» » Изготовление щитов в разных индейских племенах

Изготовление щитов в разных индейских племенах

Если воин хотел получить щит, обладающий магической защитной силой, и готов был принять на себя множество связанных с ним обременительных запретов, у него было три возможности. Он мог самостоятельно начать поститься и искать соответствующего видения, попросить одного из владельцев такого щита разделить с ним его силу либо отправиться к известному шаману, чтобы тот изготовил для него щит и наделил его соответствующей защитной силой. Во втором случае владелец щита передавал воину право скопировать свой щит, тем самым разделяя с ним его силу. При этом его щит не утрачивал своей магической силы, но, по словам индейцев, владелец щита должен был проявлять крайнюю осмотрительность в выборе кандидатуры. Некоторые щиты обладали такой мощной колдовской силой, что ее нельзя было передавать другим. Чтобы уничтожить ее, щит просто выбрасывали в реку.
Поскольку любой сильный шаман или известный воин, получивший видение о том, как изготовить щит с мощными защитными свойствами, и на практике — в боях — доказавший его магическую силу, мог сделать несколько таковых для друзей или родственников, неудивительно, что порой встречались копии одного и того же щита. Так, один из щитов кроу, полученных в 1830-х годах принцем Максимилианом, в настоящий момент находящийся в Линденском музее Штутгарта, практически идентичен щиту из коллекции Музея американского индейца Нью-Йорка. А двойник знаменитого щита вождя Речных кроу Гнилой Живот находится в Музее естественной истории Чикаго. У кайова-апачей существовали геральдические щиты, полученные в результате видений. Как правило, было определенное число одинаковых щитов — семь, и хотя их владельцы не обязательно должны были принадлежать к одной семье, обычно это было так. Небольшие группы воинов — владельцев одинаковых щитов были тесно связаны друг с другом через общий для них ритуал. Муни отмечал, что у кайовов и кайова-апачей в прошлом существовало около пятидесяти геральдических щитов и обладатели одинаковых щитов имели одинаковые военные кличи, раскраску тела, церемонии и табу.

Обычно щит состоял из обработанного специальным образом кожаного диска толщиной 1,2 см и более, закрепленного на деревянном обруче, поверх которого натягивалась расписанная защитными символами кожаная покрышка. Она, в свою очередь, закрывалась обычным чехлом из сыромятной кожи, снимаемым перед битвой. Шайены часто делали покрышки для щитов из кожи бурого медведя. Роберт Лоуи сообщал, что кроу покрывали магическими изображениями сам диск щита и его покрышку. Колин Тэйлор в Хуперовской коллекции в Англии обследовал необычный щит кроу, у которого различными символами и орнаментами были покрыты все три кожаных слоя. Первый слой после тепловой обработки обычно становился выпуклым во внешнюю сторону, хотя часто встречались и абсолютно плоские диски. Щиты всех племен имели круглую форму, что, по мнению многих исследователей, давало воину лучшую защиту, поскольку круглый объект легче привлекает внимание и, соответственно, во время стрельбы противник инстинктивно выпускает стрелы именно в него.

У индейского щита не было принятых в других культурах ручек, за которые бойцы держали его или в которые продевали руку. К индейскому щиту прикреплялась длинная широкая перевязь, надеваемая на правое плечо. Это позволяло атакующему воину держать щит накинутым на левую руку, прикрывая жизненно важные органы таким образом, чтобы обе руки оставались свободными для применения оружия. Бедные воины черноногих, не способные заплатить за изготовление щита, иногда отправлялись в бой, оборачивая в несколько слоев левую руку бизоньей накидкой.

Шайены, понки, черноногие, команчи и племена Южных равнин делали щиты из ссохшейся толстой кожи с шеи старого быка бизона. Ассинибойны использовали несколько слоев кожи бизона или муса (канадского лося). Относительно шошонов американский исследователь Роберт Лоуи в одной из своих работ писал, что они делали щиты из кожи с груди бизона, в другой — что с шеи быка бизона. На Южных равнинах в более поздние времена иногда использовали шкуру с шеи вола. Шайены военного общества Красных Щитов, вразрез с существовавшей практикой, делали щиты из кожи с бедра бизона, оставляя хвост животного, который на готовом щите свисал с его нижнего края. Такие щиты носили все воины общества. Они раскрашивали их в красный цвет, что и послужило названием для общества. Считалось, что, если воин сделает им круговые движения перед врагом, вражеские стрелы не попадут ни в воина, ни в щит.

Бурк сообщал, что для изготовления щита шошоны вырезали круг из кожи по размеру немного больше необходимого, чтобы позволить ему сжаться и усохнуть. Колышками его плотно прибивали к земле и вымазывали тонким слоем глины. Затем на него набрасывали кучу тлеющих углей, в результате чего кожа уплотнялась и становилась способной выдержать удар копья или отбить пулю на излете. Льюис оставил описание процесса изготовления щита шошонами в начале XIX века. Сначала индейцы добыли цельную шкуру быка-двухлетки, после чего для всех воинов, стариков и шаманов был дан пир. В земле вырыли яму диаметром в щит и глубиной 45 см, куда набросали раскаленных камней, которые обрызгали водой, чтобы поднялся пар. Над ямой положили свежую, не высохшую шкуру шерстью вверх, а воины, ухватив ее за края, растянули во все стороны. Когда шкура нагрелась, ее пальцами очистил и от шерсти, и она сморщилась и сжалась до нужного размера. После этого ее положили на сыромятную кожу и стали топтать голыми ногами, что продолжалось в течение нескольких дней. Методы изготовления щитов в разных племенах могли несколько отличаться, но основной принцип был единым.

Магический щит украшался символами, пришедшими изготовителю в видении, и именно они давали щиту его защитную силу. К внешней и внутренней стороне щита могли прикрепляться когти гризли, шкурки или чучела птиц, рептилий и т.п. Края щита часто украшали орлиными перьями, символизирующими непрерывную молитву этой священной птице о защите. У скиди-пауни немногие воины удостаивались чести украшать свои щиты по кругу орлиными перьями. Шошоны прикрепляли к щитам перья орла, сокола и других птиц. Кроу — шкурки птиц, перья, бизоньи хвосты. Американские первопроходцы и солдаты, хорошо знавшие команчей, утверждали, что их щиты обычно были украшены тремя символами.

  1. Медвежий зуб, прикрепленный к щиту или нарисованный на нем, означал, что воин имеет силу и мощь медведя.
  2. Скальп, прикрепленный или нарисованный на щите, говорил о том, что он могучий и удачливый боец.
  3. Хвост лошади или мула показывал, что воин участвовал в набегах и захватывал лошадей.
Многие щиты команчей украшались орлиными перьями — некоторые говорили, что их всегда было четное количество (от шести и более).

© Стукалин Ю.В.
06-04-15
Оставить комментарий
Ваш комментарий:
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent