На эту проблему литература впервые вышла в эпоху «американского возрождения», определив содержание художественных поисков романтиков - от Ирвинга до Мелвилла и Готорпа. Начатое ими было продолжено Уитменом и Твеном, в творчестве которых американская эпическая традиция XIX в. достигла своей вершины. Создание развитой эпической традиции, которая к началу нового столетия была представлена также именами Генри Джеймса и У. Д. Хауэллса, Стивена Крей-на, Ф. Норриса, Т. Драйзера и Дж. Лондона, явилось одной из важнейших предпосылок возникновения американской драмы.
Юджин О'Нил пришел в американский театр именно в тот момент, когда возникла ситуация, благоприятствовавшая появлению драмы. Это произошло благодаря движению так называемых малых театров, начавшемуся в 10-е годы нашего столетия. Американские «малые театры», аналогичные французскому и немецкому Свободному театру, Независимому театру Англии, русскому Художественному, объявили своей целью не получение прибыли, а решение художественных задач. Как и в Европе, они противопоставили себя сложившейся системе организованного театрального дела, нацеленного на достижение коммерческого успеха и целиком ориентированного на вкусы буржуазной публики.
Наиболее наглядное представление о характере творческих устремлений этого движения, которое в свою очередь явилось частью более широкого движения - того подъема художественной жизни страны, каким отмечены в Америке конец первого - начало второго десятилетия XX в., дает репертуар этих театров. Именно в отборе драматургического материала, как в капле воды, высвечивается разрыв с устаревшим, омертвевшим каноном, не отвечающим более духовным потребностям общества.
Разумеется, театр располагает и чисто театральными средствами, с помощью которых оп может дать почувствовать необходимость перемен, предугадать, предсказать или даже подсказать их направление, характер и форму в решенных по-новому постановках классических пьес. Новые интерпретации классики - это не просто «открытие» новых смыслов, отражающих духовное состояние общества на определенном этапе его развития. Это и переосмысление средств выразительности, образующих в совокупности целостные, законченные художественные системы.
04-08-12