» » Предводитель военного отряда: власть, ответственность и обязанности

Предводитель военного отряда: власть, ответственность и обязанности

Достижение ранга предводителя военного отряда являлось важным переходным моментом в жизни мужчины и расширяло его влияние на соплеменников. С его мнением начинали считаться, он получал предложения занять высшие посты в воинских обществах, его статус в племени повышался.
Не любой человек мог стать предводителем военного отряда. Только тот, чьи прежние деяния свидетельствовали о его способности повести отряд, найти вражеский лагерь, увести лошадей или убить врагов и вернуться назад с добычей и без потерь, мог надеяться привлечь к своему походу воинов. Чем больше успешных набегов и рейдов он совершал в прошлом, тем скорее находил последователей.

К предводителю, чьи воины постоянно гибли, желающих присоединиться не было. Понки вспоминали человека по имени Нашкитага. Он несколько раз предводительствовал отрядами, в которых погибали все воины, кроме него. После очередного неудачного похода военная карьера На-шкитаги была разрушена навсегда. Кроу считали лучшими тех, «Кто никогда не сигнализировал о потерях». «Те, которые постоянно приводили захваченных лошадей» и « Те, которые постоянно убивали (врагов)» были лишь следующими по рангу. Успех или неудача военного похода всегда отражались на статусе предводителя. Тиксир писал по поводу осейджей, и его слова верны относительно всех племен: «Предводитель, который приводит обратно всех своих воинов, заслуживает большего почета, нежели тот, чей отряд убил нескольких врагов, но потерял одного из своих». Именно на предводителя возлагалась вся ответственность за судьбу каждого из членов отряда. У осейджей ответственность предводителя была столь высока, что, если в походе один из его воинов лишался снаряжения или лошади, люди ожидали, что он компенсирует ему все потери. Правда, у омахов, если предводитель получал согласие на рейд или набег от одного из четырех жрецов — хранителей Священной Связки Войны, он не нес ответственности за смерть кого-либо из своих воинов или возможное поражение. Считалось, что Высшие Силы, заключенные в связках, через жрецов благословляли предприятие, а потому каждый воин отряда через предводителя отдавал себя во власть бога Грома.

В мелких набегах и рейдах предводителем считался его организатор. Если в его отряде присутствовал кто-то из вождей или других известных предводителей, он подчинялся воле организатора, так же как и остальные воины. Но когда начинался бой, воины могли действовать и сражаться по своему разумению. На предводителя отряда накладывались обязательства приходить на помощь тем, кто оказался в трудном положении, последним покидать поле боя и прикрывать отступление отряда. Организовав поход, он становился защитником своих людей, поскольку в его интересах было сохранить весь отряд целым и невредимым. Предводитель всегда был готов ради безопасности воинов принести свою жизнь в жертву. Военный лидер, думавший в первую очередь о своем удобстве и безопасности, заслуживал презрение на всю оставшуюся жизнь. На предводителя смотрели как на человека, который должен умирать первым. Он говорил врагам: «Сначала убейте меня, а уже затем убьете моих людей».

Если удачливый предводитель отличался несносным характером, у него также могли возникнуть проблемы с подбором воинов. Так, Большая Змея из племени бладов, умерший в 1915 году, в годы межплеменных войн был хорошо известен всем черноногим своим бесстрашием. Возглавляемые им отряды всегда возвращались с добычей и были успешными, он легко находил людей, желавших присоединиться к нему. Однако опытные воины редко отправлялись с ним в поход, считая его нрав слишком диким и необузданным.

Различия между предводителями набега за лошадьми и рейда за скальпами заключались в том, что тот, кто вел отряд мстителей, должен был обладать большей известностью и статусом, поскольку в такие экспедиции отправлялось большее количество воинов и предстояла кровавая схватка с врагами. Если набег за лошадьми мог повести практически любой человек, лишь бы нашлось несколько желающих присоединиться к нему, то в рейд за скальпами набирались отряды из ста и более бойцов, многие из которых никогда не пожелали бы подчиняться приказам малоопытного воина. Соответственно, предводительство мстителей чествовалось гораздо выше. У кайовов в крупных сражениях руководить боем мог вождь общины или кто-нибудь из наиболее опытных воинов. У банноков вождь общины обладал особым правом вести в бой людей. При этом он надевал головной убор из орлиных перьев, а в руке держал копье. У большинства других племен набеги и рейды могли возглавлять и организовывать любые опытные воины, и согласия вождя общины на это не требовалось.

Если у кочевников отряд мог повести любой человек, обладавший необходимым опытом, то у некоторых полуоседлых племен, помимо опыта, человеку была необходима серьезная поддержка магических сил. Так, у понков отряд мог возглавить только опытный воин, владевший Священной Военной Связкой или взявший ее напрокат — она гарантировала успех предприятия. Но если предводитель решался повести отряд без достаточной магической помощи, доказательством чему было поражение отряда, он подвергался жестокой порке со стороны членов военного общества Бизоньих Солдат. Вожди не могли вмешиваться в воинскую активность своих бойцов, ими санкционировалась только оборонительная война. По словам Джона Брэдбери, посетившего осейджей в 1811 году, любой воин этого племени мог повести отряд, если находил последователей. Поход мог санкционироваться вождями племени либо быть самостоятельным. В последнем случае предводитель должен был идти босиком и даже без леггин. Он шел впереди отряда, разводил на ночь костер и стоял на часах, пока все воины спали. Он не мог сам лечь спать, если только кто-либо по своему усмотрению не сменял его. Предводитель не мог требовать этого, а лишь принимал услугу. Однако власть его была абсолютной, и все подчинялись его приказам беспрекословно. По другим сведениям, в военном походе осейджи называли предводителя Святым или Священным Воином, и его функции были только духовными. Он не управлял действиями воинов и не участвовал в бою. Предводительство осуществлялось двумя помощниками, назначавшими восемь человек своими представителями, которые, в свою очередь, искали добровольцев, несущих вахопе — священные военные связки, дающие воинам смелость ястреба и поддержку колдовских сил Грома и Бизоньих Людей. Поскольку носители вахопе были защищены магическими силами связок, именно они вели атаку на противника. По словам Фрэнсиса Лафлеша, во время экспедиции предводитель осейджей (Священный Воин) должен был оставаться в бодрствовании и просить Высшие Силы о помощи воинам. Священный Воин в течение дня двигался отдельно от остальных и ночью также оставался в стороне, далеко от места привала, прислушиваясь к голосам Высших Сил, идущих через посредство серых сов, рогатых сов, волков и шорохов змей. Никто не мог сопровождать его, потому что ему следовало быть одному, говоря с Вакондой (Великим Духом). До окончания экспедиции он всегда должен был спать на боку и ни в коем случае не на спине.

Функции предводителей во время похода и их власть над воинами в разных племенах были схожи, но неодинаковы. Например, у черноногих в набеге они состояли в основном в обеспечении обыкновенных мер предосторожности — запрете разведения костра для приготовления пищи или охоты с ружьем на вражеской территории, хотя, если предводитель был очень авторитетным и влиятельным человеком, воины подчинялись ему беспрекословно. Предводитель ассинибойнов сохранял власть до возвращения домой, но наказывать воинов за ослушание он права не имел. Участие в походе было делом добровольным, и каждый оставлял за собой право в случае недовольства покинуть его в любое время и при любых обстоятельствах. У манданов обязанности в отряде были четко разграничены и формализированы. Военные предводители всех племен назначали разведчиков и их лидера и отвечали перед соплеменниками и семьями ушедших с ними людей за их жизни. Они выбирали территорию, где искать врага, места для привалов и их время и решали, атаковать врага или нет.

У команчей предводитель был абсолютным диктатором. Во всем, что касалось деятельности воинов во время похода, они безоговорочно подчинялись ему.

Каждый знал, что храбрый предводитель никогда не попросит своих людей делать то, чего бы не смог сам. К тому же каждый понимал, что неподчинение может привести к гибели участников похода. В обязанности предводителя входило определение цели похода, составление плана действий, выбор места для отдыха, назначение разведчиков, повара и водоносов, общая стратегия нападения, раздел добычи, установление порядка отхода или заключение перемирия с врагами. Предводитель нес священную трубку. После ужина он раскуривал ее и пускал по кругу, беседуя с воинами и обсуждая с ними направление движения, удобные пути отхода и т.д. Потом они пели. Перед отходом ко сну предводитель пел молитвы духу-покровителю, прося поддержки и защиты. Иногда устраивали ночные пляски. Например, на пути к Эдоуби-Уоллс огромного отряда враждебных индейцев в 1874 году пляски устраивались каждую ночь.

У кайовов функции предводителя — тойопки — касались всех сторон жизни отряда. Его власть также была абсолютной. Он определял путь, места стоянок, назначал часовых и сам мог простоять, охраняя, всю ночь. Он выбирал разведчиков, а также тех, кто должен был заботиться о лошадях, разыскивать воду и т.п., решал, когда передвигаться ночью, а когда — при свете дня. Даже боевой порядок, в котором двигался отряд, диктовался предводителем. Тойопки исполнял религиозные церемонии, связанные с его магической силой, от которой зависел успех всего отряда. Если он обладал даром предвидения, то предсказывал события каждого последующего дня. Он планировал и управлял атакой на врага или проникновением во вражеский лагерь и часто сам участвовал в операциях. На обратном пути власть тойопки зависела от ряда обстоятельств. Обычно после победного или неудачного набега и распределения лошадей он терял власть над участниками отряда. Если люди подвергались неожиданному нападению или должны были отбиваться от преследователей, позицию лидера мог занять любой из воинов, хотя обычно ее удерживал сам тойопки. Но если из успешного набега возвращалась огромная экспедиция, помимо лошадей захватившая скальпы, тойопки продолжал контролировать людей по двум причинам:

  • были захвачены скальпы;
  • много уведенных лошадей требовали организованного перегона табунов.
Тойопки всегда сохранял полный контроль до окончания Пляски Скальпов. Если же рейд заканчивался плачевно и не было захвачено ни одного скальпа, воинам более не требовались приказы тойопки. Это не означает, что они возвращались толпой неуправляемых бродяг, которые выбирали для себя наиболее удобные пути. Определенная неформальная дисциплина присутствовала, хотя каждый из воинов обладал свободой действий — некоторые охотились по дороге, другие могли присоединиться к встреченному отряду соплеменников. Иногда предводитель неудачного отряда по дороге домой складывал с себя полномочия в пользу одного из своих помощников.

Если в набеге за лошадьми был один предводитель, то в рейде за скальпами в отрядах сиу, шайенов, пауни и некоторых других племен их могло быть два. Если отряд состоял из членов нескольких племен, их также могло быть несколько. Соперничество между ними иногда приводило к ссорам и разделению отряда либо прекращению похода. В крупных отрядах предводитель мог отобрать нескольких известных бойцов и назначить их своими помощниками.

Если воин в походе не подчинялся приказам, он мог стать нежелательным элементом в последующих походах этого и других, наслышанных о его поступке предводителей. С другой стороны, если у человека возникало недовольство, он мог покинуть отряд без каких-либо последствий для себя. У кайовов приказы предводителя нарушались редко. Воин, который не желал подчиняться, покидал отряд, но общественное мнение было направлено против него, и его могли обвинить в лени и трусости. Известны случаи, когда воины оставляли предводителей и по ряду других причин. Оглала-сиу Его Битвы вспоминал, как впервые отправился в поход, которым руководили Длинный Медведь и Бизонья Голова. Земля была мокрая, грязь прилипала к копытам лошадей, и вскоре кони обоих предводителей выбились из сил. Этого оказалось достаточно, чтобы воины оставили их и продолжили путь самостоятельно. Поход прошел удачно, и сиу вернулись домой с двумя скальпами кроу и десятком лошадей.

Обязанности предводителя очень точно отражены в словах одного сиу: «Быть предводителем отряда — тяжелая работа... Он всегда должен быть в гуще схватки. Он должен стрелять, уводить лошадей и атаковать врага. Если его убьют, друзья назовут его храбрецом. Если его воины вернутся домой без него, люди захотят отомстить за него».
15-05-15
Оставить комментарий
Ваш комментарий:
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent