» » Истоки трагического видения драматурга

Истоки трагического видения драматурга

При всех частных вариантах разработки конфликта в отдельных пьесах центральная коллизия в драматургии О'Нила - это неизменно единоборство человека с миром, судьбой, жизнью. Ни в современной действительности, ни в том, как рисовалось драматургу будущее Америки, он не находил сил, способных выдержать натиск враждебного мира, вырваться из-под его власти и в конечном счете добиться победы над ним. Исход единоборства оказывается предрешенным заранее - герой, не желающий смириться с буржуазной действительностью, принять навязываемую ею регламентацию, стать всего лишь простейшей функцией негодного социального организма, обречен на поражение.

Между тем со стороны критиков О'Нилу нередко приходилось выслушивать упреки в необоснованном пессимизме, в намеренном искажении американской действительности, в излишнем заострении внимания на мрачных ее сторонах, в неоправданном сгущении красок. Так, один из них называл сотворенный драматургом мир «бестиарием, полным коварных зверей и раздавленных червей»

«В персонажах, населяющих его пьесы, пишет критик,- нет ни единого признака благородства. Ни один из них не был создан по образу и подобию божию. Все они несут ;на себе печать зверя. Лучшие из них хороши лишь в негативном плане, пассивно воздерживаясь от зла, словно они не столько возлюбили добродетель, сколько напуганы пороком. Скитаясь по его миру - и при том зажавши нос,- нам трудно поверить, что даже он мог бы существовать, чтобы не нашлось в нем хоть одного положительно хорошего и приятного обитателя».

Тон критических рассуждений был далеко не всегда так резок, но смысл приведенного высказывания в многочисленных вариациях повторялся неоднократно. Утверждалось, что драматургический мир О'Нила и его герои слишком низменны; что протагонисты лишены «героической стати»; что даже там, где начало внушает некоторые надежды, к финалу «все обращается в комедию»; что язык его драм «невыразителен»  и лишен поэтичности, поскольку ему не дано создавать «удачные, запоминающиеся фразы; редко - даже никогда не может он придать идее окончательную словесную форму. В его пьесах немного, а то и вовсе нет строк, которые войдут в число знаменитых цитат».

 

25-01-13
Оставить комментарий
Ваш комментарий:
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent