» » Возможности индивидуального преодоления

Возможности индивидуального преодоления

Включение этой, чисто детской сцены озадачивало и, по-видимому, будет и дальше озадачивать режиссеров: введение исполнителей-детей в состав «взрослого» спектакля всегда представляет большие трудности. Смущала эта «неряшливая и ненужная»  сцена и критиков. Но ее введение вызвано отнюдь не прихотью или драматургическим просчетом О'Нила. Трудно согласиться с Р. Б. Хейлменом, объяснявшим появление подобных элементов в драматургической системе стремлением к «эпической всеохватности», тяготением к формам, присущим роману, но противопоказанным драме. В этих устремлениях Хейлмен видел причину неудачи О'Нила, который, по его мнению, так и не сумел создать подлинной трагедии, поскольку тенденции к эпичности приводили к драматизации действия.

Думается, появление этой сцены в данной пьесе продиктовано совсем иными мотивами: тем, что именно в ней реально воплощен тот идеал, который виделся художнику как итог, как конечный вывод, который должен был вынести читатель или зритель. В этой сцене белые и черные дети играют вместе. Отношения между ними представлены отнюдь не в идиллических тонах: О'Нила интересует идеал, а не идиллия. Как всякие дети, они спорят, дерутся, поддразнивают друг друга. Но еще не произошло их «падение» - приобщение к отравленному расовыми предрассудками обществу: детям неведомы способы унижения человека посредством оскорбления расового достоинства. Вступив во взрослый мир, герои сталкиваются с обществом, каким оно стало после «падения», находящегося исторически за пределами пьесы. Линии их судеб отражают поиски возможности индивидуального преодоления этого противоестественного состояния.

Таким образом, контрастом первой сцены, воплощающей естественные, не искаженные господствующими в обществе взглядами человеческие отношения, и основного действия драматург добивается, с одной стороны, усиления мысли о противоестественности, губительной для человека извращенности общественных норм, с другой - необычайно конкретного и непосредственного воплощения своего идеала. Что его можно и должно толковать как идеал, подтверждает финальная сцена.

05-02-13
Оставить комментарий
Ваш комментарий:
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent