Однако можно предположить, что помимо этих социально обусловленных факторов на развитие драматургии в Соединенных Штатах оказали влияние и иные факторы. Особое внимание среди них следует уделить тем специфическим чертам, которые отличают драму как род литературы, определяя особенности его формирования.
В этом плане несомненный интерес представляют рассуждения М. Волошина о судьбах русской драмы. Не разделяя его взглядов на историю ее развития, в том числе таких утверждений Волошина, как: «Русская драма в XIX веке отличалась определенным стремлением превратиться в повествование ... русский театр дошел через Тургенева до эпических форм Чехова и на нем прекратился. Драматургия русская сперва перестала быть драматической, а затем иссякла», можно, думается, во многом согласиться с предложенной им интерпретацией самого процесса формирования драматургии в новейшее время.
Хотя Волошин развивает свою концепцию на основе русской литературы, представляется возможным вынести ряд ее положений за пределы одной национальной традиции. Это позволяет сделать не столько наличие аналогий между литературным процессом России и Америки в XIX в., сколько обращение к основным закономерностям формирования драмы как рода литературы.
Зерно волонинской концепции составляет Идея развития драмы на основе романа. Отвергая, как бесплодный, путь инсценировок, он в статье «Достоевский и русская трагедия» утверждает: ...каждый драматург имеет право использовать роман как эпос - беря оттуда основные коллизии и первоосновы характеров, претворяя их в своем миропонимании»
Развивая эту мысль в другой своей работе, Волошин расширяет обоснование генетических связей драмы с романом, основывая их на осмыслении связей драмы и эпоса в античной традиции: «...для возникновения трагедии нужно существование мифа и его эпической обработки. В русском классическом романе XIX века затаен весь русский миф и эпос, и русская трагедия сможет возникнуть только на этой почве.