Воины-одиночки

Отправиться в поход в одиночку и убить врага у всех племен считалось одной из самых значимых воинских заслуг. У хидатсов такой поступок являлся величайшим подвигом. Юноши пауни иногда практиковались в воинском искусстве, уходя в походы в одиночку. Брать с собой они никого не могли, поскольку не имели достаточного опыта, чтобы нести ответственность за чью-либо жизнь. Иногда смельчаки не возвращались, погибая от рук врага.

Фрэнсис Паркмэн упомянул историю о воине сиу, в одиночку проникшем в селение пауни и убившем нескольких человек. Подкравшись ночью к одному из земляных домов, он влез на него и заглянул в круглую дыру, служащую дымоходом. В тусклом свете тлеющих углей он разглядел силуэты спящих людей и спрыгнул вниз. Оказавшись внутри, он ножом хладнокровно разворошил угли, чтобы сделать огонь поярче. Одного за другим сиу убивал спящих врагов, пока неожиданно не закричал проснувшийся ребенок. Воин выскочил из земляного дома, издал военный клич, громко выкрикнул свое имя и через секунду скрылся в кромешной темноте, оставив позади селение пауни, откуда слышались вой и лай собак, испуганные вопли женщин и крики разъяренных мужчин.

Причины для одинокого похода были разными. Воин омахов уходил в военный поход в одиночку, только находясь в состоянии стресса или печали — например, из-за смерти ребенка или близкого родственника. В этом случае он мог отправиться в путь, желая убить кого-либо, чей дух сопровождал бы душу умершего. Если подобное происходило из-за смерти ребенка, воин-отец нес на поясе пару маленьких мокасин. Обнаружив врага и убив его, он клал мокасины рядом с телом противника и, обращаясь к его духу, просил охранять душу ребенка и проводить его в страну духов.

Известен случай, когда вождь осейджей отправился в поход, чтобы поднять боевой дух своих воинов. Однажды, когда основная часть племени находилась на бизоньей охоте, пауни атаковали и уничтожили селение осейджей. Горстка людей, оставшихся в нем, — женщины, дети, старики и больные мужчины — были убиты, а жилища сожжены дотла. Чтобы еще больше унизить осейджей, пауни вытоптали лошадьми поля поднимающегося маиса. Когда осейджи вернулись, представшее перед ними зрелище повергло их в шок. Убитые горем воины сидели небольшими группками на земле, закрыв головы одеялами. Даже храбрейшие из них были не в силах взять в руки оружие и отомстить. Лишь один из вождей молча встал и ушел прочь от разрушенного селения. Он вернулся, держа в руке отрезанную голову пауни, насадил ее на шест и прошел по развалинам, распевая: «Это пауни! Вы боитесь его? Посмотрите на него! Неужели вы его боитесь?» Храбрость и сила духа вождя, в одиночку отправившегося в селение пауни и убившего врага, были столь велики, что воины пришли в себя, а его песнь с тех пор часто использовалась осейджами в качестве военной песни, способной поднять боевой дух воинов.

Особо почетным считаюсь отомстить за погибшего, выследив и прикончив именно того врага, который убил соплеменника. Айова по имени Убивший Троих Сиу получил его после того, как прошел сто миль, выслеживая убийц друга.

Очень интересна история вождя манданов Матотопы. Она записана Джорджем Кэтлином и подтверждена известным торговцем Киппом и другими белыми людьми, жившими в поселении манданов в то время, когда все произошло. После схватки с арикарами его брат пропал на несколько дней, а затем был обнаружен Матотопой с торчащим в теле копьем. Он принес обагренное кровью брата копье в селение, жалобно причитая и клянясь найти и убить врага его же собственным копьем. Многие узнали копье — оно принадлежало выдающемуся воину арикаров по имени Вонгатапа. Четыре года вождь хранил его у себя в жилище, ожидая, когда же представится возможность исполнить обет. Однажды он не выдержал и в ярости пронес копье по селению со словами, что кровь брата все еще не высохла на нем. Пусть все манданы молчат и никто не произносит имени Матотопы. Пусть никто не спрашивает ни о нем, ни о том, куда он ушел, пока не услышат его военный клич у своего селения, когда он войдет в него и покажет кровь Вонгатапы. Острие этого копья выпьет кровь из сердца Вонгатапы, или тень Матотопы присоединится к своему брату».

Он ушел, и все смотрели ему в след. Никто из соплеменников не посмел произнести ни слова, пока Матотопа не скрылся за отдаленным холмом с копьем в руках. В одиночестве он прошел двести миль, укрываясь днем и передвигаясь по ночам, пока не оказался у селения арикаров. Между племенами иногда устанавливался мир, и Матотопа знал расположение, обычаи и привычки врагов, а также место, где находился земляной дом Вонгатапы. Он проследил за убийцей брата, видел даже, как тот выкурил трубку и отправился с женой спать. Когда селение утихло, Матотопа неслышно, но и не скрывая себя, вошел в жилище врага и сел у костра, над которым висел котелок с едой. Рядом лежала трубка, которую еще недавно курил Вонгатапа и табак. Света от костра было недостаточно, чтобы разглядеть лицо сидящего, и Матотопа хладнокровно начал есть — за неделю путешествия почти ничего не ел и был очень голоден. Затем он закурил и помолился Великому Духу. Пока Матотопа ел и курил, жена Вонгатапы несколько раз спрашивала мужа, что за человек ест в их жилище. «Какая разница. Пусть поест, если голоден». Мандан знал, что другого ответа и не могло быть, потому что по обычаю любой голодный человек мог зайти в любое жилище и поесть. Покурив, Матотопа встал с копьем в руках и вогнал его в тело врага, после чего срезал скальп и выскочил из жилища со скальпом в одной руке и копьем в другой. Шум поднялся в селении арикаров, но смелый мандан уже бежал в ночную прерию.

Подвиг Матотопы был столь велик, что старые манданы помнили о нем даже спустя столетие (в 1930 году), когда Боуэрс собирал среди них материалы для своей этнографической монографии. Манданы рассказали ему еще одну любопытную историю. Героем ее был известный военный лидер, у которого некто увел жену. В таких случаях индеец не должен был проявлять гнева, иначе становился посмешищем. Если он забирал жену у соперника, то терял лицо, и во время плясок, когда воины перечисляли свои боевые деяния, он подвергался насмешкам с их стороны. Настоящий мужчина должен был позвать неверную жену в свое жилище, раскрасить ее лицо, одеть в красивые одежды и отправить к новому мужу на лучшем скакуне. Именно такой поступок считался действием, достойным уважения и восхищения. Но вместо этого мандан ушел из селения ночью, когда его никто не мог увидеть. Он добрел до лагеря ассинибойнов и стал наблюдать за ними с вершины холма. Стоял лютый мороз, и палатки были разбросаны поодаль друг от друга. В такую погоду ассинибойны не ожидали нападений врагов. Мандан обратил внимание на удаленную палатку, в которой жила молодая семья без детей. Ночью он пробрался в лагерь, выбрал себе лошадь, после чего зашел в палатку, где убил и скальпировал молодого мужчину. Он не стал убивать женщину, памятуя о брошенных женой детях, о чем намеревался упомянуть ей после возвращения. Спустя два дня он добрался до своего селения и отдохнул в течение дня, пока шла подготовка к Пляске Скальпов. На второй день он послал за бывшей женой, которая, по обычаю, обязана была прийти. Мандан одел ее в лучшие одежды и усадил на лошадь. Женщина плакала от стыда, но во время Пляски Скальпов он отослал ее к новому мужу. У родителей бывшей жены было еще две дочери, и они сразу предложили их ему в жены. Соперник был пристыжен.

Еще более удивительна история ассинибойна по имени Странник. Один из его братьев не вернулся из набега, и Странник отправился по его следам. В землях бладов он обнаружил изуродованный труп брата, а вскоре нашел лагерь убивших его врагов. Там праздновали победу. Подкравшись к охранявшему покой лагеря воину, Странник убил его ударом топора, переоделся в его одежду, раскрасил себя и изменил прическу так, чтобы не отличаться от бладов. Он нагло вошел в лагерный круг, в центре которого у костра сидел вождь, державший поводья великолепного скакуна. Вождь призывал собравшихся воинов поведать о своих последних победах. Один из них триумфально размахивал скальпом и ружьем брата. Храбрый ассинибойн, скрытый под личиной блада, в окружении сотни врагов смело вышел вперед и жестом показал вождю, что для демонстрации ему нужен конь, которого тот держал. Вскочив на него, он с гиканьем промчался внутри круга собравшихся воинов, высматривая блада, скальпировавшего его брата, а увидев его, развернул скакуна и галопом поскакал к нему. Застрелив врага, Странник промчался мимо с криком: «Я отомстил за смерть брата!» Блады ринулись в погоню, но смельчак уже скрылся в ночи.
10-04-15
Оставить комментарий
Ваш комментарий:
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent