» » Влияние войны на церемониальную жизнь индейских племен

Влияние войны на церемониальную жизнь индейских племен

Большинство индейских церемоний включало в себя элементы, так или иначе связанные с войной и боевыми заслугами, а перечисление совершенных воином подвигов было неотъемлемой частью практически всех общественных собраний. К примеру, во время Пляски Солнца, одной из наиболее важных племенных церемоний практически всех равнинных племен (кроме команчей, омахов, айовов, канзов, миссури, ото, осейджей и вичитов), в центре устанавливался ствол дерева, называемый «солнечным столбом». На поиски подходящего дерева индейцы отправляли отряд «разведчиков». На дереве считали «ку», как на настоящем враге, а в процессе церемонии для исполнения тех или иных ритуалов задействовались люди, имевшие на своем счету определенные воинские заслуги. Песни сиу, исполняемые во время поиска ствола для центрального столба Пляски Солнца, исполнялись также и во время поиска бизонов или врагов. Песни в честь воина могли петь во время ритуала Прошения Пищи перед его палаткой, Победных Плясок и на встрече военного общества.
Даже такие малозначительные в рамках племени события, как установка нового типи, были сопряжены с проведением ритуалов, напрямую связанных с войной. Женщины ставили новое типи, но в него никому нельзя было входить до соблюдения определенных ритуалов. У арапахо церемонию «освящения» новой палатки мог провести только тот воин, который, сражаясь на белом коне, посчитал «ку» на враге, также восседавшем на белом коне. Если в лагере такового не было, церемонию мог провести воин, посчитавший «ку» на враге, одетом в белую рубаху, скакавшем на темном коне. У шайенов церемонию проводил воин, убивший врага в его же палатке.

Для него и других храбрецов владелец нового типи устраивал пир. Очевидец сообщал, что шайенская церемония проводилась следующим образом. Когда палатка была готова, женщины, установившие ее, отошли, и к ней приблизился Маленький Медведь с группой других стариков. Сопровождающие остановились на некотором отдалении, стоя или рассевшись широким полукругом. Маленький Медведь, держа в руке небольшую палку, подошел ко входу и воткнул ее с левой (южной) стороны от входа. Повернувшись к собравшимся, он начал рассказывать: «Мы отправились в погоню за ютами. Огромный верховой отряд. С нами были Худой Бык и Большой Лук (кайовы. — Авт.). В середине дня мы нагнали ютов у Рэтон-Маунтинс. Их лагерь состоял из пяти типи. Мы атаковали, и я бросился к палатке, стоявшей слева. Только я приблизился ко входу в нее, как оттуда высунулась голова юта. Я пронзил его копьем. Мы скальпировали его и захватили нескольких лошадей». Закончив говорить, Маленький Медведь развернулся и вошел в новую палатку. За ним последовали остальные храбрецы — наиболее влиятельные люди вошли первыми. Если в шайенском лагере не было человека, совершившего необходимое деяние, они могли пригласить арапахо, на счету которого было таковое, и наоборот. Если же такого воина не было в обоих племенах, тогда пользовались услугами человека, посчитавшего «ку» внутри вражеского бруствера.

Проведение военных церемоний


В некоторых племенах проведение военных церемоний возлагалось на членов какой-либо из общин или кланов. Так, у кайовов все военные церемонии племени проводили члены общины когуи, или Лоси. У осейджей за выполнение определенных военных ритуалов отвечали люди клана монсот-семонин, или Идущие Скрытыми в Тумане. Когда отряд собирался атаковать врагов или должен был отступать, люди монсотсемонин исполняли ритуалы, вызывающие туман или сильный ветер, поднимающий пыль, в которой воины осейджей могли передвигаться скрытно от врага. Клан узугахе, или Расчищающие Тропу, отвечал за обнаружение проходов через природные препятствия, лежащие на пути военного отряда, или в обход этих препятствий, а также за переправу через опасные реки. Клан понков никапашна, или Череп, владел военными трубками и управлял военным советом племени. А люди клана важаже были настолько воинственны и так легко затевали ссоры, что, дабы утихомирить их, в их ведение была передана трубка мира и соответствующие ритуалы.

По материалам Ю.Стукалина
29-11-14
Оставить комментарий
Ваш комментарий:
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent