Вместе с тем это и не собирательный образ негра - жертвы социальной несправедливости, хотя оба эти момента существенны для его характеристики. Это образ живого человека Брутуса Джонса, бывшего проводника пульмановского вагона, прошедшего тюрьму и каторжные работы. Человека сметливого, ловкого, отважного, достаточно честолюбивого, чтобы стремиться к власти, и достаточно самоуверенного, чтобы не замечать, когда его власть пошатнулась, наделенного юмором, даже добродушием, но жестоко обирающего и притесняющего безответный, темный люд, втайне помышляющего о свободе и лишающего ее других, причиняющего страдания и глубоко страдающего, своим умом постигшего, что деньги - главная пружина в жизни буржуазного общества, и простодушно верящего в силу чар, в то, что свалить его может лишь заколдованная серебряная пуля,- словом, человека, наделенного таким множеством и богатством мотивировок, такой полнотой характеристики, которые отвечают эстетическим установкам реализма.
Основное средство характеристики героя в пьесах этого периода - внутренний монолог. Необычайно интересна в этом плане его структура в «Императоре Джонсе», где в законченной форме выявились основные принципы его построения, которым драматург оставался верен на всем протяжении своего творчества.
Цельность сознания Джонса нарушена двойственностью его положения как жертвы несправедливого социального устройства и как преступника - убийцы и тирана. Соответственно и в тех картинах прошлого, которые всплывают в его мозгу и в наглядной, зримой форме передают его душевное состояние, он выступает то в одной, то в другой роли. Притом преступления. Джонса представлены в значительной мере как следствие совершенных ранее преступлений - социального насилия белых над черной расой. Необходимая полнота характеристики прошлого достигается соединением его личных воспоминаний с тем, что сохранено родовой памятью народа, которой отводится важная роль в освещении прошлого.