» » Сходный механизм приспособления

Сходный механизм приспособления

У Стриндберга не приемлющий окружающего мира протагонист, который не только изверился в идеалах, но и сомневается в реальности самого этого мира, алчет иной, высшей, истинной реальности, отвечает на давление общества уходом в мир фантазий, грез, снов. В этой сфере, являющейся его собственным порождением и как будто недоступной воздействию среды, герой утверждает свою независимость от общества. И, однако, парадоксальным образом как раз она-то и выступает своего рода средством адаптации протагониста к неприемлемым для него условиям существования, к отвергаемой им действительности.

Сходный механизм приспособления находят для себя в маске герои Пиранделло, вынужденные существовать одновременно в двух мирах. Маска призвана выразить их неподвластность неистинному миру буржуазных отношений. Но она потому и необходима, что неистинный для протагониста мир есть реальность действительности, а воплощенные в маске свобода и истинный мир предстают как фикция, кажимость, иллюзия.

Какую бы форму ни принимало приспособление, оно исходно снимает вопрос о герое и героизме, выдвигая вместо целостной самодостаточной личности, неколебимо уверенной в своей правоте и безоговорочном праве на самоутверждение, личность усеченную, непоправимо распавшуюся, расщепленную на множество фрагментов, получивших возможность представительствовать за целое.

Негероичным, как известно, считал свое время Чехов, исключавший возможность появления героя как в жизни, так и на сцене, призванной воссоздавать жизнь во всей истинности. Пленники своей эпохи, своей - в широком смысле - драматической ситуации, его персонажи вместе с тем совершенно определенно не подвластны ей. Они и втянуты в течение повседневности, и одновременно как бы стоят особняком, в стороне от нее. И бессильны -до смешного, до нелепого, как Гаев или Епиходов,- бессильны перед незримым, но могучим, все захлестывающим движением. И без усилий вырываются из него. И совершается их освобождение тоже путем парадоксальным - не вызовом судьбе, не борьбой, не утверждением собственной воли, которым сопровождается такая борьба и которое составляет также и ее конечную цель, а бездействием.

22-03-13
Оставить комментарий
Ваш комментарий:
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent