» » Магическая поддержка соплеменников

Магическая поддержка соплеменников

Помимо всевозможных амулетов, которые брали с собой в поход, очень важна была магическая поддержка, осуществляемая кем-нибудь из находившихся в лагере шаманов или людьми, предоставившими воинам защитные амулеты. Насколько серьезно относились к подобной помощи индейцы, видно из рассказа Орлиного Головного Убора из племени бладов. Однажды, прежде чем отправиться в поход, воины соорудили большую палатку потения и попросили шамана по имени Три Медведя присоединиться и помолиться об успехе их похода и возвращения. Когда отряд ушел, каждый вечер перед заходом солнца Три Медведя садился на коня и проезжал по лагерю, выкрикивая имена участников экспедиции и призывая молиться за них. «Это поддерживает воинов, — вспоминал Орлиный Головной Убор, — придает им смелости. Каждый вечер воины говорят друг другу: прямо сейчас наш жрец Солнца объезжает лагерь, молясь за нас и призывая людей присоединиться к нему в молитвах. Это хорошо, это мощная поддержка».

Подобная магическая поддержка могла исходить и от членов воинского общества, к которому принадлежали краснокожие бойцы, а также от людей, от которых они получили регалии. Например, когда новые члены общества Молодых Собак арикаров присоединялись к военным отрядам, их отцы — люди, продавшие им свои регалии общества, — всегда молились, чтобы они вернулись живыми. Воинов призывали по возвращении быть щедрыми и подарить захваченных лошадей первому встреченному человеку. Только так, учили их, они смогут добиться положения и «будут замечены людьми».

Белден весьма скептически отзывался о шаманах и их магической помощи, считая, что они преследовали лишь корыстные цели. Он писал, что у сиу существует класс шаманов, «называемых пророками или жрецами, которые, пересказывая сны, виденные или якобы виденные ими, своими волнующими россказнями и увещеваниями стремятся подстрекать племена к войне друг с другом. Если отряду удается добыть скальпы, воины раскрашивают лица в черный цвет и возвращаются домой в диком восторге. Когда они приближаются к селению, люди выбегают навстречу, чтобы услышать новости. Воинов препровождают в палатку совета, у входа в которую их встречает военный пророк (шаман). Он держится очень важно, как бы показывая всем: «Разве я не говорил вам? Это я принес вам удачу! Хвала мне!»

В случае удачного исхода экспедиции шаман получал часть добычи, но если воины, пользовавшиеся его услугами, раз за разом терпели неудачу, он терял авторитет и уважение соплеменников. Если неудачи случались редко, их списывали на нарушение кем-нибудь из воинов одного из табу, связанного с выданным ему амулетом. Будучи на тропе войны, человек также мог надеяться на духовную поддержку соплеменников и родственников. Когда военный отряд омахов находился в походе, женщины (как правило, из бедных семей) шли к палатке одного из отсутствующих воинов (обычно предводителя или важного участника) и, стоя перед ней, пели песни из разряда ветонваан. Считалось, что при помощи них магическим образом воинам передается дополнительная сила и храбрость, и им проще одержать победу над врагом. В знак благодарности жена отсутствующего воина раздавала певицам подарки. Такой же обычай существовал у понков и осейджей. У манданов сестры постились, когда их братья находились в военной экспедиции, в молитвах прося духов помочь им «ударить врага» или захватить лошадей. Каждое утро на рассвете сестра уходила из деревни, отправляясь на низкий холм. Там она взывала об успехе брата, обращаясь ко всем священным существам. Если отряд не появлялся долгое время, она шла к помостам, на которых лежали останки давно умерших родственников, или к выложенным в круг черепам соплеменников и плакала там, возвращаясь домой только вечером. Когда появлялся отряд, сестра немедленно бежала навстречу брату. Если он приводил захваченных лошадей, то дарил ей лучшего скакуна, что воспринималось как дар всем женщинам его материнского дома. Эти же женщины, в случае печального исхода, были главными скорбящими по нему людьми, а от замужних сестер ожидалось, что они остригут волосы, обрежут свои платья и причинят себе самые жестокие увечья, нанося порезы и отрубая фаланги пальцев.
10-04-15
Оставить комментарий
Ваш комментарий:
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent