» » Военные общества индейцев

Военные общества индейцев

Мужчины обычно являлись членами одного из мужских союзов (обществ), упоминания о которых появились еще в начале XIX века. Льюис и Кларк в августе 1804 года были первыми, кто отметил их среди сиу. Брекенридж, посетивший арикаров в 1811 году, писал: «Они делятся на различные группы, или классы: фазаны (самые старые мужчины), медведи, лоси, собаки и т.д. Каждая группа имеет своего лидера... Принимают в них по достижении определенного возраста, после того как человек доказывает свою значимость, и сопровождается это пышной церемонией. Люди Собаки считаются самыми храбрыми и эффективными на войне и представляют собой молодых воинов, не достигших тридцати лет». Военные общества индейцевМужские союзы делились на военные и гражданские. Некоторые общества (или культы) состояли из людей, которым в видении являлся дух одного и того же существа. Например, у сиу таковыми были общества Лося, Бизона, Лошади, Волка и Медведя. Подобные культы, в отличие от воинских обществ, не выполняли общественных функций, были чисто церемониальными, и встречи их проводились нерегулярно. У некоторых племен такие культы с годами преобразовались в воинские. Общества не были постоянными — одни появлялись, другие исчезали. Иногда они меняли названия или получали дополнительные. Например, во время Битвы у форта Фил-Кирни члены шайенского общества Лосей захватили около шестидесяти синих солдатских мундиров. После этого они стали также называться Синими Солдатами и ездить колонной в парах, подобно кавалеристам. Каждое военное общество имело свои регалии, украшения, пляски и церемонии. В таком обществе существовали определенные должности или посты, которые занимали наиболее прославленные бойцы. Именно они были носителями регалий общества. Эти воины, называемые офицерами, должны были проявлять беспримерную храбрость в схватках с врагами.

В некоторых племенах мужские союзы были возрастными, в других — нет. К последним, например, относились сиу. Кларк Висслер разделил общества по функциям на полицейские, гражданские (руководящие) и воинские. Полицейские следили за порядком в лагере, во время перекочевки и бизоньей охоты, а также наказывали нарушителей спокойствия и наложенных вождями запретов. Единовременно в качестве полиции выступало одно общество. У сиу вождь общины назначал четверых лидеров общества, а они, в свою очередь, привлекали остальных членов. Выбор общества, выполняющего полицейские функции, обычно производился в начале летней поры, и их служба продолжалась до окончания сезона. Как правило, но не обязательно, общества сменяли друг друга поочередно.

Восемь возрастных обществ арапахо


В племенах, где мужские союзы были возрастными, от мальчика ожидали, что он, взрослея, будет переходить из одного общества в другое, пока его не убьют в бою или он не достигнет старости, когда сможет отойти от дел. Такой была система у арапахо, черноногих, гровантров, манданов, арикаров, хидатсов. К примеру, у арапахо было восемь возрастных обществ.

1. Люди Лисы. Самые молодые люди, которые могли оставаться в этом обществе приблизительно до 25 лет.

2. Звездные Люди. Общество состояло из людей около 30 лет.

3. Люди Палицы. Играли центральную роль в военной жизни племени, поскольку находились в расцвете сил.

4. Люди Копья. Выступали в качестве племенной «полиции», следя за порядком в лагере, на кочевье и во время охоты.

5. Бешеные Люди. Мужчины около 50 лет и старше.

6. Люди Собаки. Средний возраст членов этого общества составлял около 50 лет.

7. Общество Палатки Потенья, или Стоики. Тайный союз пожилых мужчин. Они не воевали, но иногда сопровождали военные отряды, уходя каждую ночь поодаль, чтобы совершить тайные церемонии, необходимые для успешного исхода рейда или набега.

8. Общество Разливающейся Воды, или Брызгающиеся Люди. Общество состояло из семерых самых старых и мудрых мужчин племени, которые служили наставниками для всех остальных обществ.

Мужские общества кайова-апачей


У кайова-апачей существовало всего три мужских общества — Кролики, Манатиди и Клинтиди, и только два последних были воинскими. Кролики объединяли мальчиков племени. Хотя принятие в Манатиди считалось почетным, мужчины старались избежать такой чести. Обязанности были утомительными, пляски длинными, да и в бою следовало проявлять отчаянную храбрость, что, по словам самих индейцев, было весьма опасно. Когда в лагере становилось известно о предстоящем проведении собрания членов и возможном наборе новых людей, молодежь разбегалась из лагеря, но время от времени кого-нибудь все же ловили. Зазевавшегося неожиданно хватали вне зависимости от того, чем он был занят, после чего он уже не мог отказаться от вступления в общество. Родственники нового члена устраивали для Манатиди пир и дарили лидеру общества лошадь. Всего в него входило приблизительно от 20 до 50 воинов племени, обычно четное количество, поскольку члены его делились на пары, которые называли друг друга «друзьями», вместе плясали, вместе сражались, одинаково раскрашивались, во всем помогали друг другу, а их дети были как братья и сестры. Жены Манатиди принимали живое участие во встречах общества, сидели позади них, но вне типи, присоединялись к пляскам и песням, но никогда не смешивались с группой мужчин. Манатиди выполняли полицейские функции по поддержанию порядка в лагере, на охоте и при перекочевке. Но члены общества никогда не сражались и не отправлялись в рейд или набег как единая группа.

Военные общества черноногих, кроу, шайенов и арикаров


Военные общества пользовались в племени огромным влиянием. Насколько оно могло быть велико, показывает случай с шайенскими Тетивами, которые безнаказанно избили самого уважаемого человека в племени — Хранителя племенной святыни (Магических Стрел), чтобы тот раньше положенного срока провел наиболее важную племенную церемонию и они смогли бы отправиться в военный поход. Среди черноногих во второй половине XIX века самым могучим обществом были Храбрецы. Они помогали вождям поддерживать порядок в лагере, разнимать ссорящихся и наказывать провинившихся. Они также следили за племенной бизоньей охотой, чтобы никто случайно не вспугнул стадо. Когда лагерь перекочевывал с места на место, Храбрецы ехали распевая песни и ударяя в барабаны. При этом каждый из них имел при себе нож, лук и полный стрел колчан. Этой же ночью они сворачивались на земле в центре лагеря «подобно собакам». На следующий день, когда племя двигалось дальше, члены общества задерживались и съедали пищу, оставленную на стоянке. Затем снова, как собаки, они медленно следовали за соплеменниками, входя в новый лагерь только после того, как были поставлены палатки и разведены костры.

В некоторых племенах, например у кроу, в военные общества входило все боеспособное мужское население племени. У других, например у шайенов, большинство, но не все. У арикаров второй половины XIX века только три общества были чисто военными — Черные Рты, Полумесяц и Оджибвеи, причем первое также выполняло в лагере функции «полиции».

Наиболее важные и агрессивные воинские общества равнинных племен


Наиболее важными и агрессивными воинскими обществами среди равнинных племен, несомненно, были общества Собак и Лис. Общества Собак существовали у черноногих (Собаки и Храбрые Собаки), сарси (Собаки), арикаров (Молодые Собаки), хидатсов (Собаки, Маленькие Собаки и Бешеные Собаки), манданов (Собаки, Маленькие Собаки, Бешеные Собаки и Старые Собаки), равнинных оджибвеев и кри (Большие Собаки), арапахо (Люди Собаки), гровантров (Собаки), кроу (Большие Собаки и Бешеные Собаки), ассинибойнов (Глупые Псы), шайенов (Солдаты Псы или Люди Собаки), пауни (Молодые Собаки), вичитов (Большие Собаки или Много Собак), кайовов (Настоящие Псы), кутеней (Бешеные Псы) и ютов (Собаки). Общество Лис было распространено среди сиу, шайенов, арапахо, гровантров, черноногих, ассинибойнов, арикаров, манданов, хидатсов, кроу, омахов и понков. Эти общества в большинстве своем были военными и одними из наиболее сильных — они всегда были готовы встретить врага лицом к лицу. Например, военное общество Бешеных Псов кутеней состояло из храбрейших воинов племени, которые не могли отступать в бою, если только не получали приказ от своего предводителя.

Между военными обществами внутри племени существовала жесткая конкуренция и соперничество. Многие из них соревновались друг с другом не только в военных подвигах, но даже в воровстве жен. В последнем случае мужчина, у которого человек из соперничающего общества увел жену, должен был проявить выдержку и хладнокровие, сделав вид, что не произошло ничего ужасного. Если же он впадал в ярость, его самого и общество, в котором он состоял, подвергали насмешкам. В делах войны соперничество выражалось в том, кто первым посчитает «ку» в конкретном бою или в определенный период времени.

У кроу, например, в результате этого одно общество могло «отобрать» песню общества-соперника и исполнять ее на своих сборищах, пока соперникам не удастся «взять ее обратно». Военное общество кроу, в котором состоял человек, чьи боевые заслуги были выше заслуг любого другого воина из общества-соперника, становилось доминирующим к племени. Представители некоторых обществ иногда устраивали, как часть церемонии, показательные действа, чтобы доказать соплеменникам свою храбрость и мощь защитных магических талисманов общества. У Храбрецов черноногих было четыре человека, называемых Храбрецами Гризли. Во время церемониальных плясок общества каждый из них стрелял вертикально вверх тупой стрелой, и, пока все остальные разбегались, Храбрецы Гризли стояли среди падающих на них стрел, демонстрируя храбрость. Подобную церемонию проводили и члены общества Бешеных у гровантров — они вставали в круг и стреляли вверх боевыми стрелами, а затем неподвижно стояли, склонив головы, пока стрелы падали среди них. Такая же практика существовала и у кроу.

© По материалам Стукалина Ю.В.
29-06-14
Оставить комментарий
Ваш комментарий:
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent