Очевидно, таким образом, что предпринятый О'Нилом театральный эксперимент, основанный на использовании условности, отнюдь не означал неразборчивого заимствования приемов, простого перенесения на американскую почву готовых образцов, сложившихся в недрах любых художественных систем, слепым копированием чужих творческих находок. Открытые условным театром приемы приобретали в о'ниловской драме иной, ранее им несвойственный смысл, иную эстетическую функцию и нагрузку. В драматургическом мире О'Нила они воплощались прежде всего в конструктивном решении пьес, существенно влияя на стилистику произведения, но не подрывая его реалистической основы, опирающейся в первую очередь на разработанный согласно принципам реализма характер. Результатом была не эклектика, всегда в большей или меньшей степени выдающая механистичность и произвольность совмещения различных по своей природе художественных систем, а их сращение, сплав, приводящий к созданию своеобразной целостной системы. Ведущую роль сохранял за собой реализм через решенный по законам реалистической драмы характер. Средствам и приемам условного театра отводилась подсобная роль обострения его обрисовки, а также повышения динамики действия. Этим определялось новаторство драматургии О'Нила, создавшего своего рода «неусловный» условный театр.
Архитектоника «экспрессионистских», как их принято называть, пьес О'Нила, хотя, как говорилось, драматург в своем обращении к эстетике условного театра не ограничивался приемами экспрессионизма, показывает, что самый термин применим к ним лишь в узком значении слова, указывая на присутствие в них отдельных элементов условной драмы при отказе следовать ее принципам в трактовке и художественном решении образа героя и конфликта. Особая функциональная роль характера в структуре драмы, завещанная О'Нилом своим преемникам, утвердилась в качестве одной из определяющих особенностей американской драматургии в целом .