» » Связь индейских имен с войной

Связь индейских имен с войной

В течение жизни индеец мог несколько раз менять свое имя. Многие имена были напрямую связаны с войной. Некоторые детские имена напоминали о каком-нибудь случае, могли быть наследственными, или в них отдавали дань памяти воинскому деянию одного из предков или родственников. После разгрома понками охотников пауни в 1855 году старуха принесла на поле боя новорожденного и приложила его ноги к трупам двух пауни, отчего ему было дано почетное имя Шагающий по Двум. Юношам порой давали имена, которые носили знаменитые воины-родственники. Получить такое имя считалось очень почетным. Если воин проявлял себя в бою, он имел право взять себе новое имя. Оно могло быть напрямую связано с совершенным им деянием, либо это могло быть имя, существовавшее некогда среди соплеменников, которое носил уважаемый всеми воин. Известны случаи, когда воины брали имя убитого ими храброго врага. Имя для индейца являлось, прежде всего, элементом магической защиты от всякого рода зла. Новое имя было не более чем именем, по если носящий его человек многого добивался в жизни и доживал до седых волос, это свидетельствовало о его колдовских силах, которые можно передать другому человеку вместе с именем.
Связь индейских имен с войнойЦеремония наречения ребенка именем у сиу проводилась следующим образом. На четвертый день после рождения ребенка глашатай обходил лагерь и приглашал всех на пиршество к типи родителей. Если родители надолго откладывали пиршество, это считалось проявлением неуважения к ребенку. Отец и теща раздавали подарки друзьям, влиятельным людям и беднякам. Затем начиналось пиршество в честь матери ребенка, после которого отец просил глашатая назвать всем собравшимся имя ребенка. Младенцев обычно называли в честь самых старых живых дедов, но могли и в честь умершего деда, который в свое время пользовался большим уважением. В семьях, где было несколько детей и они уже получили имена дедов, отец часто называл мальчика в честь одного из своих воинских деяний. Сын миниконжу-сиу Голубой Вихрь, Радующийся Своим Лошадям, был назван так в честь удачных военных походов своего деда. В некоторых племенах, например у осейджей, с подвигами на тропе войны было связано очень много имен. Среди типичных можно назвать: Отрезающий Голову, Убивший Двух Кинзой, Первым Ударивший Врага, Убивший Врага, Прижавший Врага к Земле, Убивший Черного Человека и т.п.

У ассинибойнов церемония наречения проводилась через три-четыре недели после рождения ребенка. Жесткого срока не было, и иногда наречение именем откладывалось на пять-шесть месяцев. Происходило это по вполне бытовым причинам — человеку, дающему ребенку имя, следовало заплатить за услуги, но не все были в состоянии сделать это из-за бедности. Обычно малыша нарекал один из шаманов, за что в дар получал лошадь.

Малыш кроу тоже получал имя приблизительно на четвертый день после рождения. Имя мог дать отец, но чаще приглашали известного воина, а потому оно обычно отражало некое деяние крестного отца. Девочки также могли получить имя, связанное с боевыми заслугами имядателя: Срезающая Привязанного Мула, Захватившая Магическую Трубку и т.п. Женщина кроу Красивый Щит вспоминала: «Мой дед дал мне имя на четвертый день после моего рождения, как и полагалось по нашему обычаю. Его щит был очень красивым и обладал мощной магической силой». Процедура наречения была следующей. Как-то раз человек попросил Бычьего Вождя назвать его новорожденную дочь в честь самой тяжелой битвы этого воина. Бычий Вождь зажег немного корня дикой моркови для окуривания, поднял девочку вверх, символизируя тем самым, что она должна вырасти, и назвал ее Захватившей Магическую Трубку. Ребенка обычно поднимали вверх четырежды, с каждым разом немного выше. Окуривающий ладан держали перед лицом младенца, раскрашенным в красный цвет. Своего внука Бычий Вождь назвал Его Ку Опасны, в память о «ку», который он сделан при таких опасных обстоятельствах, что после него ни один кроу не мог похвастаться подобным подвигом. Крестный обычно получал в уплату лошадь сразу же, либо отец мог сказать: «Если этот ребенок начнет ходить, он подарит тебе скакуна». В дальнейшей жизни имя воина могло меняться. Например, один из кроу после первого «ку» был назван именем известного воина из клана отца. Кроме того, имя можно было выменять, заплатив за него выкуп. Считалось, что имя достойного человека принесет удачу.

Ребенку кайовов вскоре после рождения имя давал дед, бабка или кто-нибудь из родственников (но не родители). Даже девочка могла носить воинское имя, данное ей дедом, чтобы сохранить память о его подвиге. Имена юношей могли меняться в течение жизни. Такой же обычай существовал и среди других племен. Когда черноногий проявлял себя в бою, он часто называл дочерей в честь совершенных им подвигов. Проиллюстрировать это можно следующими женскими именами: Захватил Много Добычи Вместе со Скальпами, Убил Многих, Схватил Врага, Захватил Двух Лошадей. Одна женщина была названа Убил Рядом с Озером, потому что ее отец поразил врага в битве недалеко от озера. Имена многих женщин черноногих начинались со слов «ударил» или «убил». Правда, считалось, что, если заявления отца о совершенном им деянии были ложными, ребенок обязательно умрет.

Если ребенок был болезненным, команчи считали, что ему следует дать новое имя, поскольку, по их разумению, имя тесно связано с жизнью и здоровьем человека. Чтобы ребенок поправился, ему следовало дать имя, в котором бы отражался великий подвиг храброго воина. Например, имя, которое дали одному из больных детей команчей, было Бежит Прямо на Врага. Другой команч рассказал, как родители отнесли его к палатке известного воина и попросили дать ему новое имя. Тот запретил им входить в палатку, а через некоторое время вышел в военных одеждах и с копьем в руке. Стоя лицом к восходящему солнцу, воин подробно рассказал, как однажды в одиночку атаковал стоящих на холме врагов и убил одного из них копьем. После чего добавил: «Теперь его имя будет — Группа Людей, Стоящих на Холме». Если малыш кроу оказывался болезненным, человек, давший ему имя, давал ему новое. Если же и это не помогало, назвать ребенка по-новому приглашали другого человека. Даже когда юноша терпел неудачи на военной тропе, решить проблему, по мнению кроу, также можно было сменой имени.

Зачастую новые имена получали и после первого военного опыта. Юноши команчей брали новое имя или получали его от друзей после первого успешного военного похода, тем самым свидетельствуя о переходе во взрослую жизнь. У ассинибойнов юноша носил полученное в детстве имя, пока не убивал врага или не считал на нем «ку», находясь на вражеской земле. По возвращении из похода он и его родственники выкрашивали свои лица в черный цвет. Увидев это, кто-нибудь из шаманов нарекал юношу новым именем, громко оповещая об этом весь лагерь и восхваляя его храбрость. Льюис Морган отмечал обычай канзов часто менять свои имена: «Первое имя они носят все детство, а когда достаточно взрослеют для военных походов, отказываются от него и получают новое. Обычно это происходит в походе и дается по просьбе юноши предводителем отряда». После того как мальчик сиу возвращался из первого похода, новое имя ему давал его дядя. Позднее оно менялось на другое, в котором отражался какой-нибудь из его поступков. Человек мог взять имя своего отца, сам совершив героическое деяние. По словам индейцев племени ото, каждый раз, когда их бойцы отправлялись в военный поход, на первом же привале они получали новые имена. Лидеры обществ во время набега могли присвоить воинам имена, которые соответствовали определенному обществу. Согласно Висслеру, предводитель общества Волка сиу Маленький Волк дал следующие имена членам военного отряда: Изможденная Собака, Черный Волк, Белый Волк, Высокий Волк, Быстрый Волк, Не Собака, Выигравший Победную Собаку, Мертвая Собака, Красная Собака, Большая Собака, Медленная Собака, Желтая Собака и Черная Собака. Эти имена могли быть «выброшены» во время победной пляски, и выбрать новое имя мог быть приглашен родственник. Сиу Боящийся Медведя получил имя от Красного Облака после того, как «выбросил» прежнее. Во многих племенах, например у пауни, существовал обычай, по которому после успешного похода за лошадьми воины могли брать себе новые имена.

У некоторых племен существовали табу на произнесение собственных имен. В прежние времена ни одного из равнинных кри нельзя было спрашивать, как его зовут. Никто из их мужчин никогда не упоминал своего имени, кроме тех случаев, когда он хвастался боевыми заслугами — особенно по возвращении отряда из успешного похода. Тогда он мог рассказать историю своего подвига и добавить: «Я Бешеный Бык и привык поступать так!»

Ю. Стукалин
17-01-15
Оставить комментарий
Ваш комментарий:
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent