Сколь бы важны они ни были сами по себе, драматург не остановился на воссоздании отдельных граней действительности. О'Нила интересовал мир в его целостности. Рождение американской драмы как вида национального искусства совпало с эпохой мировых катаклизмов, предельно обнаживших антигуманность буржуазного общества. О'Нил возвысил американскую драматургию до философского осмысления раскрытых в его пьесах социальных конфликтов, сделав центральным стержнем своего творчества проблему тотального отчуждения личности. В этом плане от выступил новатором не только в отечественной литературе, но и мировой драматургии. Непримиримой враждебности собственнического общества человеку О'Нил (а в его лице - и вся американская драма) противопоставил человека как высшую ценность.
Рассмотрение сквозь призму этой проблемы различных конфликтов позволило драматургу выявить то общее, что лежит в их основе. В связи с этим один из наиболее проницательных американских театральных критиков, Хэ-ролд Клермен, писал:
«Помимо его интереса к сложностям индивидуальной психологии О'Нил размышлял о драме человеческой души в Америке. Что-то пошло наперекосяк. Поэт, который жаждал познать иные земли, лежащие за пределом его (повседневных.- М. К.) занятий, не смог следовать своим устремлениям, и в результате его существование становится бесплодным. Простой труженик, гордый силой, приводящей в движение колеса нашей великолепной цивилизации, обнаруживает, что его презирают и что сам он втянут в ее механизм в качестве всего-навсего какого-то винтика. Художник стремится сравняться с деловитостью бизнесмена - бизнесмен завидует воображению художника. Переселенец из Старого Света, притязающий на аристократизм, выглядит абсурдно на нашей фабрике меркантильной демократии. Но без этой тяги к величию истинное достоинство человека оказывается подорванным. Сын почти лишен пионерской хватки отца - отец в борьбе за обладание землей на своей ферме (Америкой?) теряет способность любить.