. Наступая, они передвигались боком, чтобы подставлять врагу меньшую поверхность своего тела. В шеренге воины стояли согласно принадлежности к тому или иному военному обществу. Каждая такая группа состояла из 10–20 человек и располагалась метрах в трех от другой. Воины держали эмблемы своего общества, например копье с различными перьями, прикрепленными к древку. Но раскраска у каждого была индивидуальной. Джордж Белден, присоединившийся к отряду сиу в набеге на пауни, подтверждает эту информацию: пауни «развернулись в длинную линию и, приближаясь, начали битву, выпуская в нас тучи стрел». Затем, «пока одна группа пауни продолжала сражаться с нами по фронту, другая группа скрытно спустилась вниз по реке, переправилась через нее и зашла в тыл моим воинам». Сиу потерпели поражение и отступили.

В крупных сражениях у пауни руководство брал на себя вождь общины или селения. Вскочив на лошадь, он выбирал в стороне удобную позицию, откуда мог наблюдать и управлять действиями. Разведчики сообщали ему о местонахождении врагов. Сведения передавались группам воинов, собравшимся в соответствии с принадлежностью к тому или иному воинскому обществу. Вождь также следил за фланговыми перемещениями врагов и в случае опасности предупреждал сражающихся воинов. Каждой из групп мог командовать какой-либо из великих воинов, хотя, в зависимости от обстоятельств, всякий боец принимал решения самостоятельно. Среди сообщений белых современников встречаются упоминания о подобной практике руководства битвой и среди других племен, но обычно централизованного управления не было. И хотя вожди и лидеры выкрикивали рекомендации, они не были приказами, и выполнять их или нет, каждый боец решал для себя сам.

В отряде всегда существовало два типа воинов, чьи обязательства и действия различались. Обычными воинами считались все мужчины, способные держать в руках оружие. Если ситуация становилась крайне опасной или отряд отступал, они могли бежать, не опасаясь навлечь на себя позор. Их действия подвергались насмешкам, только если они проявляли трусость или позволяли застигнуть себя врасплох. Вторую группу составляли воины, давшие обет никогда не отступать перед врагом. Эти храбрецы сражались до смерти, даже если враги во много раз превосходили их численно. Есть все основания полагать, что главную роль в наступательной войне во всех племенах играли именно представители наиболее агрессивных воинских обществ и люди, занимавшие в обществах посты «офицеров» (носителей определенных регалий), а также амбициозная молодежь, стремящаяся завоевать себе имя среди соплеменников. Слишком многое в социальной жизни племени зависело от военных заслуг, и молодой человек, не проявивший себя на тропе войны, был никем. Стремясь завоевать общественное признание, молодые бойцы, в отличие от более опытных, не раздумывая бросались на самые опасные участки боя, совершая подвиги или погибая. Еще Рандольф Мэрси в 1850-х годах особо отмечал, что даже при не предвещающей неприятностей встрече с молодыми воинами стоит быть особенно внимательными и всегда держаться настороже.

По утверждению Декоста Смита, во время пеших атак индейцы часто бежали на врага, высоко прыгая из стороны в сторону, чтобы в них тяжелее было попасть. Эдвин Дениг также сообщал, что в бою каждый воин пытался укрыться за каким-либо деревом, кустом или валуном, но, если таковых не было, он постоянно прыгал из стороны в сторону, ни секунды не оставаясь на месте. Один пауни так описал поведение своих бойцов: «Наши воины перекатывались, вскакивали, падали на землю, зигзагообразно перебегали с места на место, все время стреляя».

Подбираясь к занявшим хорошую позицию врагам, воин старался укрываться от вражеских пуль. Коминакус, предводитель кри, во время боя с черноногими даже использовал для этого тело погибшего вождя союзных ассинибойнов. Он прикрывался им, как щитом, пока пули вонзались в мертвеца, не причиняя вреда ему самому. Чтобы подкрасться незаметно, воины укрывались в густой траве, за валунами и деревьями либо пробирались по оврагам и расщелинам. Если спрятаться было негде, воины закрепляли на голове пучки травы.

Когда сталкивались две крупные силы, индейцы вытягивались в боевой порядок – растянутую массу воинов, состоящую из различных групп, каждая из которых собиралась около своего предводителя. Тем не менее эти группы образовывали единый фронт. Они могли атаковать все вместе или по отдельности. Интересно отметить, что индейскую атаку обычно вел тот, чья лошадь была самой быстрой и у кого при этом хватало храбрости и безрассудства первым оказаться перед врагами. Обе стороны распевали военные песни и осыпали друг друга ругательствами. Лобовые атаки использовались крайне редко. Индейцы скорее уходили от боя с противником, даже если значительно превосходили его по численности, но могли при этом потерять много своих воинов. Лишь в редких случаях, когда безумная ярость обуревала их, они решались на лобовую атаку. В этом случае индейцы всей массой кидались на врага. Если огонь противника был яростным, они отступали, чтобы перегруппироваться и атаковать вновь. Но последующие атаки, как правило, были менее безрассудными. Священник Менгарини, весной 1846 года ставший свидетелем крупного сражения между черноногими и плоскоголовыми, писал: «Стрельба уже началась с обеих сторон, и вся равнина была покрыта всадниками, старающимися убить кого-нибудь из врагов. Индейская битва состоит из бесчисленного числа одиночных схваток. У них не существует званий, батальонов или объединенных действий. «Каждый за себя!» – вот их основной принцип, и победа зависит от персональной храбрости и искусства верховой езды».

В схватке конного воина с пешим первый зачастую пытался сбить врага своим скакуном и затоптать до смерти. Два вождя гровантров – Большая Дорога и Волчья Шкура Вокруг Его Шеи – были известны тем, что убивали своих врагов именно таким способом. Подобный поступок причислялся к подвигам. Следовавшие за всадником воины считали на сбитом враге «ку» или убивали его. Сбив врага с лошади дубинкой или копьем, индейцы часто спрыгивали с коня, чтобы прикончить его или вступить в рукопашную схватку. Пиеган Ленивый Мальчик утверждал, что некоторые его соплеменники превосходно умели делать сальто с коня назад, всегда приземляясь на ноги с оружием в руках, готовые к бою. Для рукопашной с пешим противником часто спешивались кроу, сиу и шайены. На вопрос, почему индейцы так много внимания уделяли рукопашным схваткам, в достатке имея оружие, способное убить врага на расстоянии, один из черноногих ответил: «Мужчина добивается славы храброго воина, убивая врага в рукопашной, когда каждый может увидеть его действия».

Если сходились два больших, но равных по силе лагеря или отряда и обе стороны имели время подготовиться, сражения, как правило, не были кровопролитными. На лобовую атаку обычно ни одна из сторон не решалась. Если же нападение было неожиданным или противник значительно превосходил по численности или в вооружении, бой превращался в резню. Однако если слабейшая сторона оказывала отчаянное сопротивление или у нападавших погибали известные воины, то противники расходились и более друг друга не тревожили, оплакивая павших. При равных условиях кто-нибудь из воинов обычно мчался на коне взад-вперед вдоль линии противника, вызывая на себя огонь и показывая свою доблесть. Такой воин решал сразу две задачи. Во-первых, он сокращал, запас боеприпасов противника. Во-вторых, ружья от долгой стрельбы перегревались, выстрелы становились менее меткими, а оружие заклинивало. О погибших слагали песни и долго вспоминали их смелое деяние. Если под воином, в одиночку поскакавшим к вражеской линии, подстреливали лошадь, он бежал к своим, не пытаясь далее продолжать свою атаку. Так было заведено у всех племен, и автору не удалось найти ни одного случая, когда бы воин поступал иначе.

Бегство от врага в этой ситуации не считалось позорным. Единственное, что он должен был обязательно сделать, это снять с убитой лошади уздечку. Важна не уздечка – важно показать свое хладнокровие. Известны случаи, когда воины снимали уздечку и медленным шагом, не пригибаясь, под градом вражеских пуль уходили в сторону своих рядов. Этот поступок был очень смелым, но зачастую приводил к гибели храбреца. К убитому мчались враги, чтобы посчитать «ку» и скальпировать, а его сородичи бросались вперед, чтобы защитить тело. Самые серьезные схватки разворачивались именно вокруг тел убитых и раненых.

Иногда во время столкновения двух крупных отрядов все решали поединки предводителей. Однажды ранним утром отряд из полутора сотен шайенов атаковал селение манданов, угнал много лошадей и захватил один скальп. Молодой Матотопа, второй по значимости вождь манданов, бросился за ними в погоню с пятьюдесятью воинами – всеми, кого смог на тот момент собрать. К полудню следующего дня они нагнали шайенов, но, увидев, что врагов гораздо больше, чем ожидали, манданы повернули коней, решив, что нападать на них было бы неразумно. Но Матотопа остался. Он поскакал вперед, остановил коня и вонзил в землю копье, сорвал с груди красную перевязь и, закрепив ее на конце копья, крикнул соплеменникам: «Зачем мы прискакали сюда? Мы выслеживали врагов два дня, а теперь, когда нашли их, поворачиваем прочь и бежим, словно трусы? Копье Матотопы, красное от крови храбрецов, вело вас к вашим врагам, а вы следовали за ним. Теперь оно твердо вонзилось в землю, где прольется кровь Матотопы! Все вы можете вернуться домой, а Матотопа будет сражаться с врагами один!» Шайены заметили противников, развернули коней и начали приближаться, намереваясь дать бой. Вождь шайенов, поняв, что происходит в рядах манданов, и восхищаясь отвагой их предводителя, выкрикнул:

– Кто тот храбрец, что вонзил в землю копье и готов сразиться со всеми врагами в одиночку?
– Я, Матотопа, второй вождь смелых и доблестных манданов!
– Я часто слышал о Матотопе. Он храбрый воин. Осмелится ли Матотопа выйти вперед и сразиться только со мной, а наши воины будут смотреть?
– Вождь ли говорит с Матотопой?
– Ты видишь, снятые мной скальпы висят на узде моего скакуна, и это копье, украшенное шкурками горностая и хвостом военного орла!
– Ты сказал достаточно.

Вождь шайенов сделал круг или два, галопируя на великолепном белом жеребце, а затем воткнул в землю рядом с копьем Матотопы свое копье. Оба военных отряда сблизились, а их вожди помчались навстречу друг к другу, стреляя из ружей. Они проскакали мимо друг друга, развернулись, и Матотопа поднял вверх свой пороховой рог, крикнув противнику, что его пуля разбила рог на куски и у него больше нет боеприпасов. После чего отбросил прочь рог и бесполезное ружье, схватил лук в правую руку, а щит в левую. Шайен тут же сделал то же самое. Они галопом кружили друг вокруг друга, пуская стрелы и парируя их щитами. В итоге стрела шайена пронзила сердце коня Матотопы, и тот соскочил на землю, готовый к бою. Увидев это, шайен также спрыгнул со своего скакуна. Они сделали еще несколько выстрелов из лука, но тут у шайена кончились стрелы, и он в ярости бросил на землю лук, пустой колчан и щит и выхватил нож.

Матотопа последовал его примеру, но оказалось, что ножа нет на месте. Он парировал удары ножа с помощью лука и выбил его из руки противника. Воины бросились на землю, пытаясь схватить оружие, и в этой схватке шайен несколько раз серьезно порезал руку Матотопы. В конце концов мандану удалось вырвать нож из рук шайена и вонзить его в сердце врага. Израненный, окровавленный и грязный, Матотопа поднялся с земли, сжимая в одной руке нож, а в другой скальп шайенского вождя. Бой был закончен, и враги разъехались.

У команчей и многих других равнинников основной тактикой был внезапный яростный натиск, сопровождаемый леденящим кровь сверхъестественным боевым кличем. Они избегали открытого боя, когда им противостояли равные или превосходящие силы противника, предпочитая внезапно атаковать небольшие отряды. Если враг не был захвачен врасплох и не бежал, а, напротив, твердо стоял на месте, клиновидная масса команчей быстро изменяла свой боевой порядок. Как и все индейцы Равнин, они кружили вокруг врага, охватывая его кольцом в один или более рядов воинов. Кольцо сжималось все туже и туже. Воин, достигший ближайшей к неприятелю точки, соскальзывал с седла и, укрывшись за конской шеей, посылал во врага стрелы. Если коня убивали, воин почти всегда падал на землю на ноги и продолжал стрелять, прикрываясь щитом. Такая тактика не только мешала врагам целиться, но и давала команчам возможность перезаряжать ружья вне круга – в безопасности от вражеского огня. Они могли вынудить противников преждевременно разрядить ружья и в этот момент стремительно атаковали их. В этом случае лук ничуть не уступал мушкету. Мушкет бил дальше, но медленнее перезаряжался, особенно на скаку. Лишь револьверы позволили белым обрести превосходство в боях подобного рода. Участник карательной экспедиции против команчей, капитан Ричард Картер, так описывал, атаку квахади-команчей на части кавалерийского полка: «Их тактику под огнем трудно описать… Их стремительный натиск в V-образ-ном строю, последующее развертывание веером перед фронтом, когда оба их крыла сливались в единую волнистую линию кружащихся, как в водовороте, всадников, все быстрее несущихся по кругу направо и налево и столь же мгновенно собирающихся в единую массу, не сбиваясь при этом в беспорядочное стадо; их непостижимые маневры, когда они вновь рассыпались, время от времени выстраиваясь веером или же распадаясь на два крыла, – все более и более вводило в замешательство наших ветеранов Гражданской войны, которые никогда не сталкивались с подобными тактическими маневрами и со столь гибкой и подвижной линией стрелков. Команды были едва слышны, и, чтобы перекрыть визг, приходилось орать во всю глотку».

Если нападение производилось на пересеченной местности, среди деревьев, скал и расщелин, тактика бывала иной. Часто лошадей оставляли в безопасном месте и добирались до врага по двое на одном коне. Когда скачка по кругу достигала критической точки, лучшие воины соскальзывали с коней, стараясь остаться не замеченными врагом. Всадники продолжали отвлекать врагов, а спешившиеся воины скрытно подбирались к их позициям, готовясь нанести смертельный удар. Лейтенант Джордж Петтис был свидетелем конной атаки кайовов: «Многие враги действовали как передовые пешие бойцы, спешившись и укрываясь в высокой траве, задавая нам жару меткой стрельбой, тогда как основная часть конных, разодетых в военные одежды краснокожих постоянно атаковала вдоль нашей линии, мчась в двухстах метрах справа налево и наоборот, вопя, как демоны, и стреляя в нас из-под шей своих скакунов».

По-иному индейцы действовали в долинах рек, поросших кустарниками и чахлыми деревцами, где низкие, но крутые берега извилистого потока давали укрытие. В таких местах невозможно было обнаружить краснокожего до тех пор, пока не звенела спускаемая тетива и не раздавался свист стрелы. Они шли на всевозможные хитрости, чтобы нанести противнику урон, не подставляя себя под пули. Петтис сообщал: «Индейцы (кайовы и команчи) подожгли высокую, сухую траву, вынудив нас отойти к подножью холмов. Скача позади стены огня, распространявшегося в нашу сторону, они периодически, скрытые дымом, оказывались всего в нескольких метрах от нашей колонны, обстреливали нас из ружей, после чего благополучно мчались прочь, оказываясь на безопасном расстоянии прежде, чем солдаты могли их обнаружить». Если один из воинов в бою попадал в опасное положение (был ранен, сбит с коня или окружен врагами), соплеменники старались выручить его, рискуя собственной жизнью под огнем противника. Шайен Пятнистый Хвост так наставлял сына перед боем: «Проявляй сострадание ко всем. Увидишь, что кто-то попал в положение, из которого не может спастись, помоги, если сможешь. Сам попадешь в такую ситуацию – оставайся хладнокровным, пытайся стрелять и защитить себя. Только так человек становится великим. Если ты погибнешь, враги скажут, что сражались с очень смелым человеком и что им было тяжело убить тебя».

Известно много случаев, когда кто-нибудь бросался вперед, пытаясь вывезти находившегося на грани гибели товарища с поля боя. Осенью 1876 года отряд солдат и индейских скаутов атаковал поселение враждебных племен в каньоне гор Бигхорн. Лошадь скаута по имени Три Медведя понесла и, будучи очень быстрой, вырвалась вперед. Несчастный краснокожий очутился в самом центре селения, где со всех сторон свистели пули. Враждебные воины отчаянно сопротивлялись, пытаясь защитить семьи, и Трех Медведей ожидала скорая смерть. Другой скаут, по имени Перо на Голове, увидев, в какое незавидное положение попал его друг, помчался за ним, отчаянно настегивая скакуна, свешиваясь то с одного, то с другого его бока. Вскоре Перо на Голове оказался в центре селения, посадил друга себе за спину и ускакал прочь под градом вражеских пуль и стрел. Самое любопытное, что Перо на Голове никогда не хвалился своим поступком, считая, что не совершил ничего особенного. Но Три Медведя был настолько восхищен его действиями, что не упускал возможности рассказать людям о его храбрости.

Бой между крупными силами мог продолжаться весь день. Уставали не только люди, но и лошади. Бывало, что во время боевых действий лошадь вставала и отказывалась двигаться, несмотря на все усилия всадника.

Если бой длился долго и не приносил никаких результатов, краснокожие могли обратиться к противнику с предложением устроить передышку. Один из белых первопроходцев вспоминал, как во время сражения индейцы подали одеялом сигнал перемирия, а затем предложили устроить небольшой перерыв. «Мы были совсем не прочь, – вспоминал он, – надеясь, что краснокожие через некоторое время просто уберутся, оставив нас в покое. Я приказал своим парням согласиться с их условиями и вскоре увидел темные тени, оттаскивающие тела убитых и раненых, лежавших перед домом. Я крикнул им, чтобы они дали знать, когда будут готовы, а то нам очень не терпится хорошенько поразмяться и мы хотим, чтобы они поспешили. В ответ они обещали подать знак».

Если ни одна из сторон не одерживала решительной победы, кто-либо из влиятельных людей мог остановить бой, призывая: «Остановитесь! Достаточно на сегодня! Несколько наших воинов уже ранено!» К наступлению темноты все боевые действия обычно прекращались и обе стороны расходились, но иногда группы молодых воинов оставались и обстреливали противника на протяжении всей ночи, пока не заканчивались патроны. Они могли оставаться там, несмотря на призывы вождя уехать. Многие сражения были кровопролитными, и племена в ярости сходились в многодневных побоищах, не жалея ни себя, ни врагов, и потери с обеих сторон были катастрофическими.

Порой индейцами овладевало любопытство по поводу урона, который они нанесли противникам. В 1839 году, после боя между команчами и объединенным отрядом техасцев и липанов, первые выслали женщину-липанку, давно жившую среди них. Она вышла с белым флагом в руке, а навстречу ей пошел старый липан. Женщина сказала, что среди команчей погибло несколько известных воинов, и спросила, скольких смогли убить они. Однако хитрый вождь ответил, что с их стороны не только никто не погиб, но даже не ранен. Его слова не были правдой, но еще больше разозлили команчей.

Эмоциональное напряжение во время боя было на пределе. Один из наиболее влиятельных вождей команчей – Маленький Медведь – никогда не смеялся, кроме как во время боя. Другой известный вождь этого племени – Спина Лошади, отличный боец, сражавшийся во многих битвах, в конце концов заработал настолько серьезные проблемы с сердцем, что, приходя в бою в бешенство, становился абсолютно недееспособным. Когда сражение принимало отчаянный характер, некоторые команчи спешивались и сбрасывали мокасины в знак решимости более не отступать. Отказываясь от сдачи в плен, если не было надежды на спасение, команч сражался, пока хватало сил.

Соперничество между отдельными бойцами и членами различных воинских обществ в боях накалялось, и они совершали отчаянные поступки, лишь бы возвысить себя и принизить соперников. Воин «окичито» равнинных кри во время боя бросался впереди всего отряда, вонзал нож в землю и сражался около него. Другой «окичито», соперничающий с ним, прорывался вперед немного дальше и делал то же самое. Первый вырывал свой нож и забегал вперед. Так могло продолжаться довольно долго. Соперничество между обществами Лис и Дубинок кроу всегда отличалось жесткостью. Однажды воины загнали врагов на вершину высокого холма, где те заняли хорошую позицию. «Офицер» Лис, держа в руках загнутый посох общества, поднялся вверх по холму на некоторое расстояние, после чего залег. Один из храбрецов Дубинок спросил: «Кто-нибудь уже посчитал «ку» на враге?» Ему ответили, что пока нет, потому что это очень опасно. Тогда храбрец выхватил у «офицера» Лис их штандарт – посох, взбежал на вершину и ударил посохом врага. Затем воткнул штандарт на вершине и под огнем побежал вниз, где предложил воинам Лис забрать свой штандарт. Поскольку никто из Лис не осмелился сделать этого, Дубинки после боя «забрали» их церемониальные песни, и Лисы больше не могли использовать их.

Особого внимания заслуживает поведение калек и тяжело больных мужчин. Многие воины в боях получали серьезные увечья или были калеками от рождения. Обычно о них заботились друзья и родственники, но они все равно чувствовали свою неполноценность. Для многих из них нападение на родной лагерь предоставляло единственную возможность отличиться – совершить единственный, но великий подвиг и умереть. Летом 1864 года солдаты атаковали лагерь сиу Сидящего Быка в горах Киллдир. В лагере жил человек по имени Тот, Кто Никогда Не Ходил, который был калекой от рождения. Его скрюченные конечности не позволяли ему охотиться или воевать, но в груди у него билось храброе сердце. Когда солдаты напали на лагерь и пули стали пробивать покрышки типи, он увидел шанс принять участие в бою и умереть как настоящий мужчина. Тот, Кто Никогда Не Ходил попросил посадить его в корзину на травуа и отвезти на поле боя. На вершине холма стояли конные сиу, наблюдая за развернувшимся внизу боем, когда туда из лагеря подошел человек, распевая военную песнь и ведя на поводу запряженную в травуа лошадь. В корзине на травуа сидел калека с сердцем медведя. Индеец остановился и выкрикнул: «Этот человек был калекой всю жизнь и никогда не ходил на войну. Сегодня он попросил привезли его на поле боя. Он хочет погибнуть в бою, потому что ничем не может служить своему народу». Калека едва мог шевелить руками, поэтому у него даже не было оружия. Лошадь стегнули, и она помчалась вниз к шеренгам солдат. Лошадь сразу же подстрелили, и калека выпал из корзины. Он сел, распевая песню смерти. Вскоре его песня оборвалась. Позже, когда солдаты приблизились к распростертому телу, они очень удивились, увидев, что человек, так храбро атаковавший их в одиночку, был всего лишь беспомощным калекой. С тех пор сиу, вспоминая о нем, называли его не иначе, как Медвежье Сердце.

Как правило, калеки погибали, но иногда им сопутствовала удача. В 1830 году действия калеки пауни помогли закончить кровопролитную битву и имели очень серьезные последствия для шайенов. У шайенов было два защитных племенных талисмана – Бизонья Шапка (иссивун) и Магические Стрелы (махутс). Они считались наиболее мощными магическими талисманами, которыми владело племя, и с ними были связаны основные общеплеменные церемонии. Поскольку они, ко всему прочему, обладали защитной силой на войне, их иногда несли в битву, что, однако, не всегда приносило успех, поскольку люди нарушали связанные с ними табу. В таком военном походе принимало участие все племя – мужчины, женщины и дети. Шайены всегда хотели уничтожить пауни и постоянно нападали на них. В 1830 году племя вознамерилось осуществить свой план. В верховьях р. Саут-Луп, штат Небраска, шайены обнаружили селение скиди-пауни и атаковали его. В начале битвы, когда оба племени вытянулись в линию друг против друга, один из пауни, давно болевший и не желающий больше жить, вышел вперед и сел перед шеренгой соплеменников. Во время первой атаки шайены посчитали на нем «ку», но не убили. После этого воин, несший в бой Магические Стрелы, которые, по обычаю, были привязаны рядом с острием копья, подскакал к сидевшему пауни и ткнул в него копьем. Но храбрец не растерялся, увернулся от удара, схватил копье и выдернул его из рук противника. По поверьям, это было ужасное предзнаменование, и шайен, стеная, повернул коня и ускакал к своим. Пауни, обнаружив, что к копью привязана какая-то священная связка, позвал соплеменников, которые забрали Магические Стрелы, несмотря на отчаянную атаку шайенов, пытавшихся отбить ее. Бой был закончен, и шайены с плачем уехали прочь. Позднее они сделали новые Стрелы, но многочисленные несчастья, постигшие племя впоследствии, по их мнению, начались именно с того момента, когда пауни захватили священные Стрелы.

У многих племен существовал разумный обычай, по которому в бой не отправлялись всей семьей – если в битве участвовал сын, отцу полагалось находиться на безопасном расстоянии и не отнимать у молодого поколения возможности совершить подвиг. Во время большого сражения отец мог даже попридержать одного из сыновей от лишнего риска, если другой его сын был среди участников. Вот как напутствовал отец младшего сына, прискакавшего в лагерь сменить уставшую лошадь: «Ты вел себя смело и сделал достаточно для одного дня… Не забывай, твой брат уже там. Я думаю, теперь нет необходимости посылать туда сразу двух сыновей… Держись как можно дальше и стреляй издалека. Пусть вперед идет твой брат». Если семья понесла на войне большие потери, родители также могли постараться убедить сына быть осмотрительнее. Мать сиу просила сына: «Будь более осторожен в следующей битве и не лезь на рожон. Сжалься надо мной. Если тебя убьют, это ляжет тяжелым бременем на меня и моих детей. Постарайся быть осмотрительней. Будь осторожней». Иногда, правда, и сами воины стремились оказаться подальше от опасных участков боя. Сердце Вороны, хидатс, рассказывал о случае, когда несколько молодых воинов посчитали, что, чем рваться в бой, лучше соскочить с лошади и сделать вид, что им надо подтянуть подпругу и поправить седла. Тем самым они избежали основной, самой жаркой части боя.

Индейцы никогда не понимали идиотизма приношения в жертву нескольких десятков воинов ради удовлетворения своего тщеславия и сиюминутной победы над врагом. Если не получалось одолеть противника сегодня, его можно было без проблем захватить врасплох позже, не потеряв в бою ни одного из соплеменников. Поэтому и вели они бой в манере партизанской войны, которая не подразумевала перемещений строем, лобовых атак и т. п. Еще вождь сиу Сидящий Бык говорил: «Бледнолицые солдаты не знают, как воевать. Они словно не живые. Солдаты стоят не двигаясь или бегут по прямой, а потому их легко подстрелить. Они не думают о своем спасении. И у них, по-моему, нет сердца. Когда погибает индеец, его друзья плачут, а иногда даже останавливают бой. Но когда убивают белого солдата, никто не плачет, никого это не заботит, они продолжают стрелять, оставляя его валяться там, где он упал. Иногда они даже уходят, бросая своих раненых».

Подполковник дон Франсиско Руис, много лет проживший среди команчей, рассказывал, что в бою команчи подчинялись приказам вождя, который отдавал их при помощи военного свистка. Другие применяли флейты, на которых играли различные сигналы – например, отступление или атаку. Военные свистки в боях использовали представители всех племен. Его носили на шнурке на шее и, как правило, делали из кости крыла орла или песчаного журавля. Кость обрезали с двух сторон, близко к одному краю просверливали дырку, а с другой отверстие заклеивали сосновой смолой. Обычно на него наносили зигзагообразную красную линию, символизировавшую силы Грома, и прикрепляли к нему желтые перья дрозда – создания, ассоциировавшегося с Громовой Птицей, а также пуховое перо орла. Пронзительный свист, раздававшийся, когда предводитель дул в военный свисток, символизировал крик орла. Несмотря на шум боя, его хорошо было слышно на большом расстоянии. В бою звуками свистка не только подавали различные команды, но и призывали Высшие Силы помочь одолеть врагов и защитить. Сиу по имени Джон Тупой Рог так объяснял воздействие его звуков на врага: «Если тебя атакуют, возьми свисток из орлиной кости и подуй в него. Звук приведет врагов в замешательство, и их будет легко победить».

Относительно дисциплины и централизованного руководства битвой у индейцев в документах XIX века приходится сталкиваться с двумя абсолютно противоположными точками зрения. Одни утверждают, что боем руководил тот или иной предводитель, другие (большинство) описывают полное отсутствие дисциплины среди краснокожих. В последующих исторических и этнографических исследованиях авторы, как правило, склоняются к последней точке зрения. И действительно, поверхностный взгляд показывает, что во время боя индеец самостоятельно решал, как ему действовать, когда и кого атаковать, а когда выходить из боя. Если он уставал или начинал испытывать чувство голода, то мог отъехать на безопасное расстояние и перекусить. Предводитель выкрикивал советы, но они не были приказами в общепринятом для нас понимании. Воины не обязаны были им подчиняться. В крупном сражении индейцы обычно действовали отдельными группами, объединявшими друзей и родственников под началом наиболее влиятельного бойца. Эти группы могли действовать совместно или порознь, и любой из воинов во время боя мог легко переходить из одной группы в другую. Даже к месту предстоящего сражения, в случае обнаружения врагов, они часто прибывали не единой, управляемой кем-то силой, а отдельными группами – первыми были те, кто раньше успевал подготовиться.

Проведенный автором анализ позволяет утверждать, что каждый воин действовал в бою в определенных, известных каждому соплеменнику рамках, позволяющих прогнозировать поведение друг друга. Набор стратегических и тактических мероприятий был невелик, и каждый боец знал их еще с детских военизированных игр. И если эти действия не подпадали под понятие дисциплины, принятое в американских войсках, это не может служить доказательством хаотичного поведения индейских воинов и отсутствия среди них согласованности. В отличие от солдат, индеец с ранних лет приучался к военному делу. Он знал, как наиболее рационально поступать в той или иной боевой ситуации, и для него не было секретом, как поведут себя в ней его товарищи. Недаром, указывая на отсутствие среди краснокожих дисциплины, современники отмечали великолепную слаженность их действий. И если они не подпадали под общепринятые в американской армии понятия о воинской дисциплине, это не мешало индейцам наносить поражения выпускникам Вест-Пойнта и удачливым полководцам времен Гражданской войны. Ричард Додж скромно попытался оправдаться за частую несостоятельность американских войск в боях с недисциплинированными краснокожими дикарями: «Реальная сила тысячи мужчин совершенно не зависит от того, дисциплинированны они или нет. Результатом дисциплины и строевой подготовки является простая сосредоточенность, делающая толпу механизмом, способным по воле одного направить свою мощь в определенном направлении или выполнить задачу до конца». При этом он не скрывал, что «индеец превосходит его (солдата) во всех боевых качествах, за исключением дисциплины и необузданной храбрости».

По поводу воинских качеств индейцев многие боевые офицеры отзывались с нескрываемым восхищением. Майор Канадской конной полиции Дж. М. Уолш, хорошо познакомившийся с бежавшими в Канаду сиу, говорил полковнику Нельсону Майлзу, что видел лучшие английские подразделения кавалерии, но не думает, что они смогли бы сравниться с сиу в искусстве верховой езды и стрельбы. Другой действующий офицер сказал: «Дайте мне возможность привить дисциплину и научить подчиняться приказам таких рекрутов, как индейские юноши, и я легко смогу победить равное число солдат любой кавалерии мира». Показательные битвы и редкие случаи, когда евро-американцам удавалось стать свидетелями отработки военных действий индейскими отрядами, безусловно, свидетельствуют об умении краснокожих воинов атаковать и перемещаться на поле боя не менее, а зачастую и более слаженно, чем это получалось у американских кавалеристов. А потому утверждения многочисленных исследователей о несогласованности действий индейских сил на поле боя и отсутствии понятия о дисциплине могут вызывать лишь недоумение. Еще Джеймс Томас в начале XIX века сообщал: «Индейцы посвящают много времени военной подготовке и учебным сражениям. Их искусство и дисциплина заставила бы наших драгун покраснеть от стыда. Они быстро и в превосходном порядке передвигаются, атакуют и отступают. Их искусство верховой езды поистине удивительно, и я думаю, что их не смогут превзойти в этом даже казаки и мамелюки».
11-04-15
Оставить комментарий
Ваш комментарий:
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent