» » Снаряжение воина в походе

Снаряжение воина в походе

Снаряжение воина различалось в зависимости от цели похода – скальпы или добыча. Но и в том, и в другом случае он обязательно брал, с собой амулеты, дарующие магическую защиту от врагов и разного рода неудач. Зачастую дополнительными амулетами отправляющегося в поход воина снабжали его друзья или родственники.

В набег за лошадьми индеец брал меньше вещей, чем в рейд за скальпами. Отправляясь мстить врагам, он брал военные одежды, больше оружия и, как правило, дополнительного скакуна – своего боевого коня. В поход за скальпами приходилось брать много поклажи. В седельные сумки клали лучшие леггины, нагрудные украшения из полых трубок, шкурки выдры для обертывания кос, дополнительные мокасины, пеммикан или сушеное мясо. Кроме того, с собой везли бизоньи накидки, военные головные уборы из перьев в контейнерах из сыромятной кожи или другие уборы, обладающие магической защитной силой, новые сумки с жиром и краской, щетки из хвоста дикобраза, трубки, веревки, миски, чашки из бизоньего рога. Относительно веревок Мэрси писал: «Индейцы делают очень хорошие веревки-лассо из бизоньей или оленьей кожи, нарезая ее полосами и сплетая. Промасленные, они скользят гораздо лучше, чем конопляные или хлопковые, и ими проще ловить животных». Веревки могли быть кожаными, сплетенными из бизоньей шерсти или человеческих волос. Помимо этого, воины везли оружие – луки, стрелы, ножи, копья, щиты, дубинки и ружья. Новички обычно не имели ружей и брали с собой луки. Если отец новичка не был очень богат и великодушен, юноша не имел собственного ружья, пока не мог заплатить за него или пока ему не удавалось добыть его у врага. По словам Ричарда Доджа, как правило, индеец обычно приобретал первое ружье годам к двадцати пяти. Военный отряд брал с собой необходимые лекарства для лечения раненых. Каждый участник имел хлыст. Воин ехал на обычном коне, ведя на поводу боевого скакуна, чтобы использовать его в битве или пересесть на него в момент опасности и, в зависимости от обстоятельств, либо нагнать врага, либо скрыться. Поскольку во время стрельбы из лука тетива иногда сильно била по левому запястью, отправляясь в битву, воин обычно защищал его щитом или перевязью из жесткой оленьей кожи. Тетивы порой рвались, и индейцы везли с собой дополнительные. Если у кого-то из воинов была подзорная труба или бинокль, их тоже брали.

Одежда воина различалась в зависимости от времени года. В теплое время она состояла из мокасин, леггин, набедренной повязки и рубахи, которая днем защищала от солнечных ожогов, а ночью от холода. Кроме того, могли захватить одеяла, но не всегда. Зимой обязательно брали бизоньи накидки, носимые шерстью внутрь. На Северных равнинах большой популярностью пользовались шерстяные одеяла, продаваемые компанией Гудзонова залива. Они в основном были белого цвета, с черными, желтыми или красными полосками по краям. Такие одеяла, помимо тепла, давали еще и хорошую маскировку на снегу. Один из черноногих вспоминал, что предпочитал, одеяла с желтыми или красными полосками, потому что они были менее заметны на расстоянии, чем черные. Из таких одеял индейцы также делали «капот» – своеобразный плащ с рукавами и капюшоном. Капот был любимой зимней одеждой черноногих, гровантров, равнинных кри и оджибвеев, ассинибойнов, сарси, хидатсов, манданов и некоторых других племен. При очень холодной погоде поверх капота набрасывалась бизонья накидка. Мокасины иногда шили из кожи мехом внутрь, порой дополнительно набивая их сухой травой, чтобы ногам было теплее. В холодную погоду воины надевали рукавицы, к которым пришивалась веревка, пропускаемая через рукава, чтобы рукавицы не терялись. На Северных равнинах иногда использовали снегоступы. Черноногие пользовались ими редко, кроме самых северных общин. Снегоступами также пользовались шайены, ассинибойны и кри. Старики рассказывали, что во время зимних военных походов люди часто проваливались в снег по пояс. Команчи на зиму делали своеобразные «арктические сапоги» из шкуры бизона мехом внутрь, которые достигали колена. Они были достаточно свободными, позволяя в лютую стужу дополнительно оборачивать вокруг ступней материю и заправлять в них леггины. Подошву и верхнюю часть сапог мазали жиром, чтобы отталкивать воду. Бедняки не имели таких сапог и очень мерзли. Они носили обычные мокасины и обматывали ноги тканью.

Индейцы могли брать в поход регалии своего военного общества. Например, каждый из Носителей Вороны, военного общества сиу, отправляясь в набег или рейд, раскрашивал тело в черный цвет и нес «ожерелье» из шкурки вороны в раскрашенном кожаном контейнере, похожем на тот, в котором перевозили головные уборы из орлиных перьев. Перед битвой, прежде чем надеть «ожерелье» на шею, воин окуривал его шалфеем, пронося его над дымом. В том же контейнере везли орлиные перья, которые закрепляли на голове, а также специальные красные палочки, на которых зарубками отмечали каждое полученное ранение. Перед битвой член общества Носителей Вороны надевал лучшие регалии, чтобы в случае гибели быть подготовленным к путешествию в иной мир. Рукава военных рубах этого общества не сшивали, а стягивали в нескольких местах по всей длине шнурками. Перед боем воин распускал рукава и отбрасывал их назад, чтобы дать свободу рукам.

В пеший поход за лошадьми военный отряд выступал, как только было готово достаточное количество пар мокасин, так как в таких походах они быстро изнашивались. Ассинибойны брали в набег от трех до восьми пар, а пауни не менее трех. Черноногие говорили, что мокасины выдерживали всего двухдневный переход по пересеченной местности, после чего требовалась их починка. Дополнительными мокасинами воина снабжали жена и родственницы, которые также давали ему в поход шила, нитки из сухожилий и необходимые для починки куски кожи. Некоторые брали с собой более дюжины дополнительных мокасин. Их несли за поясом, привязывали к поясу или складывали в тюк с другими вещами. Иногда черноногие пришивали од ну-две пары дополнительных мокасин к рубахе в районе плеч. Если во время неожиданной вражеской атаки тюк с пожитками терялся, они могли в пути воспользоваться пришитыми к рубахе мокасинами.

Воин пешего отряда брал только самое необходимое. Дениг сообщал, что все воины Северных равнин, кроме черноногих, отправляясь в пешие походы, обычно оставляли лучшие одежды дома. Оружия в набег брали меньше. Воин мог попросить кого-нибудь из друзей или родичей дать ему ружье или боеприпасы, но никто не был обязан снабжать его ими. Черноногие не брали в набег за лошадьми ни копий, ни военных дубинок, ни щитов. Их обычное оружие составляли луки, ружья и ножи. Ассинибойны 1850-х годов, в зависимости от своих возможностей, брали в набег луки, ружья, копья и военные дубинки. Но и они говорили, что старались нести поменьше оружия, поскольку не предполагали вступать в бой, а лишний груз только мешал. По словам Гриннела, многие пауни оставляли ружья дома, предпочитая брать с собой лук со стрелами. Заметив отдалившегося от лагеря врага, воин мог не сдержаться и звуком выстрела из ружья подвергнуть опасности и себя, и членов своего отряда. А лук – бесшумное оружие.

Шайены, отправляясь в пеший поход за лошадьми, часто несли куски бизоньей шкуры, из которых при обнаружении вражеского лагеря делали своего рода седельные подушки со стременами. Их применяли для верховой езды вместо того, чтобы ехать без седла. Шкуры разрезали на куски, сшивали в длинные, узкие подушечки, оставляя карманы, которые набивали сухой травой. Сиу брали пустые седельные подушки, которые тоже потом набивали травой. Обязательным атрибутом набега были веревки и уздечки. Так называемая военная уздечка представляла собой длинную сыромятную или волосяную веревку длиной 5™9 м. На одном ее конце была сделана небольшая петля. Веревка завязывалась на челюсти лошади так, чтобы ее короткий конец с петлей свободно достигал холки лошади и служил одной частью поводьев. Другой конец (длинный) шел от челюсти лошади, продевался в петлю короткого конца. Так получались поводья. Поскольку конец без петли был очень длинным, его складывали и засовывали за пояс. Если воина сбивали с лошади, свободный конец веревки выскальзывал из-под ремня, и человек мог ухватить его, чтобы лошадь не убежала. Однако, по словам индейцев, всегда была вероятность, что она спутается, и воин при падении или необходимости быстро спешиться получит травму или убьется. В надежде захватить лошадей веревки могли прихватить и воины крупного отряда мстителей. Джеймс Томас в 1820-х годах встретил отряд пауни, отправившихся мстить испанцам Мексики. Воинов было столько, что равнина на полмили казалась красной. Все они были пешими, исключая трех воинов, и каждый боец нес в руке веревку-лассо.

По пути воины порой заходили в торговые посты, чтобы закупить там ружья, боеприпасы, одеяла, ножи и т. п. Одним из таких постов был Старый Форт Бента на реке Арканзас. Шайенам Бент обычно давал товары в кредит. Он не мог знать всех воинов в лицо, но знал вождей, а предводитель отряда поручался за своих воинов, давая Бенту имена их родственников. Если кто-либо погибал, родственники всегда оплачивали их долги.

Аееинибойны никогда не брали провизию, охотясь по дороге, но представители других племен обязательно брали пеммикан или иной, плохо портящийся продукт. У отправлявшихся в набег понков пеммикан был «неприкосновенным запасом». Готовили его так – кости варили, пока на поверхность не поднимался костный мозг. Его снимали, смешивали с толченым сушеным мясом, сушеными ягодами и хранили в кишке. Пеммикан команчей состоял из следующих сушеных продуктов: мяса, костного мозга, вишни, слив, орехов пекан и пиньон, а также грецких орехов. При правильном хранении этот продукт мог оставаться пригодным в пищу годами. Сиу и воины многих других племен набивали пеммикан в дополнительные мокасины. Пауни брали с собой толченый маис и перемешанное с жиром толченое мясо. Эти продукты упаковывали в запасные мокасины, которых воин порой нес с собой до десяти пар, и каждый из них был набит до отказа. Их клали в так называемый плоский тюк — воин нес его на спине. Иногда груз был так тяжел, что отряд сначала проходил небольшие расстояния и останавливался на отдых. Любимой едой черноногих было сушеное мясо и пеммикан. Обычно они несли их не в тюке, как представители других племен, а отдельно. Многие предпочитали прямоугольные контейнеры из сыромятной кожи на ремне через плечо или наверху тюка за спиной. Этими же контейнерами пользовались и на обратном пути, чтобы быстро перекусить, не слезая с лошади.

Такой тюк, в котором был упакован необходимый скарб, в пешем походе нес каждый воин. В них несли дополнительные мокасины, шило, сухожилия, од ну-две веревки из сыромятной кожи с петлей на конце для захвата и перегона вражеских лошадей, хлысты, священные связки, маленькую трубку и табак. Разведчики клали в них волчьи шкуры либо надевали их поверх одежды. Все содержимое упаковывалось в часть старой палаточной покрышки, огромный кусок сыромятной кожи или торговое одеяло. Тюк закрепляли на спине при помощи перевязи. Куски кожаной упаковки при необходимости могли использовать для починки мокасин. Джеймс Мид описал снаряжение пешего отряда пауни – большинство воинов вооружено луками и ножами, некоторые несли ружья и легкие топорики, за поясом каждого заткнуты четыре-шесть пар новых мокасин и одна или несколько веревок. На спинах они несли тюки весом двадцать фунтов и более, в которых было упаковано жирное и постное сушеное мясо, куски и полоски выделанной кожи, необходимой для починки мокасин и одежды, а также для нарезки уздечек. Всего вышеперечисленного, по словам Мида, им «было достаточно для путешествия в тысячу миль».
10-04-15
Оставить комментарий
Ваш комментарий:
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent