» » Понятие «духа»

Понятие «духа»

Следствием отказа от миметического принципа является отказ от индивидуальности и, таким образом, неизбежно и от психологии. Стремясь к выражению внутренней сущности своих объектов, закономерностей окружающего мира, экспрессионизм, по существу, свел классическую формулу «типические характеры в типических обстоятельствах» к понятию типа. Человек с его неповторимой индивидуальностью оказался вне поля зрения экспрессионистского искусства. Как справедливо указывает видный специалист по истории и теории экспрессионистской драмы Клаус Кендлер, представитель современного литературоведения ГДР, выдвижение типа в центр художественной системы экспрессионистской драмы тесно связано с ее философской основой, с тем, что, поскольку «драматург-экспрессионист стремится проникнуть в сущность вещей, в общее, он отказывается от особенного, индивидуального - всего того, что требует изображения круга проблем в виде единичного случая, индивидуального конфликта». Развивая эту мысль, исследователь добавляет: «Характер, психика, конкретно-исторические условия уводили бы в сторону от чистого воплощения идеала».

Но именно это и делало такой метод неприемлемым для О'Нила. «Экспрессионизм,- писал О'Нил,- отрицает ценность обрисовки характеров. Насколько я понимаю, экспрессионизм пытается свести на сцене до минимума то, что стоит между автором и зрителем. Он стремится дать возможность автору обращаться прямо к зрителю... Лично я не верю, что можно легко передать зрителю какую-то идею иначе, чем через посредство персонажей. Когда зритель видит «Мужчину» и «Женщину» - простые абстракции, он теряет человеческий контакт, благодаря которому узнает себя в герое пьесы. Я не верю, что персонаж встает между идеей автора и зрителем».

В центре драматургии О'Нила неизменно остается именно человек с его неповторимым обликом, с его неповторимой судьбой. Если обратиться, скажем, к «Императору Джонсу», то образ главного героя пьесы - это отнюдь не образ внеличностного, абстрактного сознания, агонизирующего в страхе перед смертью и проходящего в своей дезинтеграции через несколько стадий. «Ступенчатость» эмоциональных сдвигов, сменившая непрерывность внутреннего развития персонажа в реализме, стала, как известно, одним из характерных признаков экспрессионизма в драме.

13-03-13
Оставить комментарий
Ваш комментарий:
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent