Традиционная стихотворная форма была уже не в силах вместить то новое содержание, доступ к которому открыл драме реалистический метод. Именно реализм помог выявить в ней отчуждение поэтического от содержательной основы и в этом смысле помог ей заново осознать свою истинную природу и возвратиться к своей первосущности. Уловив фальшь, драматургия отвергла девальвированное поэтическое слово и заговорила прозой, отдав тем самым предпочтение эпическому.
Однако это не значит, что драматургия тем самым полностью отказалась от поэтического. Это был сложный, двусторонний процесс, ознаменовавший появление на пути развития драмы новых трудностей, но и возможность новых открытий. Если, с одной стороны, реализм, обогатив ее новым содержанием, углубив и расширив ее связи с основами бытия, способствовал, как сказано выше, освобождению драмы от устаревших эстетических форм, то, с другой, выведя на первый план эпическое, повествовательное, он нарушил исконное равно началие, лежащее в основе драматургической структуры. «Роман и повесть стали идеальной формой бытия эпической литературы,- пишет М. Каган,- а реализм - идеальным для нее творческим методом. Потому-то теория реализма в XIX-XX вв. и поклоняется роману и повести, сводя к ним литературу и даже искусство в целом,- так же, как эстетика романтизма находила высшее проявление литературы в лирической поэзии, и так же, как эстетика XVII-XVIII вв., говоря о словесном искусстве, имела в виду чаще всего драму, поскольку видела в ней идеальную форму бытия поэзии».
Связанный с утверждением реализма приоритет эпического, выйдя за пределы своей «идеальной формы», с неизбежностью привел в драматургии к подавлению поэтического. Двуединство ее начал оказалось подмененным монопринципом, чуждым ее природе, составляющим основу другого рода литературы - эпоса. Если бы такое единоначалие утвердилось окончательно, драме грозило эстетическое вырождение.