» » Цельность сознания Джонса

Цельность сознания Джонса

Стиль и архитектоника пьесы определяются тем, что в картинах-воспоминаниях опущены основные повествовательные моменты, связанные с передачей истории народа от одного поколения к другому. Прошлое предстает в ней не как непрерывный процесс или связный рассказ о нем, что отвечает эпическим структурам, а как цепочка изолированных друг от друга, замкнутых в себе драматических событий, существующих вне широкого исторического или повествовательного контекста. Отсутствие соединительных звеньев, законченность этих эпизодов в себе выводит эти картины-видения из области эпического (изобразительного) в область поэтического (выразительного), где они приобретают большую символическую нагрузку.

Перевод внутреннего мира во внешний, зрительный ряд - наглядный пример использования О'Нилом характерных приемов экспрессионистской драмы. Однако обращение к нему драматург подчиняет общей реалистической установке, положенной в основу пьесы. Поэтому, переводя воспоминания Джонса в зрительный ряд, он соотносит это с характером героя, учитывая прелюде всего требования психологической достоверности.

Но место этого приема в структуре драмы определяется не только психологической мотивированностью, которую он сообщает действию. По существу, за героя начинает «говорить» автор, однако это не привычный язык слов, но язык жеста, пластики, ритма, цвета и света, раскрепощающий способность к поэтическим ассоциациям. Тем самым в «Императоре Джонсе» повествовательная стихия оказывается вписана в поэтическую.

Вместе с тем в этих картинах-видениях происходит совмещение планов настоящего и прошлого. Оно также входит в арсенал экспрессионистской поэтики и направлено главным образом на воссоздание неуправляемых процессов психики. Перемежающиеся, перетекающие одно в другое события прошлого и настоящего показывают, что Джонс больше не способен управлять ходом своих мыслей, направляют действие к трагической развязке. В то же время само действие - эпический элемент драмы - приобретает в результате откровенно субъективную окраску. Это также усиливает роль в художественной структуре пьесы лирического элемента.

13-03-13
Оставить комментарий
Ваш комментарий:
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent