При том, что на поверхности все как будто отвечает реальному положению вещей (действительно «остался в стороне», действительно «не проникся»), дело все же обстояло иначе. Исход взаимодействия решался слояшым идейно-эстетическим противоборством, оценка которого не может быть, как в приведенном выше суждении, однозначно негативной в отношении О'Нила и однозначно позитивной в отношении драматургии 30-х годов, хотя бы потому, что ужe следующий период в развитии американской драмы поставил ее перед настоятельной необходимостью более глубокого осмысления и освоения о'ниловских заветов.
Выше говорилось о том, что 30-е годы отмечены в драме прояснением социального конфликта, составившего основу нового для Соединенных Штатов вида искусства. Оно представляет собой главнейшее качественное изменение драматургии «красного десятилетия» по сравнению с предыдущим периодом, прошедшим под звездой О'Нила, и с полным основанием может быть названо ее важнейшим завоеванием.
Но картина будет далеко не полной, а оценка - необъективной, если говорить лишь о достижениях. Наряду с ними были и серьезные потери. Прояснение конфликта на основе отражения в драматических коллизиях классовых противоречий вело к его заметному упрощению, выпрямлению. Представленное в многочисленных вариантах противопоставление сконцентрированных на полюсах действия бесправия и нищеты масс, с одной стороны, и всесилья и жестокости властелинов мира, неправедными путями завладевших богатствами страны,- с другой, хотя и отражало реальные противоречия эпохи, склонялось к схематизации, порождало окостенение драматургической структуры, что уже было не совместимо с исходными установками о'ниловского театра.
Несмотря на завидную изобретательность авторов в построении сюжета, действие становилось предсказуемым, утрачивая столь высоко ценимую О'Нилом непосредственность как воплощение самопроизвольного течения жизни, вытравляло, убивало жизнь, которую О'Нилу удалось вдохнуть в американскую драму. Это, хотя и в разной степени, сказывалось в творчестве всех крупнейших драматургов 30-х годов, в таких, к примеру, произведениях, как «Черная шахта» А. Мальца, «Настанет день» и «Стража на Рейне» Л. Хеллман, «Пока не умру» Кл. Одетса, «Портовый грузчик» Дж. Скляра и многие другие.