» » Эпоха реализма

Эпоха реализма

Выше уже говорилось о двойственной природе драмы как рода литературы, основанного на соединении субъективного и объективного, эпического и лирического и потому непременно предполагающего в себе поэтичность, а также о тех поисках новых способов воплощения ее в драме, которые выдвинуло перед ней в качестве настоятельной задачи утвернедение реализма как ведущего метода в искусстве второй половины XIX в. Именно в ъ. свете этих художественных исканий, которыми отмечено самодвижение драмы в эпоху реализма, и может быть в полной мере понят и оценен смысл художественных экспериментов О'Нила.

Следует упомянуть также об определенной сложности оценки художественных явлений, группировавшихся вокруг понятия «реализм», на суть которой обращает внимание Р. Якобсон, чья формулировка проблемы отличается большой четкостью. В статье «О художественном реализме» (1921), отмечая многозначность термина, исследователь говорит о том, что одно из его значений (в ходе его рассуждений это «значение С») выступает как «сумма характерных признаков определенного художественного направления XIX столетия» и что, согласно утвердившейся точке зрения, этот «„частный случай", отдельное художественное течение осознается как совершенное осуществление рассматриваемой тенденции и в сопоставлении с ним оценивается степень реализма предшествующих и последующих художественных направлений».

Поясняя далее, к каким последствиям это привело, Якобсон пишет: «Поскольку утвердилась традиция, что реализм - это С, новые художники-реалисты... вынуждены объявить себя неореалистами, реалистами в высшем смысле слова или же натуралистами, устанавливать различие между реализмом приблизительным, мнимым (С) и, на их взгляд, подлинным (т. е. своим). „Я реалист, но только в высшем смысле слова", заявил уже Достоевский. И почти ту же фразу повторяли поочередно символисты, итальянские и русские футуристы, немецкие экспрессионисты и проч. и проч. Порою эти неореалисты окончательно отождествляли свою эстетическую платформу с реализмом вообще, и потому они вынуждены, оценивая представителей С, отлучить их от реализма. Так посмертной критикой был взят под сомнение реализм Гоголя, Достоевского, Толстого, Тургенева, Островского».

06-03-12
Оставить комментарий
Ваш комментарий:
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent