Доспехи

Индейцы применяли кожаные доспехи с давних времен, и они не были скопированы с европейских, а имели древнее происхождение. Еще и в 1540 году члены испанской экспедиции Де Сото предпочли заменить свои магические доспехи на индейские кожаные. Позднее индейцы Юго-Запада копировали испанские доспехи, но доспехи Северных равнин скорее всего имели местное происхождение. В XVIII веке упоминалось использование доспехов из нескольких слоев кожи конными и пешими падуками (равнинными апачами), команчами, кэддо, вичитами, плоскоголовыми, шошонами, черноногими, гровантрами, кри, янктон-сиу и пауни. Кроме того, команчи, шошоны, вичиты и падуки защищали подобными доспехами своих лошадей. Согласно преданиям понков, падуки, позднее выбитые с Великих Равнин команчами, в XVIII веке защищали бока и грудь лошадей от стрел толстой сыромятной кожей, вырезанной кругами и закрепленной внахлест, подобно рыбьей чешуе. Поверхность кожи была покрыта приклеенным песком Стрелы понков отскакивали от этих доспехов, не причиняя вреда. Некоторые падуки были облачены в доспехи, сделанные по такому же принципу.
ДоспехиДо 1750 года команчи часто использовали в боях кожаные доспехи, прикрывавшие тело воина и его скакуна, но с появлением большого количества ружей они отказались от них и начали использовать тактику легкой кавалерии. Доспехи янктон-сиу 1775 года представляли собой кожаные рубахи с рукавами, доходившими до локтей. Шошонские доспехи 1772 года шились из шести слоев лосиной кожи без рукавов. Их показали Мэтью Кокингу его спутники. «Рубаха принадлежала Змеям (шошонам) и служила для защиты от стрел», — писал он. Позже, уже находясь среди черноногих, Кокинг отметил, что «некоторые мужчины носят рубахи без рукавов из лосиной кожи, сшитой в шесть слоев». По словам Хвоста Ласки, индейца из племени блад, до получения ружей племена черноногих не пользовались щитами во время боевых действий. Вместо этого они надевали на себя длинные рубахи из трех слоев сыромятной кожи. Эти рубахи заканчивались ниже колен воина и, по словам индейцев, хорошо защищали от стрел, нелегко пробивались мушкетными пулями. Шошоны Винд-Ривер даже называли черноногих Народом Твердой Одежды. Доспехи пауни были двухслойными, а пространство между ними покрывалось приклеенным песком. Последнее упоминание о кожаных доспехах сделали Льюис и Кларк, видевшие их на лошадях и воинах шошонов в 1805 году.

Судя по имеющейся информации, воины Равнин отказались от широкого использования доспехов уже к 1790-м годам, хотя на рубеже XVIII—XIX веков они еще изредка применялись в боях. Несмотря на повсеместные утверждения американских исследователей о том, что исчезновение доспехов было вызвано лишь распространением огнестрельного оружия, по мнению автора, не менее важное влияние, а возможно, и основное, оказали еще два фактора — распространение лошадей и металлических наконечников. На это указывают следующие факты.

  1. Широкая, повсеместная продажа индейцам Великих Равнин и Скалистых гор ружей началась только в 1810—1820-х годах, но к тому времени доспехи уже практически не использовались.
  2. Распространение огнестрельного оружия на Великих Равнинах еще не означало, что оно появилось у каждого воина. Только представители богатых семей могли позволить себе приобрести дорогостоящее оружие. Даже к концу XIX века многие бойцы не имели ружей и продолжали пользоваться луками и стрелами, а имея ружье, индеец не всегда мог раздобыть к нему боеприпасы. Не менее интересен и тот факт, что и белые, и краснокожие современники постоянно указывали, что лук был не менее эффективен в бою, чем старые, заряжающиеся с дула мушкеты. Лишь с 1860-х годов, с появлением заряжающихся с казенной части многозарядных ружей, ситуация кардинально изменилась. Соперничать с ними лук уже не мог, но и доспехи к тому времени давно не использовались.
  3. В XVIII веке большинство индейцев Равнин пользовалось кремневыми и костяными наконечниками стрел, которые не могли пробить ни кожаных доспехов, ни щитов. Широкое распространение металлических наконечников и их повсеместное использование в боях пришлись как раз на время прекращения использования аборигенных доспехов. Известно, что стрелы с металлическими наконечниками зачастую пробивали щиты, если стрела выпускалась из хорошего, сильного лука и попадала в него не на излете. В таких случаях стрела не проходила навылет, а выходила с внутренней стороны щита, застревая в нем. Поскольку воин в бою не прижимал щит к себе, а держал его на руке и до тела бойца оставалось некоторое расстояние, ранений он не получал или же рана была легкой. Если стрела с металлическим наконечником могла пробить многослойный щит, она, несомненно, могла пробить и кожаные доспехи, но, поскольку доспехи плотно прилегали к телу бойца, раны оказывались смертельными. Если, согласно утверждениям американских исследователей, индейские воины отказались от использования доспехов как неэффективных против ружей, они, вероятно, должны были отказаться и от щитов, которые не могли защитить от пуль. Но индейцы продолжали пользоваться ими до середины XIX века. Утверждения о важности магических сил, заключенных в щитах, едва ли правомочны, поскольку доспехи, несомненно, также служили не только для физической, но и для колдовской защиты. Использование кожаных щитов после отказа от доспехов также может косвенно подтверждать версию о металлических наконечниках.
  4. Во второй половине XVIII века только племена Южных равнин и Скалистых гор обладали большими табунами, а остальные племена начали получать их в достаточном количестве лишь к концу XVIII века, что также совпало со временем исчезновения доспехов. Тяжелые, многослойные рубахи или чешуйчатые доспехи сковывали движения всадника, использовавшего в бою тактику легкой кавалерии. Согласно описаниям современников, индеец па боевом коне постоянно перекидывал свое тело с одного бока скакуна на другой, укрывался за ним, легко избегая вражеских стрел и пуль. А поскольку кожаные доспехи уже не могли защитить его от стрел противника, надевать их в бой было бессмысленно.
В течение XIX века некоторые индейцы иногда пользовались старинными испанскими кольчугами и кирасами, попадавшими им в руки. Известно несколько случаев их использования черноногими, шайенами и членами некоторых других племен. Обычно, идя в бой, они надевали кирасы или кольчуги под рубахи, и у врагов, видевших, как от них отскакивают стрелы, складывалось впечатление о колдовской неуязвимости носивших их воинов. Знаменитый лидер черноногих Низкий Рог пользовался славой человека, магические силы которого были так сильны, что его невозможно убить. Причина неуязвимости стала ясна, когда он погиб в бою с огромным отрядом кри и ассинибойнов. Накинувшиеся на молодого воина враги пытались заколоть его ножами, но те удивительным образом отскакивали. Так продолжалось до тех пор, пока один из них не вонзил в ухо черноногого копье. Когда кри раздели труп, перед их глазами предстала старая испанская траса, надетая под рубаху. Еще один черноногий — тоже владелец кирасы – даже получил имя Железная Рубаха.

© Стукалин Ю.В.
06-04-15
Оставить комментарий
Ваш комментарий:
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent