» » Информация, передаваемая различными изображениями

Информация, передаваемая различными изображениями

Помимо разнообразных сигналов, индейцы передавали информацию при помощи изображений. Таким способом могли сообщить, куда двигается отряд, каковы его цели, а также мирные у него намерения или враждебные. Изображения делались на земле, коре и кусочках кожи. Для обозначения мира обычно рисовали трубку и жмущих друг другу руки людей, а для войны – томагавк и сломанную трубку. Бывало, что охотники оставляли сообщение для соплеменников или союзников, чтобы в случае обнаружения ими бизоньих туш те не подумали, что на их земли вторглись чужаки. Кроме того, оно служило приглашением посетить их лагерь, где вдоволь свежего мяса.

У сиу, когда община во время охотничьего сезона кочевала с места на место, а из лагеря уходил отряд, воины узнавали, в каком районе искать свой лагерь, из оставленных для них сообщений. Поскольку основной лагерь не мог дожидаться их возвращения, вождь следил, чтобы для них были оставлены указатели. Указатель обычно делали из лопаточной кости бизона, которую привязывали к палке так, чтобы она показывала направление, в котором откочевал лагерь. На лопаточную кость наносилось изображение следов копыт, травуа и пиктографическое имя вождя общины. Таким образом ушедшие в поход воины и члены других общин узнавали, где кто находится. Зная, что следы кочевья мог смыть дождь или засыпать снег, указатели оставляли сиу, ассинибойны, кроу и представители других племен. Но поступали так не часто, поскольку существовала опасность, что указатель обнаружат враги. Эдвин Дениг отмечал, что чаще всего указатели оставляли кроу, потому что во время кочевий они совершали длинные переходы и в противном случае вернувшиеся воины могли искать свои лагеря месяцами.

Хидатсы однажды наткнулись на столб, на котором ассинибойны выцарапали послание для соплеменников. На нем были изображены Скалистые горы с указывающей на них стрелой, что означало – «мы направляемся к Скалистым горам»; сидящий волк с трубкой – «предводитель нашего отряда Сидящий Волк»; луна с 15 зарубками – «мы ушли отсюда в 15 день после новой луны»; голова человека со 100 зарубками – «в нашем отряде 100 человек». Брекенридж отмечал в 1811 году, что арикары в военных походах обычно оставляют для своих определенные знаки, говорящие о том, сколько их, направление, в котором они пошли, и т. п. Разведчики отряда понков разбредались как можно дальше, а тот, который шел впереди отряда, оставлял на пути стрелу, которую участники похода подбирали, когда достигали этого места. Ной Смитвик смог определить направление движения отряда конокрадов кичаев по оставленной у потухшего костра небольшой ветке, которая была воткнута в землю под наклоном, указывая на север. Он сообщал, что такие знаки индейцы оставляют для отбившихся от отряда воинов. Хидатсы также оставляли указатели в виде наклоненной по направлению движения палки. Если разделившиеся по пути воины договаривались о встрече в определенном месте, но одна из групп не прибывала в назначенное время, для нее оставляли воткнутый в землю, указывающий направление шест, на конце которого делали столько зарубок, сколько дней прождали соплеменников. Команчи отмечали тропы кучками камней или сообщали направление движения отставшим товарищам с помощью зарубок на деревьях.

Члены военных отрядов порой оставляли сообщения о произошедших стычках, чтобы дать знать соплеменникам, которые могли оказаться в этом районе, что враги настороже. Послания оставляли в местах, где могли появиться соплеменники. Кроу, одержав победу, иногда насыпали на месте сражения огромную груду камней. Для посланий применялись и кости бизонов. Любопытное замечание о таких сигналах оставил Герман Лехман: «Мы обнаружили бизоньи кости, сообщающие о сражении с белыми людьми. На некоторых из них были изображены семь человек, пронзенных стрелами, и горящий фургон. Кости были заострены. Двенадцать более крупных костей говорили о 12 днях пути». Хантер вспоминал, что, если индейцы хотели описать неожиданное нападение вражеского отряда на группу своих охотников и их спасение белыми людьми, они сначала изображали впереди отпечатки следов бизонов. Затем точное число отпечатков следов охотников – маленькие следы для каждого или, если их было много, огромные, каждый из которых означал десяток человек. После этого в подобной же манере рисовали следы врагов, а племя, к которому они принадлежали, обозначалось эмблемой – для пауни, к примеру, это был волк. Позади пауни также следами обозначалась группа спасителей, а их принадлежность – нарисованным флагом. Количество убитых соплеменников и белых показывали следами, раскрашенными в черный цвет, раненых – частично раскрашенных в черный. Следы пораженных врагов раскрашивались так же, но в красный. Помимо этого, могли отобразить место, где произошел бой, – на равнине, в лесу или у реки.

О судьбе отряда шайенов, отправившегося за лошадьми пауни и пропавшего без вести, стало известно благодаря рисунку, оставленному пауни у места сражения. Он был нарисован углем на большом белом бревне неподалеку от старой лагерной стоянки пауни на р. Соломон. Из него следовало, что пятерых шайенов заметили мужчина и женщина пауни, отошедшие от лагеря нарубить дров (на рисунке мужчина изображен с топором, а женщина с дровами в руках). Нарисованные следы пауни показывали, что они вернулись в селение, подняли тревогу и много людей (следы пеших и конных людей) бросились преследовать врага. Следы шайенов достигли лагеря, а затем повернули назад. Пауни нагнали их и убили. Человек, сделавший рисунок, очень старался, чтобы его было легко понять. Пауни даже отметили места гибели шайенов небольшими холмиками из камней. Вскоре шайены захватили в плен девочку пауни, которая рассказала, как все произошло, и объяснила, что рисунок был сделан, потому что один из шайенов убил ее соплеменника.

Некоторые сообщения служили предупреждением врагам. В 1874 году хункпапа-сиу Дождь на Лице был арестован по обвинению в убийстве двух белых людей. Арест проводил Том Кастер (брат Джорджа Кастера), который, по словам Дождя, «как баба напал на меня со спины», обхватил, при помощи нескольких десятков солдат повалил на пол и заковал в кандалы. Ночью 18 апреля 1875 года Дождь на Лице бежал из тюрьмы форта Линкольн. Позже он нарисовал на куске бизоньей кожи окровавленное сердце и отправил Тому. Значение пиктографического письма было простым и откровенным – когда представится возможность, я вырву твое сердце! По словам Дождя на Лице, в следующий раз, когда они встретились (в Битве на Литтл-Бигхорн), он вырезал сердце из груди ненавистного ему человека.

Феррис описал «послание», на которое наткнулись члены партии трапперов, сопровождаемые общиной плоскоголовых. На небольшом участке была выровнена земля, и на ней изображено слияние трех рек. Вблизи них находилось несколько небольших насыпей и маленький четырехугольник из веточек, в центр которого была вертикально воткнута палка с прикрепленным к ней кусочком материи. Вокруг четырехугольника было насыпано много конических горок земли, среди которых рассыпана красная земля. У четырехугольника находились две человеческие фигурки, на одной из которых была шляпа. Эта фигура была изображена курящей. Позади нее лежал небольшой пучок свернутых лошадиных волос, водруженный на кусочек табака. У ног второй фигуры находились четыре маленькие трубки, а сбоку кусочек выделанной шкуры с щепоткой пороха. Вблизи фигурок воткнуты под углом две пересекающие друг друга палочки. У ног фигурок под углом 45 градусов воткнуто по палочке, указующих друг на друга. Вокруг них изображены многочисленные группки людей. Неподалеку на земле лежало тридцать окрашенных в красный цвет палочек. Вокруг разбросаны кусочки пурпурного одеяла и материи. Чуть поодаль изображены семь всадников, двигающихся на север.

Это было послание плоскоголовым, которое они без труда расшифровали. Расположение и направление трех рек, а также возвышенности около них представляли три рукава р. Миссури. Четырехугольник и палка с тряпкой – форт и флагшток с флагом. Конические насыпи представляли большое индейское селение, а красная земля, насыпанная между ними, означала, что оно принадлежит бладам – индейцам «Кровавого племени». Две фигурки – индейского вождя и торговца. Трубки указывали на заключение мира и дружбу. Табак, лошадиные волосы (лошади), порох и шкуры говорили о торговле между ними. Две пересеченные в виде креста палочки копировали знак на языке жестов двумя указательными пальцами, означавший торговлю. Две другие палочки, идущие от ног одной фигурки в сторону груди другой, означали жест указательным пальцем от груди вверх, означавший, что человек говорит правду. Множество маленьких фигурок – огромное количество присутствовавших индейцев. Кусочки пурпурного одеяла и материи означали, что торговля идет успешно. Тридцать маленьких красных палочек, лежащих немного в стороне, означали тридцать убитых прошлой весной плоскоголовых, а семь всадников были людьми, оставившими это письмо и уехавшими на север к своим землям. Послание, несомненно, должно было привести плоскоголовых в ужас и отбить у них желание охотиться на берегах Миссури. На словах оно звучало бы так:

«Плоскоголовые, знайте! Между нами и белыми заключен мир. Для нас они возвели форт и торговый пост у слияния трех рукавов Миссури, снабжая нас всем необходимым. Мы во множестве собрались у форта и навсегда останемся у истока Миссури. Прошлой весной мы скальпировали тридцать ваших соплеменников и собираемся сделать то же самое со всеми вами. Если вам дорога жизнь, вы не отважитесь отправиться на наши охотничьи земли, а будете держаться подальше от них. Мы говорим правду. Послание оставлено семью конными воинами бладов, направляющимися домой с рукавов реки Миссури».
10-04-15
Оставить комментарий
Ваш комментарий:
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent