» » Стиль и архитектоника пьесы

Стиль и архитектоника пьесы

Таким образом, точно отражая душевное состояние героя, эти сцены-видения усиливают драматизм происходящего. Кроме того, в них находят выражение те универсализующие тенденции, которые выводят судьбу героя за рамки единичного случая.

Рисуя образ Джонса, О'Нил представляет сознание героя лишенным цельности. Подобное расщепление, порожденное двойственностью его положения в конфликте, не является чем-то исключительным. Оно лишь отвечает сущности его характера как трагического героя. Раздвоение сознания - та общая родовая черта, которая объединяет Джонса с Гамлетом, Отелло и другими протагонистами трагедии. Однако по сравнению с Шекспиром О'Нил, как драматург иной исторической эпохи, вносит в ее разработку существенные изменения. Раздвоенность сознания Джонса, закрепленная в видениях-картинах, облекающих в материальную оболочку состояние его внутреннего мира, предстает как необратимый процесс. Он исключает примирение раздирающих его душу противоречий, приобретая форму распада.

Выводя внутренние процессы из глубин души героя в действие, объективируя их в сценах-видениях, О'Нил придает им скачкообразный характер. Процесс разбивается на отдельные стадии, стыки между которыми опускаются, остаются необозначенными. Переходы из одного состояния в другое подчеркнуто резки. Это ощущение усиливается тем, что погружение в тайники души героя метафорически представлено погружением в глубины исторического времени, уводящим героя все дальше от реального мира. Все это, вместе взятое, передает углубление распада сознания, который приводит Джонса к гибели.

Диалогизирующее сознание протагониста несомненно несет на себе следы влияния темы двойничества в романтизме. О романтических истоках творчества О'Нила справедливо и неоднократно писалось. Не стоит забывать, однако, что неоднозначность, многомерность личности при ее тождественности самой себе, отражающая реальную противоречивость человеческой природы,- одно из краеугольных понятий реализма. В плане психологической достоверности художественный мир драмы О'Нила должен рассматриваться не только в его связях с романтической, но также - и думается, преимущественно - и с реалистической эстетикой.

28-03-13
Оставить комментарий
Ваш комментарий:
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent